Фарс
Фарс (франц. farce – фарш, от лат. farcio – начинять: средневековые мистерии «начинялись» комедийными вставками), 1) вид народного театра и литературы, распространённый в 14–16 вв. в западноевропейских странах. Отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, жизнерадостным вольнодумством. Герои фарса – горожане. Крестьяне всегда высмеивались, как и представители мелкого дворянства. Лишённые индивидуального начала образы-маски (глупый муж, сварливая жена, тупой судья, врач-шарлатан, учёный-педант, мошенник и т. д.) представляли собой первую попытку создания социальных типов. Фарсы были насыщены буффонадой. Наибольшую известность получили французские фарсы (15 в.) «Лохань», «Адвокат Пателен» и др. Традиции фарса оказали влияние на развитие демократического направления во французском актёрском искусстве (фарсовые актёры 17 в. – Табарен, Гро-Гильом, Готье-Гаргиль, Тюрлюпен и др.), на творчество Мольера. Традиции итальянского фарса стали основой комедии дель арте, английский фарс нашёл претворение в комедиях У. Шекспира; испанский фарс – в одноактных пьесах Л. де Руэды, в интермедиях М. де Сервантеса; немецкий фарс (фастнахтшпиль) получил литературное воплощение в творчестве Г. Сакса. Фарс частично возрождён в конце 19 – 20 вв. в сатирических пьесах А. Жарри, Б. Брехта. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде.
2) С 19 в. жанр коммерческого театра, не связанный с народной традицией: грубые, гротескные, часто скабрёзные комедии (в противовес интеллектуальному остроумию «высокой» литературы), разрушавшие политические, этические, сексуальные, культурные и прочие табу.