Куперен Франсуа
Купере́н Франсуа́ (François Couperin; le Grand, «Великий»; Младший) (10.11.1668, Париж – 11.9.1733, там же), французский композитор, клавесинист, органист.
Крупнейший представитель музыкальной династии Куперен. Племянник Л. Куперена. Учился музыке у отца – Шарля Куперена (1638–1679), преемника Луи Куперена на посту органиста парижской церкви Сен-Жерве. С 1683 г. сам исполнял обязанности церковного органиста (официально унаследовал должность своего отца в 1685). С 1693 г. также королевский органист и придворный учитель музыки. В его обязанности входило обучение членов королевской семьи игре на клавесине.
Ф. Куперен пользовался широким признанием при жизни – как композитор и исполнитель на клавишных инструментах. Его клавирное творчество – одна из вершин французского музыкального барокко – оказало существенное влияние на европейских композиторов 1-й половины 18 в. Между 1713 и 1730 гг. он опубликовал для клавесина около 220 пьес, сгруппированных в 27 сюит, или «рядов» (ordres). Помимо традиционных танцев, в них содержится немало пьес (часто в форме старинного рондо) с программными названиями, которые передают различные характеры, настроения, рисуют те или иные картины. Изысканность их стиля, тщательно разработанная орнаментика, грациозная ритмика, внимание к отделке деталей органично сочетаются с отточенностью формы целого. Основные исполнительские принципы (включая собственную систему записи украшений) и эстетические воззрения Ф. Куперен изложил в трактате «Искусство игры на клавесине» (Couperin. 1716).
Органная музыка композитора представлена пьесами литургического назначения (объединены в 2 органные мессы, опубликованные в 1690). Большинство его вокальных композиций также принадлежит к сфере духовной музыки (всего свыше 50 сочинений, многие в жанре мотета): они написаны на латинские тексты и рассчитаны в основном на камерные составы. Наибольшую известность из них приобрели ламентации на текст Плача Иеремии («Leçons de ténèbres», между 1713 и 1719) для 1–2 солистов в сопровождении бассо континуо.
Существенную часть наследия Ф. Куперена составляет камерно-инструментальная музыка, в которой он стремился объединить французскую и итальянскую традиции. Среди инструментальных сочинений: 4 «королевских концерта» для клавесина и инструментального ансамбля (Concerts royaux, 1722); 10 «новых концертов» (Les goûts-réünis, ou Nouveaux concerts, 1724), 12 трио-сонат, в том числе «Парнас, или Апофеоз Корелли» (1724); концерт «Апофеоз Люлли» для ансамбля инструментов (1725), «Нации» (4 трио, 1726), сочинения для виолы да гамба и бассо континуо (в том числе 2 сюиты, 1728).