Русские симфонические концерты
Ру́сские симфони́ческие конце́рты, концерты, организованные в 1884 г. в Санкт-Петербурге М. П. Беляевым с целью пропаганды русской музыки.
Проводились до 1918 г. Первый из них, состоявший из произведений А. К. Глазунова, прошёл 27 марта (8 апреля) 1884 г. под управлением Г. О. Дютша в зале Петропавловского училища, в афишах был объявлен «репетицией сочинений Глазунова», публику составили приглашённые лично Беляевым слушатели. 23 ноября (5 декабря) 1885 г. в зале Дворянского собрания прошёл первый общедоступный концерт, в программе – Симфония № 2 А. П. Бородина, фортепианный концерт Н. А. Римского-Корсакова (солист Н. С. Лавров), «Стенька Разин» Глазунова (1-е исполнение), «Буря» П. И. Чайковского, фортепианные пьесы и романсы разных композиторов (солистка – меццо-сопрано П. А. Глинская-Фалькман, дирижёр Дютш). С 1886 г. концерты стали абонементными и проходили в разных залах, преимущественно в зале Дворянского собрания, несколько раз в сезон. В 1886 г. состоялось четыре концерта, в 1887 г. пять, наибольшее количество – в сезоны 1888/1889 (шесть, а также два парижских), 1889/1890 и 1890/1891 гг. (по шесть).
В рамках Русских симфонических концертов состоялся ряд премьер симфонических и камерных (инструментальных и вокальных) сочинений, в их числе: А. К. Глазунова – симфонии № 2 (1886) и № 4 (1894), «Славянский праздник» (1888), «Восточная рапсодия» (1890), «Море» (1890), «Балетные сцены» (1894; всеми дирижировал автор), «Лес» (1887), «Кремль» (1891), «Весна» (1892), «Шопениана» (сюита из сочинений Ф. Шопена в инструментовке Глазунова, 1893; всеми дирижировал Н. А. Римский-Корсаков); Римского-Корсакова – «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада», «Воскресная увертюра» (оба – 1888), фрагменты оперы «Млада» (1890, 1891; всеми дирижировал автор); М. П. Мусоргского – «Ночь на Лысой горе» в инструментовке Римского-Корсакова (1886), «Картинки с выставки» в инструментовке М. М. Тушмалова (1891; обеими дирижировал Римский-Корсаков); А. П. Бородина – Симфония № 2 в новой авторской редакции, Увертюра к опере «Князь Игорь» в записи и инструментовке Глазунова, две части из неоконченной Симфонии a-moll в оркестровке Глазунова (1887; всеми дирижировал Римский-Корсаков); П. И. Чайковского – Симфония № 1 (1886, дирижёр Г. О. Дютш); А. К. Лядова – заключительный хор из кантаты «Мессинская невеста» на слова Ф. Шиллера (1892, дирижёр Римский-Корсаков); И. И. Витола – Симфония e-moll (1887), «Праздник Лиго» на латышские народные темы (1889; обеими дирижировал Римский-Корсаков); А. Т. Гречанинова – Симфония h-moll (1895, дирижёр Римский-Корсаков). Наряду с сочинениями крупных русских композиторов от М. И. Глинки до А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова, в программы включались сочинения многих малоизвестных авторов – членов Беляевского кружка; исполнялась симфоническая музыка, концерты с оркестром, фрагменты из опер, романсы.
Концертами, наряду с Г. О. Дютшем (первый постоянный их дирижёр) и Н. А. Римским-Корсаковым (в 1886–1900 постоянный дирижёр, в дальнейшем «распорядитель»), дирижировали А. К. Глазунов, А. К. Лядов, Ф. М. Блуменфельд, Н. Н. Черепнин и др. – преимущественно авторы исполнявшихся произведений; дважды продирижировал своими сочинениями П. И. Чайковский («Буря», 1888, «Гамлет», 1889). Солистами в камерных концертах выступали: певцы – В. В. Анненков, П. А. Лодий и др., пианисты – Н. С. Лавров, Блуменфельд, П. Б. Бертенсон-Воронец, скрипачи Л. С. Ауэр, П. А. Краснокутский, В. Г. Вальтер, виолончелист А. В. Вержбилович и др.
10 (22) и 17 (29) июня 1889 г. два концерта состоялись на Всемирной выставке в Париже (здесь М. П. Беляев выставлял как издатель свою продукцию) в зале дворца Трокадеро (дирижёр Н. А. Римский-Корсаков, 2-й дирижёр А. К. Глазунов, солист – пианист Н. С. Лавров, участвовали парижские оркестры Э. Колонна и Ш. Ламурё). Исполнялись в числе прочего «Чухонская фантазия» А. С. Даргомыжского, «Антар» и «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Ночь на Лысой горе» М. П. Мусоргского, «Стенька Разин» и Симфония № 2 Глазунова, фортепианные концерты П. И. Чайковского и Римского-Корсакова, сочинения М. А. Балакирева и А. К. Лядова. Концерты имели большой успех у парижан, «а пресса во множестве разнообразнейших статей высказала свое неожиданное удивление, симпатию и восхищение» (Стасов В. Митрофан Петрович Беляев // Русская музыкальная газета. 1895. № 2. Стб. 101–102; в статье цитируется на русском языке фрагмент из предисловия к брошюре «Concerts Russes donnés sons la direction de Rimsky-Korsakow au Palais du Trocadéro les 22 et 29 Juin. Opinion de la presse Parisienne», изданной в Париже в 1889, где собраны многочисленные отзывы из парижской периодики). Далее В. В. Стасов отмечает: «Торжество русской школы, русских музыкантов и М. П. Беляева – было полное. Какое впечатление производило это торжество у нас дома, в России? Большинство было удовлетворено, радовалось на свою музыкальную школу и гордилось ею. Но нашлось несколько изумительных людей, которые [...] пришли от него в горесть, почувствовали себя до мозга костей обиженными и пораженными. Они сочли и хорошим и приличным яростно нападать на известия, взятые из иностранных газет [...] и стали на стену лезть, чтобы доказать, что никакого успеха у русских в Париже не было...» (Стасов В. Митрофан Петрович Беляев. 1895. Стб. 107).
Концерты, как и все другие предприятия М. П. Беляева по поддержке русского искусства, финансировались из его личного капитала, а с 1904 г. (после его смерти) – из средств, завещанных им Попечительному совету для поощрения русских композиторов и музыкантов (в 1904–1907 его председателем был Римский-Корсаков, с 1907 – Н. В. Арцыбушев).