Сандрен Пьер
Сандре́н Пьер (Pierre Sandrin; настоящее имя Пьер Реньо, Pierre Regnault) (около 1490, Париж – после 1561), французский композитор.
Биографические данные скупы и разрозненны. В 1517 г. певчий в капелле Луизы Савойской. С конца 1530-х гг. на протяжении оставшейся жизни исполнял обязанности певчего, с 1547 г. – «композитора» (франц. compositeur, первое зарегистрированное упоминание подобного титула) в Королевской капелле в Париже. Предположительно был хорошо знаком с К. де Сермизи. Работал в Италии (в Сиене в 1554, в Риме в 1561 и, возможно, в другие годы) при дворе покровителя искусств кардинала Ипполито II д’Эсте.
Творческое наследие П. Сандрена – шансон классического, т. н. парижского, типа (всего около 50). Большинству из них свойственно четырёхголосие полифонического склада, выдержанное в моноритмической («старогомофонной») фактуре, с небольшим количеством имитаций. Рельефность верхнего голоса иногда позволяет представлять его в исполнительских реконструкциях как настоящую мелодию. Такова шансон «Doulce mémoire» («Сладкое воспоминание»), которая стала популярной уже при жизни Сандрена (см. илл). Во 2-й половине 16 и в 1-й трети 17 вв. её многократно перепечатывали, обрабатывали для вокального ансамбля (двухголосный канон П. де Маншикура, магнификат I тона Климента-не-Папы), для лютни (Г. Нейзидлер, А. да Рипа) и клавишных инструментов (Э. де Кабесон), инструментального ансамбля (ричеркары Д. Ортиса); многие обработки анонимны. П. Сертон, работавший в том же стиле, что Сандрен и Сермизи, написал на музыку «Doulce mémoire» шансон «Finy le bien». Полномасштабные мессы-пародии на материале песни создали Ч. де Роре и О. ди Лассо.
В ряде шансон Сандрен использует попеременно бинарную и тернарную мензуры, что приводит к неожиданным для слуха сдвигам ритмических акцентов на небольшом временнóм промежутке, как в «Réveillez vous, mes damoyselles» и «En reveillant les damoiselles». В поздних произведениях проступают черты, обязанные его итальянским впечатлениям. Так, «Puisque vivre en servitude» написана в стилистике фроттолы, а «Amour si haut» выдаёт попытку (не слишком убедительную) экспериментировать с гармонией на итальянский «хроматический» манер.
О популярности Сандрена свидетельствует Ф. Рабле в прологе к Четвёртой книге «Гаргантюа и Пантагрюэля» (напечатана в 1552). В анекдоте о просеке, который Приап рассказывает Юпитеру, он включён во второй (позднейший) список прославленных композиторов (наряду с А. Виллартом, Н. Гомбертом, Ф. Вердело, К. де Сермизи и др.), распевающих хором непристойные стишки.
Издание всех сохранившихся сочинений Сандрена осуществил Э. Си в серии «Corpus mensurabilis musicae», vol. 47 (1968).