Общественный договор
Обще́ственный догово́р, понятие социальной философии, связанное с концепцией происхождения государства как результата свободного соглашения между людьми. Согласно этой концепции, люди, находящиеся в естественном состоянии, по общему согласию создают такой институт, который силой закона надёжно защищает данные им от рождения естественные права, положив начало их собственно гражданской жизни.
Идея договорного установления государства высказывалась ещё в Античности (софистами, Эпикуром, Лукрецием). В Средние века, применяя эту идею к светскому государству, Фома Аквинский подчёркивал тем самым временную и условную природу этого института в противоположность вечному граду Божию – христианской Церкви. Своё полное развитие концепция общественного договора получила у мыслителей Нового времени – Г. Гроция, Т. Гоббса, С. фон Пуфендорфа, А. Сидни, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Согласно Гроцию, люди, реализуя принципы естественного права, создают государство – совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы. При этом обязанности верховной власти в государстве, установленные в результате соглашения, ограничены законами природы и человеческих сообществ, предписывающими людям жить в соответствии с нормами справедливости. Эти нормы одинаковы как для граждан, так и для власти. Различные теоретики общественного договора по-разному трактовали естественное состояние, объём отчуждаемых государству прав и народный суверенитет. Так, Гоббс, понимая естественное состояние людей как «войну всех против всех», а природу человека как крайне эгоистическую, связывал с общественным договором установление государства, обеспечивающего прежде всего мир и безопасность в обществе. Ради этого люди передают государству свои естественные права и ограничивают свою свободу. Государство у Гоббса наделяется абсолютной властью. Развитая Локком либеральная концепция общественного договора исходит из того, что, объединяясь в государство, люди передают ему лишь небольшую часть прав ради защиты таких своих неотчуждаемых естественных прав, как личная свобода, свобода веры, владение собственностью. Власть призвана защищать эти права, а если она не выполняет этой задачи и нарушает общественный договор, народ имеет право устранить такую власть (идея народного суверенитета, согласно которой источником всякой власти является народ). Руссо связывал с общественным договором задачу построения гражданского общества, рассматривая общественный договор не как договор правителя с подданными, а как договор равных лиц друг с другом, принимающих на себя обязательства на одних и тех же условиях и пользующихся одинаковыми правами. «Сувереном», т. е. носителем законодательной власти, объявляется народ. При этом Руссо различает волю частных лиц и «общую волю» (volonté générale), которая преследует исключительно общие интересы и актами которой принимаются законы.
Учения об общественном договоре формулировались в контексте исторических условий того времени: для Т. Гоббса это была Гражданская война в Англии, для Дж. Локка – реальная потребность в конституционном ограничении монархии. При этом, однако, они обращались к нормативной, философской аргументации, их интересовали не реальные исторические обстоятельства возникновения государства, а выявление тех условий, при которых такое возникновение может считаться правомерным.
Теория общественного договора и связанная с ней идея народного суверенитета оказали большое влияние на социально-политическое развитие Европы и Америки. Возникнув как альтернатива концепциям божественного происхождения государственной власти, теория общественного договора послужила оправданием низвержения абсолютных монархий в Англии и Франции, а в Северной Америке – установления конституционного республиканского строя. Её дальнейшим последствием стала периодическая выборность властей путём всенародного голосования, имеющая место в современных демократических странах, что по существу означает каждый раз заключение общественного соглашения.
В 20 в. концепция общественного договора получила новый импульс в исследованиях по политической философии, обращающихся к теории договора при выведении принципов справедливого и должного устройства общества. Наиболее значительные из них – этико-политическая концепция справедливости Дж. Ролза, экономическая теория общественного выбора Дж. Бьюкенена, договорная теория морали Д. Готье («Morals by agreement», 1986).