Кондукт
Конду́кт (позднелат. conductus, от лат. conduco – вести, сопровождать), средневековая латинская песня, в основном духовной тематики.
Кондукт – один из основных (наряду с мотетом и органумом) жанров периода арс антиква, его связывают преимущественно со школой Нотр-Дам (между 1150 и 1250). В отличие от мотета и органума все голоса (многоголосного) кондукта новосочинённые, техника cantus prius factus не применяется.
Термин conductus отмечается в нотных рукописях и музыкально-теоретических трактатах 13 – первых десятилетий 14 вв.: в анонимном «Discantus position vulgaris», у Иоанна де Гарландии, Иоанна де Грокейо, Франко Кёльнского, Анонима IV Кусмакера, Вальтера Одингтона, Якоба Льежского и др.
Литургическое функционирование кондукта не вполне ясно и составляет предмет научной полемики. Документировано применение кондукта в процессиях, литургических драмах, а также вне «нормативного» богослужения за пределами храма – на Празднике осла (в средневековом городе – инсценировка евангельской истории, связанной с Рождеством Христовым, непременным участником которой был ослик) и на Празднике дураков (новогоднее карнавальное празднество и шутовская служба, инициаторами которых выступали младшие церковные чины – subdiaconi, или hypodiaconi). Грокейо свидетельствует о светском бытовании кондукта: его «обычно поют на пирах и празднествах для образованных и богатых людей и, извлекая отсюда название, [эту разновидность песни] именуют соответствующим словом conductus» (Rohloff. 1972. S. 144).
Всего сохранилось более 860 кондуктов, половина из них – одноголосные. Развитые и достаточно сложные образцы жанра – 2-голосные и 3-голосные композиции, созданные в школе Нотр-Дам; примеры 4-голосных кондуктов единичны. В большинстве своём кондукты анонимны, среди немногих известных авторов – поэты Филипп Канцлер и Вальтер Шатильонский; музыку двух кондуктов приписывают Перотину. Расшифровка кондуктов (особенно одноголосных), зафиксированных в квадратной нотации, но до стабилизации модальной ритмики, представляет значительные трудности с точки зрения корреляции стиха и музыки. В 20 в. медиевисты интерпретировали кондукты по умолчанию как модальные и транскрибировали их в трёхдольном метре, но с конца 20 в. нотируют также в двухдольном метре, а иногда и вовсе без обозначения тактового размера и точных длительностей (чёрными головками без штилей), тем самым перекладывая задачу интерпретации ритма на исполнителей-аутентистов. Примером может служить транскрипция двухголосного кондукта «Luget Rachel iterum» (Франция, 13 в.).
Содержательно кондукты отличаются большим разнообразием – духовные (с цитатами из Библии и парафразами библейских сюжетов; большинство духовных кондуктов – назидательного свойства), окказиональные (приуроченные к событиям светской и церковной истории, как кондукт «Aureliani civitas», автор которого оплакивает трагические последствия бунта горожан против Церкви в Орлеане в 1236), сатирические, элегические и т. д.
Поэтическая форма строфическая (часто с рефреном); стихи – рифмованная силлабика или силлаботоника, как в «Luto carens et latere» Филиппа Канцлера. Переход евреев через Чермное море трактуется здесь аллегорически, как пророчество о новозаветном Крещении.
Филипп Канцлер. «Luto carens et latere»
1. Luto carens et latere Transit Hebreus libere Novo novus charactere. R.: In sicco, mente munda Transit Hebreus libere Baptismi mundus unda. | 1. Отринув грязь пленения, Еврей свободно шествует, С печатью обновления, Рефрен: Дорогой очищенья Еврей свободно шествует, Омыт волной Крещенья. |
2. Sortis tributum misere, Transit Hebreus libere Culpe recluse carcere. (R.) | 2. Презрев судьбу ничтожную, Еврей свободно шествует, Покинув тьму безбожную, (Рефрен) |
3. Mare dum videt cedere Transit Hebreus libere Mergens sequentes temere. (R.) | 3. Вот море расступается, Еврей свободно шествует, А враг в волнах скрывается. (Рефрен) |
4. Agnus occisus vespere Transit Hebreus libere Culpe solvit ab (h)onere. (R.) | 4. Вечерней Агнец жертвою, Еврей свободно шествует, Снял грех, как бремя мёртвое. (Рефрен) |
5. Joseph cisterna claudere Transit Hebreus libere Christum nequit mors premere. (R.) | 5. Иосиф в яме не пропал, Еврей свободно шествует, И смертью смерть Христос попрал. (Рефрен) |
6. Ergo sepultos celere Transit Hebreus libere Christum sequamur opere. (R.) | 6. Схороним зло до века мы, Еврей свободно шествует, Чтоб жить Христа заветами. (Рефрен) |
7. Ut cum Christo resurgere Transit Hebreus libere Prestet ad sedem dextere. (R.) | 7. Во имя Воскресения Еврей свободно шествует, Да обретёт спасение! (Рефрен) |
Эквиритмический перевод О. С. Лебедевой |
Текст распевается, как правило, силлабически, при этом для многих кондуктов характерны развитые мелизмы, обычно в конце, реже в начале текста (т. н. кондукты cum caudis, буквально «с хвостами»; корень тот же, что в музыкальном термине кода).
Интерес к кондуктам во Франции угас к середине 13 в., с одной стороны, в связи с развитием более изысканного и «учёного» мотета, с другой – «композиторских» песен (англ. art songs) на общедоступном национальном языке (баллада, виреле, рондо). Последние художественно значимые образцы кондуктов, почти исключительно монодические, встречаются в поэме с обширными музыкальными вставками «Роман о Фовеле» (около 1316). Из Франции мода на кондукты распространилась в другие европейские страны – в 13 и 14 вв. произведения этого жанра регистрируются в отдельных английских, немецких, испанских нотных рукописях.
С конца 1980-х гг. кондукты стали постоянной частью репертуара ансамблей средневековой музыки. Среди часто исполняемых: «Orientis partibus» (к Празднику осла), «Beata viscera» (музыка приписывается Перотину), «Procurans odium» (из сборника «Сarmina Burana»), «Redit aetas aurea» (к коронации Ричарда I Львиное Сердце), «Verbum patris humanatur», «Sede, Syon, in pulvere» (плач о Третьем крестовом походе), «Congaudeant catholici» (предполагаемый автор – Альберт Парижский).
С 2017 г. доступна обширная онлайн-база данных Cantum pulcriorem invenire (CPI; публикация текстов кондуктов и справочная информация; музыка в оригиналах либо транскрипциях не представлена). Самое полное издание кондуктов и связанных с ними других форм и жанров выполнил Г. Андерсон (1929–1981) (запланировано в 11 томах, тт. 7 и 11 не опубликованы в связи со смертью редактора, их содержание внесено в CPI).