Симфония
Симфо́ния (итал. sinfonia, нем. Sinfonie, Symphonie, от греч. συμφωνία – созвучие), крупное многочастное оркестровое произведение; основной жанр европейской симфонической музыки.
По форме и функциям частей симфония аналогична сольной и ансамблевой сонате. Сложилась в эпоху, переходную от барокко к классике, как усложнённый вариант оперной увертюры (в итальянской опере трёхчастной по принципу быстро – медленно – быстро), приобрела самостоятельность у Дж. Б. Саммартини (Симфония № 1 – 1734), композиторов мангеймской школы (Я. Стамиц, К. Каннабих, И. Хольцбауэр, Дж. Тоэски), Австрии (Г. М. Монн, Г. К. Вагензейль, К. Диттерсдорф), Франции (Ф.-Ж. Госсек, Э. Мегюль), достигла расцвета у композиторов венской классической школы, ряда представителей романтизма, а также композиторов 20 в., следовавших классико-романтической традиции. Среди ближайших предшественников симфонии (помимо увертюры) – оркестровая сюита, кончерто гроссо. Возникновение и развитие симфонии напрямую связано с историей оркестра.
Классическая симфония переняла от оперы обобщённые топосы героики и лирики, нашедшие выражение в характере отдельных частей и в тематизме первой части, от симфонии мангеймской школы – форму четырёхчастного цикла. I часть – в сонатной форме, быстром или умеренно быстром темпе, обычно в мажоре; II часть – медленная, часто в тональности доминанты или (если I часть в миноре) в близкородственной мажорной тональности; III часть – менуэт; IV часть – финал в исходной тональности, быстром темпе, нередко в характере танца (контрданс), в форме рондо либо сонатной (иногда вариационной).
Решающую роль в формировании классической симфонии сыграл Й. Гайдн (первая симфония – 1759; 12 «Лондонских» симфоний 1791–1795, всего более 100). Автором более 40 симфоний был В. А. Моцарт, создавший в конце 1780-х гг. выдающиеся по художественному значению большие симфонии ми-бемоль мажор (KV 543), соль минор (KV 550), до мажор (KV 551). Л. ван Бетховен прошёл путь от симфонии классического типа (№ 1 до мажор, 1800) через ряд симфоний с новым, ярко индивидуальным содержанием (№ 3 «Героическая» ми-бемоль мажор, 1804; № 5 до минор и № 6 «Пасторальная» фа мажор, обе 1808) к грандиозной Симфонии № 9 (ре минор, 1823), в финале которой присутствуют черты оратории или кантаты. Новаторски использовав тематические переклички между частями цикла в Симфонии № 9 (как и ранее в № 5), Бетховен поляризировал темповый контраст между II и III частями (этому способствовало введение скерцо вместо менуэта уже в симфониях № 2 и № 3) и тем самым создал новую модель классико-романтической симфонии.
Самая ранняя из выдающихся романтических симфоний – Симфония си минор («Неоконченная») Ф. Шуберта (1822, двухчастная, с песенными темами); в «Большой» симфонии до мажор (1828) Шуберт по-своему претворил бетховенскую модель. С пятичастной «Фантастической симфонией» Г. Берлиоза (1830) в жанр симфонии вошла программность романтического толка; её идеологом выступил Ф. Лист, создавший симфонию к «Божественной комедии» Данте (1856) и «Фауст-симфонию» по И. В. Гёте (1857). Тип классической симфонии развивали Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ж. Бизе. Бетховенская модель цикла оставалась ориентиром для А. Брукнера, К. Сен-Санса, И. Брамса, А. Дворжака, Э. Элгара, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. И. Танеева, отчасти также А. П. Бородина, С. Франка, Я. Сибелиуса, В. С. Калинникова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. Я. Мясковского, А. И. Хачатуряна.
Наметившееся у Л. ван Бетховена встречное движение симфонии и кантатно-ораториального жанра продолжено Г. Малером (Симфония № 8 с певцами-солистами и хорами, 1907; «Песнь о земле», 1909), И. Ф. Стравинским («Симфония псалмов», 1930, вторая редакция – 1948) и Д. Д. Шостаковичем (симфонии № 13 и № 14, 1962, 1969). Классическая схема симфонии у композиторов 20 в. претерпевает всевозможные модификации: число частей колеблется от одной (у Г. А. Канчели) до одиннадцати (в Симфонии № 14 Шостаковича); появляются жанровые ответвления: камерная симфония (начиная с А. Шёнберга), симфониетта, «музыка для…» (у Б. Бартока), «книга для оркестра» (у В. Лютославского) и др.
Среди симфонистов 20 в. – А. Онеггер, П. Хиндемит, Ч. Айвз, С. С. Прокофьев, М. С. Вайнберг, К. Караев, А. Р. Тертерян, А. Г. Шнитке, А. Пярт, К. Пендерецкий. Особая разновидность симфонии – концертная симфония.