Всемирные выставки
Всеми́рные вы́ставки (Экспо; франц. Expo), международные промышленно-художественные форумы с участием делегаций большинства экономически развитых стран.
Общие характеристики
Большую роль в зарождении и успешной деятельности всемирных выставок сыграли национальные промышленные выставки, регулярно проводившиеся в странах Европы с конца 18 в. (в Российской империи – с 1829, когда состоялась первая мануфактурная выставка в Санкт-Петербурге).
Организуются для демонстрации достижений стран-участниц в области экономики, науки, техники, культуры и искусства. Подразделяются на универсальные и специализированные. Строгой периодичности не имеют и устраиваются с промежутками от 2 до 7 лет, длятся от 3 до 6 месяцев. С развитием научно-технического прогресса и ростом популярности подобных форумов постепенно увеличивалось число участников, количество и ассортимент экспонатов.
Первая всемирная выставка была организована Королевским обществом искусств, мануфактур и торговли в Лондоне в 1851 г. В ней, согласно официальным сообщениям, участвовали 25 государств и свыше 17 тыс. экспонентов.
Универсальные и крупные специализированные выставки проводились: в Нью-Йорке (1853–1854, 1939–1940, 1964–1965), Париже (1855, 1867, 1878, 1889, 1900, 1925, 1937), Лондоне (1862, 1886, 1908), Вене (1873), Филадельфии (1876, 1926), Сиднее (1879–1880), Мельбурне (1880–1881), Амстердаме (1883), Антверпене (1885, 1894), Барселоне (1888, 1929–1930), Чикаго (1893, 1933–1934), Брюсселе (1897, 1910, 1935, 1958), Буффало (1901), Глазго (1901), Сент-Луисе (1904), Льеже (1905), Милане (1906, 2015), одновременно в Риме и Турине (1911), Генте (1913), Сан-Франциско (1915), Гётеборге (1923), Порт-о-Пренсе (1949–1950), Сиэтле (1962), Монреале (1967), Сан-Антонио (1968), Осаке (1970), Спокане (1974), Окинаве (1975–1976), Цукубе (1985), Брисбене (1988), Севилье (1992), Лиссабоне (1998), Ганновере (2000), близ Нагои в японской префектуре Айти (2005), Шанхае (2010), Астане (2017), Дубае (формально в 2020, фактически в 2021–2022) и др.
Право на проведение Всемирной выставки 1967 года получила Москва, однако советское руководство в 1962 г. отказалось из-за финансовых трудностей.
На первых выставках все экспонаты размещались в одном большом здании (например, «Хрустальный дворец» в Лондоне, архитектор Дж. Пакстон), с 1867 г. началась постройка отраслевых и национальных павильонов (участники из Российской империи впервые разместились в отдельных национальных павильонах на выставке в 1900). Зачастую специально к выставкам строились выдающиеся сооружения. Например, символом выставки 1889 г. и её инженерно-архитектурной доминантой стала спроектированная инженером Г. Эйфелем башня – в то время самое высокое сооружение в мире; а символом выставки 1958 г. в Брюсселе – Атомиум, гигантская модель молекулы железа.
Обычно каждая из выставок проводится под девизом, который определяет её основную тему: «Мир будущего» (1939), «Мировоззрение: новый гуманизм» («Экспо-58»; с того времени название «Экспо» стало общепринятым), «Человек и его мир» (1967), «Прогресс без загрязнения» (1974), «Человечество – Природа – Технологии» (2000), «Мудрость природы» (2005). Каждая страна-участница раскрывает девиз выставки через концепцию экспозиции, сообразуясь со своими традициями и финансово-экономическими возможностями.
Организационная структура
Первая попытка регламентировать организацию всемирных выставок предпринята в 1867 г., когда представители Австро-Венгрии, Великобритании, Италии, Пруссии, России и США подписали меморандум, в котором уточнялись 3 основные цели: контроль за размером и продолжительностью выставок, установление системы ротации между государствами, уточнение типов выставок и гарантии качества экспонатов. Следующим шагом стала международная конференция 1912 г. в Берлине. Представители 15 стран-участниц подписали конвенцию, которая регулировала работу выставок. Дальнейшую работу в этом направлении прервала Первая мировая война.
В 1928 г. Конвенция о международных выставках, подписанная в Париже представителями 31 страны, в том числе СССР, регламентировала порядок организации, установила классификацию, периодичность и продолжительность выставок, права и обязанности участников и создала постоянный орган – Международное бюро выставок (МБВ; «Bureau International des Expositions»; местопребывание – Париж). В 1948, 1966, 1972, 1982 и 1988 гг. конвенция изменялась и дополнялась протоколами с учётом новых реалий – ускорения научно-технического прогресса, появления новых независимых государств, глобализации. К 2023 г. участниками конвенции является 181 страна.
Высший орган МБВ – сессия Генеральной ассамблеи, проходящая, как правило, 2 раза в год. Возглавляют МБВ президент (избирается на 2 года, может быть переизбран на 2-й срок) и 4 вице-президента, являющиеся одновременно руководителями комитетов МБВ (исполнительного, правового, административно-бюджетного, по информации и коммуникации).
Официальные представители России в МБВ с 2001 г. – Министерство экономического развития и МИД РФ.
Страна, в которой должна проводится следующая выставка, определяется в результате конкурса, организуемого МБВ. Ответственность за подготовку и работу каждой национальной секции несёт правительство выбранной страны и её исполнительные органы.
Сопутствующие мероприятия
С 1873 г. во время выставок проходили многочисленные конгрессы по различным отраслям экономики, науки и культуры.
В 1878 г. состоялся первый в истории Международный литературный конгресс; его почётным президентом был избран В. Гюго, вице-президентами – И. С. Тургенев и П. Д. Боборыкин.
В рамках выставки 1900 г. были организованы международные конгрессы (таможенный, философский, железнодорожный, нефтяной, физический, метеорологический и др.), в работе которых приняли участие и представители Российской империи.
Участие Российской империи, СССР и Российской Федерации
Страна была представлена на большинстве всемирных выставок. Первоначально организация русских отделов финансировалась правительством, а с 1889 г., когда оно отказалось официально участвовать в работе выставки, приуроченной к 100-летию Французской революции, – и российскими предпринимателями. Главным устроителем российских экспозиций вплоть до Первой мировой войны был Департамент мануфактур и внутренней торговли (с 1864 Департамент торговли и мануфактур) Министерства финансов.
Организацией советских экспозиций в основном занималось внешнеэкономическое объединение «Экспоцентр» (в 1959–1968 Отдел иностранных выставок, в 1968–1977 Управление международных и иностранных выставок; ныне АО «Экспоцентр») Всесоюзной торговой палаты (с 1972 Торгово-промышленная палата СССР).
Степень участия отечественных производителей была различной, но всегда достаточно высокой: 387 (1851), 585 (1862), 1392 (1867), около 1 тыс. (1893), около 2,4 тыс. (1900) российских экспонентов; 4,5 тыс. (1925), свыше 6 тыс. (1967) участников из СССР. Однако характер участия менялся: если экспоненты из Российской империи давали возможность совершать торговые сделки по выставленным образцам, то СССР строил свои экспозиции в первую очередь с целью пропаганды достижений советского общества и социалистического способа производства.
Российская промышленность на всемирных выставках
В 19 – начале 20 вв. успехом традиционно пользовались шёлковые, льняные и ситцевые ткани российских фабрик товариществ «Эмиль Циндель», Альберта Гюбнера, Прохоровской Трёхгорной мануфактуры, Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°» и др., изделия парфюмерных («Брокар и К°» и др.) и кондитерских («Жорж Борман», «Эйнем» и др.) фабрик, хрусталь Гусевского завода, фарфор предприятий М. С. Кузнецова, Ф. Гарднера, братьев Корниловых, Императорского фарфорового завода, ювелирные изделия и украшения фирм И. П. Сазикова, П. А. Овчинникова, «Братья Грачёвы», «Фаберже», «И. П. Хлебников, сыновья и К°» и др., экспонаты кустарных отделов, коллекции русских самоцветов и минералов. Общий интерес вызывала продукция Санкт-Петербургского арсенала, Обуховского, Пермского, Златоустовского, Тульского, Сестрорецкого, Воткинского и Путиловского заводов, а также Морские отделы России, основными экспонентами которых являлись Кронштадтский и Санкт-Петербургский порты, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейские Ижорские заводы, Балтийский судостроительный завод.
Прессой и публикой были отмечены первые лампы накаливания А. Н. Лодыгина (1873); образцы печатной продукции «Картографического заведения А. А. Ильина» (1876); результаты исследований по управляемому воздухоплаванию военных инженеров М. М. Поморцева и А. М. Кованько (1900). Особое внимание привлекали экспонаты, рассказывавшие о строившейся Транссибирской магистрали (1900; в 1904 по просьбе американских организаторов вновь была устроена посвящённая ей специальная экспозиция), паровозы российских машиностроительных заводов (1900). Наиболее популярными у публики были вазы, шкатулки и другие изделия из самоцветов и драгоценных камней Петергофской и других гранильно-шлифовальных фабрик (1851); большой павильон из ажурного чугунного литья, выполненный мастерами Каслинского завода, мозаичная карта Франции, сделанная на Екатеринбургской шлифовальной фабрике из золота, платины, драгоценных и цветных камней, высокоочищенная водка и коньяки Н. Л. Шустова, Д. З. Сараджишвили, Г. Г. Елисеева (1900). Сенсацией стали электрические осветительные устройства П. Н. Яблочкова (1878) и коллекция русских мехов, не имевшая себе равных (1893).
Продолжая традицию, СССР демонстрировал на выставке 1925 г. многочисленные образцы текстильной промышленности, книги, книжную и промышленную графику, «агитационный» фарфор, изделия декоративно-прикладного искусства, архитектурные проекты. Особый интерес посетителей следующих выставок вызвали: самолёт АНТ-25, на котором в 1937 г. В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков совершили беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер (1939); действующий макет канала Москва – Волга (1937); катер на подводных крыльях, спроектированный в Горьковском ЦКБ под руководством Р. Е. Алексеева (1958). Повышенным вниманием по-прежнему пользовался железнодорожный подвижной состав – модели мощных и скоростных советских паровозов серий «ИС», «ФД», «СО» (1937), а также новые экспонаты: полярная станция «СП-1», демонстрировавшая успехи СССР в освоении высоких широт (1939); действующий макет крупнейшей в мире Красноярской ГЭС; модель самого большого на тот момент транспортного самолёта Ан-22 («Антей»), модели квантовых генераторов (лазеров и мазеров), созданных Н. Г. Басовым и А. М. Прохоровым (1967); уникальная карта дна Мирового океана, составленная специалистами Института океанологии АН СССР, атлас и большая диорама «Антарктический континент» (1975). Сенсацией стали копии-модели искусственных спутников Земли, а также макеты первой в мире атомной электростанции и крупнейшего в мире синхрофазотрона, модели атомного ледокола «Ленин» и первого в мире турбореактивного пассажирского самолёта Ту-104 (1958). В 1967 г. большой интерес привлекли экспонаты, связанные с освоением космоса, – макеты спутников серии «Космос», космического корабля «Восток», автоматических станций «Луна-9» и «Луна-10».
Большую популярность имели лаковая миниатюра Палеха, Мстёры, Холуя и Федоскино, ростовская финифть, дулёвский фарфор, павловопосадские шали, туркменские ковры, холмогорская резьба, серебро Великого Устюга и дагестанского аула Кубачи, тарусская и крестецкая вышивки, вологодские, елецкие и рязанские кружева.
На фоне немногочисленных экспонатов российского отдела на выставке в 2000 г. выделялись макеты орбитального комплекса «Мир», ракетно-космической системы «Энергия» – «Буран», метеоспутников нового поколения, плавучей буровой установки, уникальная разработка приливной электростанции и проект восстановления озонового слоя Земли.
Награды российских и советских участников
На всех выставках с участием России и СССР отечественные экспоненты получали многочисленные награды.
В 1867 г. высшей награды (Гран-при) удостоены работы Б. С. Якоби, выступившего с докладом о необходимости повсеместного введения метрической системы мер и весов. Всего на этой выставке российские экспоненты получили свыше 470 наград (3 высшие, 21 золотая, 93 серебряные, 211 бронзовые медали).
В 1873 г. высшую награду получила «Наглядная азбука» Ф. Ф. Павленкова.
Золотой медали в 1878 г. удостоена продукция «Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры» и «Товарищества Тентелевского химического завода». На этой выставке российские представители были отмечены 780 наградами.
В 1889 г. награды получили В. В. Докучаев и его коллекция российских почв, Невская писчебумажная фабрика Варгуниных, Московский металлический завод Ю. П. Гужона, печатная продукция И. Д. Сытина, А. С. Суворина, И. Н. Кушнерёва, каталог книг для народного чтения Х. Д. Алчевской. Всего российские представители получили 662 награды (свыше 20 высших наград и почётных дипломов, 128 золотые, 184 серебряные, 201 бронзовая медали).
По итогам выставки 1893 г. около 80 % всех российских экспонатов награждены медалями и дипломами различного достоинства; золотую медаль за изобретённый им способ дуговой электрической сварки получил Н. Г. Славянов.
В 1900 г. высшими наградами отмечены российские орловские рысаки и т. н. беспроволочный телеграф (радио) А. С. Попова; награждены паровозы Путиловского и Коломенского заводов, спальные вагоны российских вагоностроительных заводов, модели мостов инженеров Н. А. Белелюбского, Е. К. Кнорре, Л. Д. Проскурякова. Всего российские экспоненты получили 1589 наград.
В 1925 г. экспонаты отдела СССР удостоены 183 наград (9 высших, 30 почётных дипломов, 59 золотых и 45 серебряных медалей).
В 1937 г. – 270 наград. Были отмечены, в частности, проекты станций московского метро «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), «Красные Ворота», «Сокольники», «Комсомольская».
В 1958 г. высокие награды получили станкостроительные, автомобильные (ГАЗ, МАЗ, ЛАЗ, ЗИЛ) и радиозаводы, авиаконструкторские бюро А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, О. К. Антонова, Н. И. Камова, М. Л. Миля. Всего было получено 527 наград (82 высшие, 79 почётных дипломов, 118 золотых медалей).
Начиная с «Экспо-67» МБВ приняло решение отказаться от присуждения наград экспонентам всемирных выставок.
Художественные отделы
В 1862 г. был устроен смотр произведений изобразительного искусства, созданных за последние 100 лет (впоследствии он стал традиционным); среди показанных в Лондоне 126 произведений русского искусства были картины В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, Д. Г. Левицкого, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, А. И. Корзухина, Н. Е. Сверчкова, А. А. Попова, П. П. Чистякова и др.
В 1867 г. демонстрировались работы 40 российских живописцев, в том числе картины художников реалистического направления: В. Г. Перова, В. В. Пукирева, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге; скульптуры М. А. Чижова и М. М. Антокольского.
Сенсацией в 1873 г. стала картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге».
В 1878 г. с большим успехом прошли 4 концерта русской музыки, организованные Н. Г. Рубинштейном.
В 1889 г. славу России принесли концерты русской музыки под управлением Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова в парижском дворце «Трокадеро».
Российская художественная экспозиция в 1900 г. насчитывала свыше 450 произведений, работы художников объединения «Мир искусства» потеснили творения передвижников, награды получили В. А. Серов, Ф. А. Малявин, А. П. Рябушкин, К. А. Коровин, В. И. Суриков, П. П. Трубецкой, В. А. Беклемишев и др.
В Риме в 1911 г. в 20 залах Русского павильона экспонировались многочисленные работы художников разных направлений: В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, Л. С. Бакста, М. В. Добужинского, А. Я. Головина, И. И. Бродского, К. С. Петрова-Водкина, Н. К. Рериха, Л. О. Пастернака, И. Я. Гинцбурга, С. Д. Эрьзи и др., отдельные залы были отведены для картин И. Е. Репина и В. А. Серова. Специально приезжавший на выставку в Рим балет С. П. Дягилева показал несколько спектаклей с участием Т. П. Карсавиной и В. Ф. Нижинского.
В 1925 г. в советском отделе доминировали представители т. н. революционно-оптимистического авангарда, определявшие тогда лицо советского искусства. В частности, были показаны эскизы театральных костюмов и макеты декораций, образцы рекламной и промышленной графики, первые советские постановочные («Стачка» С. М. Эйзенштейна) и документальные («Киноглаз» Д. Вертова) фильмы.
В 1937 г. символом советской экспозиции и одной из архитектурных доминант выставки являлась скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной (высшая награда). Французские зрители с интересом приняли советские кинофильмы «Пётр I» (высшая награда), «Депутат Балтики», «Мы из Кронштадта», «Цирк», «Чапаев» (все – Гран-при), «Семеро смелых» (почётный диплом), «Возвращение Максима».
На выставке в 1939 г. стены залов украшали огромные коллективные панно «Знатные люди Страны Советов», «Физкультурный парад», панорама (длиной 80 м) «Единство народов СССР». Эти и другие экспонировавшиеся тут живописные работы И. И. Бродского, Вл. А. Серова, Ю. И. Пименова, А. А. Пластова, Д. А. Шмаринова, Б. В. Иогансона, И. Г. Дроздова, Н. В. Томского, выполненные в рамках «советского академизма», или т. н. социалистического реализма, должны были наглядно демонстрировать новую жизнь советского человека.
Проведённый во время выставки 1958 г. опрос кинокритиков из разных стран определил 12 лучших фильмов «всех времён и народов», в числе которых были названы советские картины «Броненосец "Потёмкин"», «Мать» и «Земля».
На выставке 1975 г. с триумфом прошли концерты Государственного академического ансамбля народного танца имени И. А. Моисеева.
В середине 19 – середине 20 вв. выставки являлись самой большой ареной межкультурного общения и наиболее авторитетной мировой площадкой для честной и открытой конкуренции стран-экспонентов (выставку в 1900 посетили свыше 48 млн человек, в 1937 – свыше 34 млн человек, в 1958 – свыше 40 млн человек).
В конце 20 в. резко возросшие возможности телекоммуникации, глобализация СМИ, закрытость многих новых идей и разработок, связанных с ВПК, заметно снизили значение и роль всемирных выставок.