Творческие союзы, ассоциации, объединения

Русские симфонические концерты

Ру́сские симфони́ческие конце́рты, концерты, организованные в 1884 г. в Санкт-Петербурге с целью пропаганды русской музыки.

Проводились до 1918 г. Первый из них, состоявший из произведений , прошёл 27 марта (8 апреля) 1884 г. под управлением в зале Петропавловского училища, в афишах был объявлен «репетицией сочинений Глазунова», публику составили приглашённые лично Беляевым слушатели. 23 ноября (5 декабря) 1885 г. в зале Дворянского собрания прошёл первый общедоступный концерт, в программе – , фортепианный концерт (солист ), «Стенька Разин» Глазунова (1-е исполнение), «Буря» , фортепианные пьесы и романсы разных композиторов (солистка – меццо-сопрано , дирижёр Дютш). С 1886 г. концерты стали абонементными и проходили в разных залах, преимущественно в зале Дворянского собрания, несколько раз в сезон. В 1886 г. состоялось четыре концерта, в 1887 г. пять, наибольшее количество – в сезоны 1888/1889 (шесть, а также два парижских), 1889/1890 и 1890/1891 гг. (по шесть).

В рамках Русских симфонических концертов состоялся ряд премьер симфонических и камерных (инструментальных и вокальных) сочинений, в их числе: А. К. Глазунова – симфонии № 2 (1886) и № 4 (1894), «Славянский праздник» (1888), «Восточная рапсодия» (1890), «Море» (1890), «Балетные сцены» (1894; всеми дирижировал автор), «Лес» (1887), «Кремль» (1891), «Весна» (1892), «Шопениана» (сюита из сочинений в инструментовке Глазунова, 1893; всеми дирижировал Н. А. Римский-Корсаков); Римского-Корсакова – (1887), , «Воскресная увертюра» (оба – 1888), фрагменты оперы (1890, 1891; всеми дирижировал автор); в инструментовке Римского-Корсакова (1886), в инструментовке (1891; обеими дирижировал Римский-Корсаков); А. П. Бородина – Симфония № 2 в новой авторской редакции, Увертюра к опере в записи и инструментовке Глазунова, две части из неоконченной Симфонии a-moll в оркестровке Глазунова (1887; всеми дирижировал Римский-Корсаков); П. И. Чайковского – (1886, дирижёр Г. О. Дютш); – заключительный хор из кантаты «Мессинская невеста» на слова (1892, дирижёр Римский-Корсаков); – Симфония e-moll (1887), «Праздник Лиго» на латышские народные темы (1889; обеими дирижировал Римский-Корсаков); – Симфония h-moll (1895, дирижёр Римский-Корсаков). Наряду с сочинениями крупных русских композиторов от до и , в программы включались сочинения многих малоизвестных авторов – членов ; исполнялась симфоническая музыка, концерты с оркестром, фрагменты из опер, романсы.

Концертами, наряду с Г. О. Дютшем (первый постоянный их дирижёр) и Н. А. Римским-Корсаковым (в 1886–1900 постоянный дирижёр, в дальнейшем «распорядитель»), дирижировали А. К. Глазунов, А. К. Лядов, , и др. – преимущественно авторы исполнявшихся произведений; дважды продирижировал своими сочинениями П. И. Чайковский («Буря», 1888, «Гамлет», 1889). Солистами в камерных концертах выступали: певцы – , и др., пианисты – , Блуменфельд, , скрипачи , , , виолончелист и др.

10 (22) и 17 (29) июня 1889 г. два концерта состоялись на в Париже (здесь М. П. Беляев выставлял как издатель свою продукцию) в зале дворца Трокадеро (дирижёр Н. А. Римский-Корсаков, 2-й дирижёр А. К. Глазунов, солист – пианист Н. С. Лавров, участвовали парижские оркестры и ). Исполнялись в числе прочего «Чухонская фантазия» , «Антар» и «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Ночь на Лысой горе» М. П. Мусоргского, «Стенька Разин» и Симфония № 2 Глазунова, фортепианные концерты П. И. Чайковского и Римского-Корсакова, сочинения и А. К. Лядова. Концерты имели большой успех у парижан, «а пресса во множестве разнообразнейших статей высказала свое неожиданное удивление, симпатию и восхищение» (Стасов В. Митрофан Петрович Беляев // Русская музыкальная газета. 1895. № 2. Стб. 101–102; в статье цитируется на русском языке фрагмент из предисловия к брошюре «Concerts Russes donnés sons la direction de Rimsky-Korsakow au Palais du Trocadéro les 22 et 29 Juin. Opinion de la presse Parisienne», изданной в Париже в 1889, где собраны многочисленные отзывы из парижской периодики). Далее отмечает: «Торжество русской школы, русских музыкантов и М. П. Беляева – было полное. Какое впечатление производило это торжество у нас дома, в России? Большинство было удовлетворено, радовалось на свою музыкальную школу и гордилось ею. Но нашлось несколько изумительных людей, которые [...] пришли от него в горесть, почувствовали себя до мозга костей обиженными и пораженными. Они сочли и хорошим и приличным яростно нападать на известия, взятые из иностранных газет [...] и стали на стену лезть, чтобы доказать, что никакого успеха у русских в Париже не было...» (Стасов В. Митрофан Петрович Беляев. 1895. Стб. 107).

Концерты, как и все другие предприятия М. П. Беляева по поддержке русского искусства, финансировались из его личного капитала, а с 1904 г. (после его смерти) – из средств, завещанных им Попечительному совету для поощрения русских композиторов и музыкантов (в 1904–1907 его председателем был Римский-Корсаков, с 1907 – ).

  • Российские концертные организации