Гильом де Машо
Гильо́м де Машо́ (Гийом де Машо; Guillaume de Machaut, Machault) (около 1300, Машо, близ Реймса – апрель 1377, Реймс), французский поэт и композитор. Важнейший представитель музыкально-исторического периода арс нова.
С 1323 г. писец, секретарь, затем придворный (франц. familier, буквально – свой человек) короля Чехии Яна Люксембургского, сопровождал его в разъездах и военных походах (в том числе в Литву, 1327–1329). Вероятно, по ходатайству короля с 1330 г. получал церковные бенефиции во Франции. В 1337–1377 гг. каноник в кафедральном соборе Реймса (вместе со своим братом Жаном, каноником с 1355). За годы службы переболел чумой (во время эпидемии 1348–1349) и пережил двухмесячную осаду английских войск (1359–1360). В должности каноника имел возможность отлучаться со службы; благодаря Бонне Люксембургской вошёл в высшие круги французского общества, был знаком с её мужем – королём Франции Иоанном II Добрым, их сыновьями – дофином Карлом (будущим Карлом V Мудрым) и Филиппом Храбрым. Эти и другие французские аристократы выступали заказчиками поэтических и музыкальных сочинений Машо. В круг его общения входили, предположительно, Филипп де Витри, Ж. Фруассар, Э. Дешан (он называл Машо «земным богом гармонии»), а также, возможно, Дж. Чосер. В 1360-е гг. Машо увлёкся юной поклонницей своего таланта Перонной д’Армантьер (которую называл «Tout-belle» – «всепрекрасная»), что отразилось в его сочинениях. В последние годы жизни редактировал и упорядочивал полное собрание своих рукописей (с богатыми иллюстрациями) для патронов, благодаря чему его наследие прекрасно сохранилось.
В своём творчестве Машо «объединил лучшее в искусстве двух миров – устного и книжного» (Сапонов. 2000. С. 14). Продолжая традиции труверов Жанно де Лекюреля и Адама де ла Аля, возвысил французскую песню, ранее бытовавшую в устной среде, до уровня «композиторской» профессиональной музыки. С его именем связывается взлёт популярности литературного жанра ди (франц. dit, буквально – сказание), совмещающего поэзию и прозу различного содержания (лирического, морализующего, сатирического, дидактического и т. д.), иногда с музыкальными вставками. Манифестацией творческого кредо Машо стал стихотворный Пролог к «Сказанию о саде» («Dit dou vergier», 1330-е гг.), написанный около 1371 г., – первый образец поэтики на французском языке; в нём Машо описал традиционные литературные жанры, представил поэзию как часть риторики, рассмотрел вопросы, касающиеся музыки. Среди других поэтических произведений Машо важное место занимают «Правдивое сказание» («Voir dit», около 1364), содержащее ценные автобиографические заметки, 8 музыкальных вставок, а также письма к Перонне, в которых он обсуждает технику композиции, особенности восприятия и детали интерпретации собственных сочинений, и поэма «Снадобье Фортуны» («Remède de Fortune», до 1342) с 9 пьесами, представляющими собой полный реестр лирических музыкальных жанров (форм). Творчество Машо оказало большое влияние на французских поэтов 14–16 вв.: Ж. Фруассара, Э. Дешана, Кристину Пизанскую, А. Шартье, Карла Орлеанского и др.
Музыка Машо изысканна и разнообразна. Его 4-голосная месса (т. н. месса Нотр-Дам – «во славу Богородицы»; 1-я половина 1360-х гг.) – первая в истории авторская месса (т. е. написанная одним композитором на полный текст ординария). Некоторые из его ле (всего 19) достигают значительных (сравнимых с мессой) масштабов, например «Ле об источнике» («Lay de la fonteinne»), где начальное куртуазное обращение к Прекрасной Даме переходит в молитву к «другой Даме» – Богородице, и «Ле об умиротворении» («Lay de confort»). Виреле (всего 33), баллады (42) и рондó (21) – 1-голосные (по традиции) или 2–4-голосные. Среди самых известных: виреле «Douce dame jolie» («О госпожа, поверьте») и «Foy porter» («Останусь предан Вам»); рондо «Ma fin est mon commencement» («Мой конец – моё начало»; образец ракоходного канона) и «Dix et sept, cinq, trese, quatorse et quinse» [«Семнадцать, пять, тринадцать, четырнадцать и пятнадцать»; текст заключает в себе анаграмму RENOP (PERON), имени подруги поэта]; баллады «De toutes flours» («Из всех цветов») и «Dame, de qui toute ma joie» («Дама, в которой вся моя радость»; входит в состав «Снадобья Фортуны»). Для исполнения светских пьес Машо, с большой вероятностью, предполагал участие музыкальных инструментов, однако в нотных рукописях названия инструментов не обозначены. Ему принадлежат также 22 (или 23) политекстовых (на латинском, французском, на обоих языках одновременно) 3–4-голосных мотета; это наиболее сложная для восприятия часть его наследия. В большинстве мотетов формообразующее значение имеет изоритмия. Эта техника композиции применена также в частях мессы, в гокете «Давид» и даже в песенных жанрах, например пан-изоритмия в балладе «S’Amours ne fait par» («Если любовь не принуждает»).
На основе музыкальных сочинений Машо современная наука формирует свои представления о принципах и категориях старомодальной гармонии; в них же [например, в рондо «Puis qu'en oubli» («Пусть вами я забыта»)] обнаруживаются новаторские черты в рамках старинной тональности (прототональности), для которой характерны трактовка терцовых структур как несовершенных диссонансов, легко узнаваемые на слух их разрешения в совершенный консонанс квинтоктавы.