Франция. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Фра́нции. Центрами церковной музыки в средневековой Франции были монастыри и городские кафедральные соборы в Корби, Компьене, Санлисе, Шартре, Сен-Дени, Лане, Клюни и др. Сохранившиеся рукописи григорианского хорала свидетельствуют о существовании в разных регионах Франции (например, в Аквитании и Бретани) своих профессиональных и литургических традиций богослужебной монодии. В 11–13 вв. выделились две композиторские школы – в монастыре Сен-Марсьяль (Лимож) и школа Нотр-Дам (Париж; с ней тесно связано аббатство Сен-Виктор), в них бурно развивались тропирование монодии, гимнографические жанры (гимн, секвенция), новейшие формы и техники многоголосной музыки (мелизматический и метризованный органум, кондукт, гокет), появился мотет. Систематическая нотация ритма и метра, впервые внедрённая французскими музыкантами в период арс антиква, оказала влияние на всю последующую историю музыки. Эта система позднее получила название мензуральной. Средневековые авторы церковной и паралитургической музыки, как правило, анонимны; по именам известны полулегендарные Леонин и Перотин, а также Пьер де ла Круа. Средневековая музыкальная наука во Франции связана с первым расцветом Парижского университета; среди наиболее значительных теоретиков – Иоанн де Гарландия, Иоанн де Грокейо и Иоанн де Мурис; по всей вероятности, здесь также работал Франко Кёльнский.
Средневековая светская музыка (в тесном союзе с поэзией) традиционно связывается с деятельностью труверов (Гас Брюле, Готье де Куэнси, Тибо Шампанский, Адам де ла Аль, Жанно де Лекюрель). Многие их одноголосные песни (в отличие от их же многоголосных композиций) представляют собой контрафактуры мелодий трубадуров и других труверов. В светской вокальной музыке латынь была вытеснена французским и окситанским языками. В 13 в. во Франции регистрируются первые нотные записи инструментальной музыки (в жанре эстампиды). К этому времени относятся и артефакты нарождающегося музыкального театра – литургическая драма «Игра о Данииле» («Ludus Danielis») из собора Бове, пастораль «Игра о Робене и Марион» («Le Jeu de Robin et Marion») Адама де ла Аля. К началу 14 в. относится сатирическая поэма с обширными музыкальными вставками «Роман о Фовеле» («Roman de Fauvel»; стихи предположительно Жервеза дю Бю, музыка анонимна; рукопись 1317–1318).
1320-е гг. во Франции отмечены началом периода арс нова, идеологом которого считается композитор и теоретик Филипп де Витри. Ярчайший представитель арс нова – «последний трувер» Гильом де Машо, совмещавший в своём творчестве церковную (первая авторская месса), паралитургическую (мотет, в том числе с использованием техники изоритмии) и светскую (рондó, баллада, виреле, ле) традиции. В конце 14 – начале 15 вв., главным образом в папской капелле в Авиньоне, возникло оригинальное маньеристское движение, известное как ars subtilior (буквально «утончённое искусство»). Сочинения композиторов этого периода (Солаж, Сенлеш, Гримас, многочисленные анонимы) отличались особой сложностью гармонии, ритма, фактуры.
В музыкальной культуре Франции 15–16 вв. большую роль сыграли композиторы франко-фламандской школы, работавшие преимущественно при бургундском герцогском и французском королевском дворах: французы Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, А. Бюнуа, Л. Компер, А. Брюмель, фламандцы Й. Окегем, Х. ван Гизегем и др. Характерным для церковной музыки стало уравнивание в правах с григорианским распевом популярных песен в качестве cantus firmus. Исторически первый пример – месса Дюфаи на песню «Se la face ay pale» («Если бледен я»), самый показательный факт – многочисленные мессы на песню «L’homme armé» («Вооружённый человек»). Развился новый жанр многоголосной строфической песни – шансон; т. н. парижскую школу шансон в 16 в. представляли К. Жанекен, П. Сандрен, К. де Сермизи, П. Сертон. Шансон Д. Люпи «Susanne un jour» («Однажды Сусанна», на сюжет из Книги пророка Даниила) обрабатывали композиторы Западной Европы, в том числе О. ди Лассо. О популярности этого жанра свидетельствует Ф. Рабле, составивший в 4-й книге романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» обширный список знаменитых композиторов 15 – 1-й половины 16 вв.
Хотя идеи возрождения греческой античной музыки не так характерны для Франции, как для Италии, отдельные опыты антикизации отмечаются у музыкантов, группировавшихся вокруг Академии поэзии и музыки Ж.-А. де Баифа: это лютнист И. Т. де Курвиль, игравший на 11-струнной «античной» лире; К. Ле Жён, автор шансон «в античных метрах»; Г. Котле, создатель единственной в своём роде «энармонической» шансон.
В 16 в. существенный вклад в музыкальное оформление богослужения гугенотов внесли К. Гудимель и К. Ле Жён, создавшие четырёхголосные обработки (преимущественно в моноритмической фактуре) церковных песен для всей Женевской Псалтири.
Эпоха французского барокко (17 в. и отчасти 18 в.) ознаменовалась мощным подъёмом инструментальной музыки, расцветом оперы и балета. В годы правления Людовика XIV большая роль отводилась придворному балету, в 1661 г. основана Королевская академия танца. В 1671 г. открыт постоянный театр – Королевская академия музыки и танца (ныне Парижская опера), которую в 1672–1687 гг. возглавлял Ж.-Б. Люлли – основоположник национальной оперной школы, родоначальник жанра лирической трагедии. В конце 17 – 1-й половине 18 вв. музыку для театра писали композиторы М.-А. Шарпантье (также автор первой французской кантаты), А. Кампра (автор популярных сочинений в жанре оперы-балета), М.-Р. Делаланд, А. Детуш.
В 17 в. во Франции развился ряд школ инструментальной музыки: органная (родоначальник Ж. Титлуз, более поздние её представители – авторы органных месс Г. Нивер, Н. де Гриньи, Ф. Куперен), лютневая (Э. Готье, Д. Готье, Ж. Пинель), клавесинная (Ж. Шамбоньер, Л. Куперен, Ж.-А. д’Англебер), виольная (Ж. де Сент-Коломб, М. Маре). В творчестве Ф. Куперена достиг наивысшего расцвета жанр французской клавирной сюиты. Уникальная фигура в мировой истории музыки – Ж.-Ф. Рамо, в одном лице сочетавший талантливого композитора и выдающегося теоретика (реформировал учение о гармонии).
В середине 18 в. популярность приобрели сатирические спектакли ярмарочного театра, на основе которого созрел новый жанр – опера-комик (первый образец – пастораль «Деревенский колдун» Ж.-Ж. Руссо; традицию развивали Ф.-А. Филидор, П.-А. Монсиньи, А.-Э.-М. Гретри). Тогда же в связи с успехами итальянских оперных постановок в Париже разразилась полемика вокруг музыки и оперного искусства, известная как война буффонов; участие в ней приняли ведущие мыслители Франции, в том числе Д. Дидро, Руссо, Вольтер, Ж. Л. Д’Аламбер.
Французская революция 18 в. вызвала изменения во многих областях музыкального искусства. Особая роль была отведена массовым жанрам: песне (среди них – «Çа ira», «Карманьола»), гимну, маршу. Образец революционной песни – «Марсельеза» (автор К. Ж. Руже де Лиль). К массовым жанрам обращались Ф.-Ж. Госсек (один из создателей французской симфонии), Э. Мегюль, Ж.-Ф. Лесюэр, Л. Керубини. Под влиянием революционной атмосферы возникли новые театральные жанры – апофеозы, агитационные спектакли. Особое развитие получила «опера спасения». Был организован оркестр Национальной гвардии (1789, основатель Б. Саррет). Преобразованиям подверглась система музыкального образования: открылась Музыкальная школа Национальной гвардии (1792); в 1793 г. при её объединении с Королевской школой пения и декламации (основана в 1784 Госсеком) был создан Национальный музыкальный институт (с 1795 Парижская консерватория).
В 1-й половине 19 в. развился жанр большой оперы на историко-патриотические и героические сюжеты. Среди её первых образцов – «Весталка» Г. Спонтини (1807); виднейший представитель жанра – Дж. Мейербер. В 1820–1830-х гг. господствующее положение заняла французская романтическая опера. Романтической фантастикой обогатилась опера-комик (Ф.-А. Буальдьё и др.). Дальнейшая романтизация комической оперы вызвала усиление в ней лирического начала (оперы Д.-Ф.-Э. Обера, Л.-Ж.-Ф. Герольда, Ф. Галеви). А. Адан утвердил романтическое направление в балете («Жизель»). Г. Берлиоз вошёл в историю как создатель программного романтического симфонизма и новатора в области инструментовки. Ф. Шопен, около 20 лет проживший во Франции и оказавший влияние на многих композиторов-романтиков, в то же время сам испытал влияние французского салонно-романтического пианизма.
Французская скрипичная школа зародилась ещё в 18 в. (Ж.-М. Леклер-старший), а в 19 в. достигла зрелости (Р. Крейцер, П. Байо, П. Роде). Выдвинулась плеяда певцов, связанных с романтической оперой (Л. Чинти-Даморо, Д. Арто, А. Нурри, Ж.-Л. Дюпре, П. Виардо). Появились профессиональные музыкальные коллективы, в том числе Оркестр концертного общества Парижской консерватории, основанный в 1828 г. Ф.-А. Хабенеком.
Во 2-й половине 19 в. сложился жанр лирической оперы, воплотившийся в творчестве Ш. Гуно, Ж. Массне, А. Тома. В 1870-х гг. похожие тенденции были характерны и для балетной музыки (Л. Делиб). В годы Второй империи (1852–1870) во Франции возникли театры для пьес лёгких жанров, ставились водевили, фарсы, оперетты (основатели жанра – Ж. Оффенбах и Ф. Эрве). Реалистическую тенденцию в истории французской оперы наиболее ярко представляет Ж. Бизе, в его опере «Кармен» (1875) динамизм симфонического развития сочетается с традиционными формами опера-комик. В 1890-х гг. во французской опере заметны веяния, аналогичные итальянскому веризму (А. Брюно, Г. Шарпантье). Высокие художественные результаты были достигнуты в симфонических и камерно-инструментальных жанрах С. Франком и К. Сен-Сансом. Идеи Парижской коммуны 1871 г. нашли отражение в массовых жанрах (гимн «Интернационал»). В последней трети 19 в. оживилась концертная жизнь, инициаторами которой выступили Ж. Э. Падлу, Э. Колонн, Ш. Ламурё. На ведущие позиции в Европе вышла французская романтическая органная школа, что связано прежде всего с достижениями органостроителя А. Кавайе-Коля. Выдающиеся органные сочинения, рассчитанные на звуковую стилистику французских симфонических органов, принадлежат С. Франку, Ш.-М. Видору, Э. Жигу и др.
В конце 1880 – 1890-х гг. во Франции возникло течение музыкального импрессионизма, которое нашло наиболее полное выражение в творчестве К. Дебюсси, отчасти М. Равеля и П. Дюка. «Консервативную» линию музыкального творчества представлял Г. Форе. Среди исполнителей 2-й половины 19 – начала 20 вв. – певцы С. Галли-Марье, Ж.-Л. Лассаль, В. Морель, пианисты А. Мармонтель, Л.-Ж. Дьемер, органисты Ш.-М. Видор, Л. Вьерн. Событиями в музыкальной жизни Франции стали концерты русской музыки, организованные М. П. Беляевым во время Всемирной выставки в Париже (1889), Русские исторические концерты (1907) и в особенности Русские сезоны (1908–1910-е гг.) и Русский балет Дягилева (1911–1929).
В 1910-х гг. под эгидой Э. Сати и Ж. Кокто возникло содружество композиторов «Шестёрка», крупнейшие из которых – Ф. Пуленк, А. Онеггер, Д. Мийо, Ж. Орик. В 1930-е гг. выделился один из самых оригинальных французских композиторов 20 в. – О. Мессиан. Постоянно экспериментируя в области гармонии (симметричные лады), ритма («ритмический хроматизм» и др.), инструментовки (включал в свои партитуры новый инструмент волны Мартено) и других музыкальных средств, Мессиан не примыкал ни к одному из авангардистских движений.
Французский музыкальный авангард 2-й половины 20 в. возглавил П. Булез, который вёл также активную общественную деятельность: преподавал технику современной композиции, организовывал концерты и фестивали (Le Domaine musical, 1954–1967), руководил Институтом исследований и координации музыкально-акустических проблем (IRCAM, 1975–1992) и основанным им в 1976 г. камерным Ensemble InterContemporain. Со 2-й половины 1960-х гг. Булез выступал с известнейшими оркестрами во Франции и за рубежом и к концу 20 в. заслужил репутацию одного из самых крупных дирижёров в мире. Среди других значимых представителей французского авангарда – П. Анри и П. Шеффер (конкретная и электронная музыка), а также живший во Франции композитор Я. Ксенакис.
В массовой музыке послевоенной Франции широкую популярность приобрёл городской шансон (среди шансонье – Ш. Азнавур, Ж. Брассенс, Дж. Дассен, И. Монтан, М. Шевалье, Э. Пиаф). В конце 20 – начале 21 вв. среди эстрадных исполнителей наибольшую известность получили певицы Далида, М. Матьё, П. Каас, Л. Фабиан, М. Фармер.
В числе значительных представителей французского музыкально-исполнительского искусства 20 – начала 21 вв.: дирижёры – С. Бодо, Р. Дезормьер, П. Дерво, А. Клюитенс, П. Монтё, Ш. Мюнш, М. Плассон, Ж. Претр, в том числе со специализацией на музыке барокко – У. Кристи, Ж.-К. Мальгуар, М. Минковски; пианисты – Ф. Антремон, Э. Гримо, П. Девуайон, Р. Казадезюс, А. Корто, М. Лонг, П. Роже, А. Таро; скрипачи – Ж. Тибо, З. Франческатти; виолончелисты – М. Марешаль, П. Тортелье, П. Фурнье; певицы – Д. Дюваль, Р. Креспен, Л. Понс, С. Пьо, контратеноры – Д. Висс, Ф. Жарусски, Ж. Лен; клавесинисты – Э. Аим, П. Антай, Б. Верле, К. Руссе; органисты – М.-К. Ален, О. Латри, Д. Рот; флейтист Ж.-П. Рампаль, лютнист В. Дюместр; джазовые музыканты: скрипачи С. Граппелли и Ж.-Л. Понти, гитарист Джанго Рейнхардт, кларнетист Ю. Ростен, пианист М. Петруччиани.
Современные оперные театры: Парижская опера (на сценах «Опера Бастий» и «Опера Гарнье»), «Опера-Комик», Национальная Рейнская опера (Страсбур, основана в 1972, название с 1998), Национальная опера Лиона (1996), Театр тулузского Капитолия (1737), Национальная опера Бордо (1780), «Шатле» (1862).
Симфонические оркестры: Национальный оркестр Франции (1934, постоянная площадка с 1944 – парижский Театр Елисейских полей), Парижский оркестр (1967), Филармонический оркестр Французского радио (Париж, 1937; название с 1989). Оркестры при оперных театрах Франции ведут самостоятельную концертную жизнь, наиболее заметен Национальный оркестр Капитолия Тулузы (1981).
С 1980-х гг. отмечается бурный рост аутентичного исполнительства; среди лучших коллективов: Les Arts Florissants (1979, основан в Париже, с 1987 в г. Кан, департамент Кальвадос), Ensemble Organum (основан в 1982 при аббатстве Сенанк, Прованс; с 2001 при аббатстве Святого Петра в Муассаке, департамент Тарн и Гаронна), Les Musiciens du Louvre (1982, Париж, с 1996 в Гренобле), хоры Центра барочной музыки Версаля (1989–1990), ансамбли Alla Francesca (1989, Париж), Les Talens Lyriques (1991, Монпелье, с 2005 в Париже), Le Poème harmonique (1998, Руан, департамент Приморская Сена), Café Zimmermann (1999), Les Cris de Paris (1999), Pygmalion (2006).
Высшие музыкальные учебные заведения: Парижская консерватория (1795), парижские «Схола канторум» (Schola Cantorum de Paris, 1894) и «Эколь нормаль» (Ecole Normale de Musique, 1919), «Школы Фонтенбло» (Fontainebleau Schools; основаны в 1921 под названием Американская консерватория в Фонтенбло), Русская консерватория в Париже (1923); в некоторых из них работала Н. Буланже – один из самых влиятельных музыкальных педагогов 20 в. (в 1921–1939 и с 1957 в «Эколь нормаль»; с 1921 в Американской консерватории Фонтенбло, с 1947 также директор, в 1946–1957 в Парижской консерватории).
Международные конкурсы: пианистов, скрипачей и вокалистов имени М. Лонг и Ж. Тибо (основан в 1943, современный статус с 1946; номинация для вокалистов с 2011); виолончелистов (проводился в 1977–2009, организован М. Л. Ростроповичем), вокалистов в Тулузе (с 1954), молодых дирижёров в Безансоне (с 1951) и др. Международные музыкальные фестивали: оперный в Экс-ан-Провансе (с 1948), барочной оперы в Боне (с 1983), джазовые в Гренобле (с 1973) и Париже (Festival Jazz à Saint-Germain-des-Prés, с 2001), старинной музыки в Амброне (с 1980).
Одна из лучших концертных и фестивальных площадок академической музыки с 2009 г. – Версальский дворец (залы Королевской оперы, Королевской капеллы и др.). На окраине Парижа расположен самый большой во Франции музыкальный и культурно-развлекательный комплекс «Филармония 2» (открыт в 1995 как «Город музыки», с 2015 современное название) с музеем музыки (1997) и несколькими концертными залами, крупнейший из которых – «Парижская филармония» (2015).