Сертон Пьер
Серто́н Пьер (Pierre Certon) (около 1510, Мелён – 23.2.1572, Париж), французский композитор, один из главных авторов парижской шансон.
В 1529 г. упоминается как клирик парижского собора Нотр-Дам. В 1532 г. – клирик, с 1536 г. до конца жизни – руководитель хора дворцовой церкви Сент-Шапель в Париже; в этой должности занимался также сочинением церковной музыки. Незадолго до кончины (вероятно, в 1570) удостоен почётного титула «композитор Королевской капеллы» (compositeur de musique de la chapelle du Roy; такой же чести были удостоены только два парижских музыканта – П. Сандрен и К. Жанекен). С большой вероятностью, был близким другом К. де Сермизи: в 1538 г. сочинил фрикассе (fricassée, французская разновидность кводлибета) «Vivre ne puis content sans ma maistresse» («Жизнь не может быть счастливой без моей возлюбленной») на материале нескольких его песен, в 1562 г. – 6-голосную элегию на его смерть «Musiciens, chantres melodieux» («Музыканты, сладкозвучные певцы»).
Творческое наследие Сертона охватывает исключительно вокальные жанры: 8 месс (в том числе заупокойная месса и месса на материале собственной шансон «Sus le pont d'Avignon» – «Под Авиньонским мостом»), около 40 мотетов (в том числе три на текст знаменитого марианского антифона «Regina caeli»), сборники «50 псалмов Давида» (1555; на французском языке) и «15 духовных песен» (1544; в стилистике итальянских духовных мадригалов).
Крупнейшая часть наследия Сертона – шансон (всего более 300), сборники которых регулярно печатали авторитетные французские типографы – П. Аттеньян, «Леруа и Баллар» (Le Roy & Ballard) и др. Особенно значим последний прижизненный сборник «Les meslanges» («Всякая музыка», 1570; 94 композиции на 5–8 голосов) с велеречивым посланием (в дискантовом поголоснике) к Н. Лежандру (Николя III де Нёвиль де Вильруа, советник и секретарь короля), где композитор, рассуждая о средствах музыкальной выразительности, демонстрирует свою учёность.
Большинство шансон – небольшие по размеру и непритязательные по содержанию лирические пьесы, написанные преимущественно в моноритмической фактуре на силлабически распетые тексты. Изредка встречаются образцы более сложной полифонической разработки, с элементами канона и небольшими мелизмами, как в «Que n'est elle auprès de moy» («Почему она не со мной»). Шансон «Finy le bien» («Удача покинула меня») написана как вариация на знаменитую «Doulce mémoire» («Сладостное воспоминание») П. Сандрена; в ней используется тот же стиль, отчасти тот же текст, но мелодический материал точно не воспроизводится. Доныне большой популярностью пользуется «La la la, je ne l'ose dire» («Не смею сказать»), которую также неоднократно обрабатывали для разных инструментов (одной из таких обработок открывает свой сборник «Терпсихора, пятая из аонийских муз» М. Преториус). Исполняются также юмористические «Ung jour que madame dormoit» («Однажды, когда мадам ещё спала») и «Frère Thibault» («Брат Тибо», на фривольный текст К. Маро), где речь идёт о подружке любвеобильного монаха, которая неудачно застревает в решётке, пытаясь проникнуть в его опочивальню.
О популярности Сертона свидетельствует Ф. Рабле в прологе 4-й книги романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», где он описывает его в саду на отдыхе, распевающего неприcтойные стишки в компании других знаменитых французских композиторов.