Cantus firmus
Cantus firmus (с лат. – твёрдый, прочный напев), мелодия (как правило, заимствованная или прежде сочинённая), положенная в основу полифонической композиции. Письмо на cantus firmus наиболее характерно для полифонии эпохи Возрождения. Облик cantus firmus в таком многоголосии максимально приближен к оригинальному звучанию первоисточника и выделен на фоне сопровождающих голосов.
Термин появился в средневековых трактатах и первоначально воспринимался как синоним cantus planus (с лат. – плавный напев), т. е. григорианской мелодии в «плавном» (ровном) ритме, противопоставленной музыке мензурированной (ритмизованной). В таком ключе понятие описывалось на протяжении долгого времени: с 13 в. (Бонкомпаньо-да-Синья, трактат «Rhetorica novissima», «Новейшая риторика», 1235) по 19 в. (И. Н. Форкель, «Allgemeine Geschichte der Musik», «Всеобщая история музыки», 1801). Примерно с середины 16 в. cantus firmus часто трактовался как своего рода тема, к которой присочинялся (импровизировался или приписывался) контрапункт. Так, Дж. Царлино («Le istitutioni harmoniche», «Основы гармоники», 1558) понимал под этим словосочетанием мелодию-тему григорианского происхождения, изложенную крупными ровными длительностями. Такую мелодию Царлино противопоставлял cantus figuratus («фигурированному», ритмизованному напеву, заимствованному из полифонического произведения).
С 18 в. термин использовался теоретиками и историками музыки в качестве указания на любое заимствование григорианской или другой мелодии в качестве основы полифонического сочинения. В современной отечественной медиевистике принцип изначально заданного тематизма в старинной музыке связывают с термином cantus prius factus (с лат. – напев, прежде созданный); cantus firmus – лишь его частный случай.
Письмо на cantus firmus предполагает наличие особой функциональной роли голоса (иногда нескольких), излагающего заимствованный или прежде сочинённый самим композитором напев. В отличие от иных форм работы с cantus prius factus, техника cantus firmus требует наиболее точного воспроизведения, приближенного к оригинальному звучанию первоисточника (в этом и выражается «твёрдость», «прочность» напева). В результате проводящий cantus firmus голос (или голоса), будучи стержнем фактуры, выделяется на фоне других, сопровождающих голосов. Часто голос, в котором звучит cantus firmus, выделен ритмически за счёт изложения крупными длительностями, иногда – ровными, в подражание плавному ритму григорианского напева. В сочинениях, написанных до рубежа 15–16 вв., сопровождающие голоса обычно либо не связаны напрямую с cantus firmus тематически, либо представляют собой колорированный вариант первоисточника, на слух весьма сильно отличающийся от оригинального напева. Такую картину можно наблюдать, например, в «Agnus Dei» мессы «L’homme armé» Г. Дюфаи: cantus firmus проводится в теноре, верхний голос представляет собой варьированный заимствованный напев. В 16 в. сопровождающие cantus firmus голоса, как правило, насыщались имитационным письмом на свободном материале (как, например, в пятом полифоническом версе Магнификата II тона Л. Зенфля) или (чаще) на основе тематизма cantus firmus («Kyrie I» из 5-голосной мессы «L’homme armé» Дж. П. да Палестрины). Голос с cantus firmus при этом обычно вводился в последнюю очередь, и имитации остальных голосов на основе начальных звуков его темы предвосхищали его вступление (как в примере из мессы Палестрины).
Один из частых приёмов при применении техники cantus firmus – сегментация: отделение фраз темы-первоисточника с помощью пауз. Пример сегментации – изложение немецкой духовной Lied «Maria zart» в одноимённой мессе Я. Обрехта. Нередко встречается принцип передачи первоисточника или его сегментов из голоса в голос («миграция» cantus firmus): в упомянутой мессе Палестрины «L’homme armé» голос cantus firmus во всех частях – quintus (второй тенор), за исключением части «Benedictus», где cantus firmus перемещён в партию верхнего голоса. Cantus firmus может излагаться каноном в нескольких голосах: например, стержнем формы Agnus Dei из мессы Л. Дазера «Pater noster» становится cantus firmus, оформленный в виде 2-голосного канона между вторым контратенором и тенором.
В ренессансных композициях иногда встречаются несколько cantus firmus. Один из наиболее знаменитых примеров – месса Я. Обрехта «Sub tuum praesidium», в которой насчитывается 7 первоисточников, посвящённых Деве Марии. Главный из них – марианский антифон «Sub tuum praesidium», указанный в названии мессы и использованный во всех её частях. Начиная с «Credo» к нему постепенно присоединяются новые первоисточники, из них 4 представляют собой отдельные версы марианских секвенций, а оставшиеся 2 – антифоны «Regina caeli» и «Salve regina». Особый интерес представляют собой сочетания далёких по происхождению напевов: так, в мотете Б. Гуаюля «Veni Domine» одновременно звучат мелодии григорианской рождественской аллилуйи и протестантской пасхальной песни «Erstanden ist der heilig Christ». Техника композиций с несколькими cantus firmus родственна принципу кводлибета.
С 17 в. техника письма на cantus firmus постепенно стала уступать место новым принципам композиции. В эпоху барокко технику использовал И. С. Бах (кантаты, мотеты, хоральные обработки). Основная область применения cantus firmus – окончательно сформировавшаяся к 18 в. фуга на хорал (или фуга с хоралом – если напев длится от начала до конца произведения и сопровождает фугу, не включаясь в её развитие). В 19 в. случаи применения техники cantus firmus весьма редки, среди них: Органная соната ля мажор Ф. Мендельсона (I часть), Мотет op. 29 № 1 И. Брамса, хоровая фугетта Н. А. Римского-Корсакова «Надоели ночи, надоскучили». В 20 в. техника использовалась И. Ф. Стравинским, Р. К. Щедриным, А. С. Карамановым, Г. А. Мушелем, А. К. Вустиным и др. Некоторые примеры из сочинений 20 в. демонстрируют преемственность традиции фуг на хорал (см., например, Фугу № 21 «на cantus firmus» из цикла «24 прелюдии и фуги для фортепиано» Щедрина), другие представляют собой современную авторскую трактовку ренессансного принципа письма на cantus firmus («Veni Sancte Spiritus» Вустина).