Русские исторические концерты
Ру́сские истори́ческие конце́рты (франц. Concerts historiques russes), серия концертов, организованных в Париже С. П. Дягилевым. Известны также под названием «Пять русских исторических концертов» (франц. Cinq concerts historiques russes).
Cостоялись на сцене Парижской оперы 16, 19, 23, 26 и 30 мая 1907 г. Прошли под покровительством великого князя Владимира Александровича. Председатель комитета по их подготовке и проведению – обер-гофмейстер А. С. Танеев (во 2-м концерте была исполнена его 2-я симфония). Почётные председатели комитета: министр культуры и народного просвещения Франции А. Бриан, русский посол во Франции А. И. Нелидов, меценатка графиня Э. де Греффюль. В комитет входили Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. Никиш, С. В. Рахманинов, Ф. М. Блуменфельд, которые выступили в концертах в качестве дирижёров, а также французские композиторы К. Дебюсси, М. Равель, А. Мессаже. В концертах приняли участие солисты Императорских театров Ф. И. Шаляпин, Ф. В. Литвин, Е. И. Збруева, В. И. Касторский, А. М. Матвеев, Е. Ф. Петренко, Д. А. Смирнов, И. Ф. Филиппов, М. Б. Черкасская, в качестве аккомпаниатора выступал Блуменфельд. Участвовал Оркестр Ламурё под руководством К. Шевийяра. Н. Н. Римская-Корсакова, жена композитора, в письмах из Парижа отмечала хороший уровень парижского оркестра и хора.
«Русская музыкальная газета» (РМГ) откликнулась на начало концертов заметкой, в которой сообщалось, что «по слухам организаторам удалось получить ... солидную казённую субсидию, в размере 70.000 руб. (188.000 франков) ... Что касается парижской прессы и публики, то, судя по телеграммам, первая обратила очень благосклонное внимание на них, а публика раскупила билеты на все 5 концертов вперёд. Героями дня оказались Римский-Корсаков и Шаляпин ...» (РМГ. 1907. № 20–21. С. 535).
Составляя программу (репертуар обсуждался в переписке с Римским-Корсаковым), Дягилев имел целью открыть парижской публике панораму наиболее интересных произведений русской музыки от М. И. Глинки до А. Н. Скрябина. Были исполнены сочинения Глинки (увертюра и 1-е действие оперы «Руслан и Людмила» с купюрами, «Камаринская» для оркестра), М. А. Балакирева (симфоническая поэма «Тамара»), Ц. А. Кюи (романс Марии из оперы «Вильям Ратклиф»), А. П. Бородина (фрагменты оперы «Князь Игорь»), М. П. Мусоргского (фрагменты опер «Борис Годунов» и «Хованщина», «Трепак» из вокального цикла «Песни и пляски смерти», «Песня о блохе»), Н. А. Римского-Корсакова (фрагменты опер «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане», «Садко»), П. И. Чайковского (Симфония № 2, симфоническая фантазия «Франческа да Римини», ариозо Кумы из оперы «Чародейка»), А. К. Глазунова (сюита «Из Средних веков», симфоническая картина «Весна», «Вакхическая песня»), С. М. Ляпунова (Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, солист И. Гофман), С. В. Рахманинова (кантата «Весна»; Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, солист автор), А. Н. Скрябина (Симфония № 2; Концерт для фортепиано с оркестром, солист Гофман).
Назвать точную программу каждого из концертов не представляется возможным, сведения расходятся; С. П. Дягилев менял программы по обстоятельствам. Так, например, в 1-м концерте из-за того, что публика неистово вызывала Шаляпина, не была сыграна стоявшая в финале программы «Камаринская» (перенесена во 2-й концерт). Н. А. Римский-Корсаков отмечал, что «концерты были длинны, а потому, к сожалению, пришлось выбросить 4-ю симфонию Чайковского и народные песенки (для оркестра) Лядова» (Хронограф жизни Н. А. Римского-Корсакова (сентябрь 1906 г. – июнь 1908 г.) // Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. 1955. С. 298).
В аннотациях к концертам публиковались биографические сведения о композиторах, их фотографии и портреты работы И. Е. Репина, Л. С. Бакста, В. А. Серова, эскизы декораций оперных постановок в России и др.
27 мая по инициативе К. Сен-Санса в зале «Плейель» состоялся раут в честь русских артистов.
Исторические концерты впервые представили русскую музыку в Западной Европе в таком значительном объёме. Успех побудил С. П. Дягилева продолжить свою деятельность за границей: в 1908 г. в Париже им были организованы Русские сезоны.