Парижская консерватория
Пари́жская консервато́рия (Высшая национальная консерватория музыки и танца в Париже, Conservatoire national supérieur de musique et de danse de Paris, CNSMD), высшее музыкальное и хореографическое учебное заведение, старейшее во Франции.
История создания
История Парижской консерватории восходит к двум заведениям: Королевской школе пения и декламации (École royale de chant et de déclamation, 1784; основана под патронажем Парижской оперы; в 1791 переименована в Публичную школу пения и декламации, École publique de chant et de declamation) и Муниципальной музыкальной школе (École de musique municipale, 1792; создана для обучения инструменталистов духового оркестра Национальной гвардии; с 1793 – Национальный институт музыки, Institut national de musique). Директор всех заведений – Ф.-Ж. Госсек.
В 1795 г. декретом Национального конвента основана Музыкальная консерватория (Conservatoire de musique), заменившая вышеупомянутые школы. Совет директоров включал Госсека, Э. Мегюля и Л. Керубини под руководством правительственного комиссара Бернара Сарретта (директор с 1800). В 1796–1911 гг. располагалась в здании бывшей Королевской школы пения и декламации, во дворце Меню-Плезир (Hôtel des Menus-Plaisirs; улица Бержер, ныне улица Консерватории).
Консерватория в конце 18 – начале 19 вв.
Манифестируя республиканские ценности, руководство консерватории предоставило студентам бесплатное образование. Приоритетным направлением было обучение игре на музыкальных инструментах, главным образом духовых (72 преподавателя из 115, в том числе 12 кларнетистов и 12 фаготистов). Помимо подготовки музыкантов задача консерватории заключалась в формировании духового оркестра Национальной гвардии для участия в массовых празднествах, а также в разработке педагогических методик. Среди наиболее известных – «Трактат по гармонии» Ш.-С. Кателя (1801), «Скрипичная метода» П. Роде, П. Байо и Р. Крейцера (1803). С 1800-х гг. всё большее внимание уделялось преподаванию вокала; в консерватории начинали готовить будущих певцов для театров «Опера-комик», «Театр Итальен» и «Комеди Франсез».
В 1806 г. учебное заведение переименовано в Консерваторию музыки и декламации (Conservatoire de musique et de déclamation), открыто отделение музыкальной и театральной декламации, включавшее классы танца и театрального движения. В том же году Ф.-А. Хабенек создал студенческий оркестр, который выступал в симфонических концертах (с 1811 в концертном зале консерватории, сооружённом в неогреческом стиле по проекту архитектора Ф.-Ж. Деланнуа; ныне Парижской консерваторией не используется), в том числе с французскими премьерами некоторых симфоний Л. ван Бетховена.
С 1797 г. консерватория проводит ежегодные конкурсы для студентов-исполнителей. В 1803–1968 гг. студенты-композиторы, оканчивающие консерваторию, могли претендовать на получение Большой Римской премии, присуждаемой Академией искусств (на конкурс представлялась кантата). Лауреаты получали стипендию и право проживания на вилле Медичи в Риме. Среди лауреатов Римской премии: Ф. Галеви (1819), Г. Берлиоз (1830), А. Тома (1832), Ш. Гуно (1839), Ж. Бизе (1857), Ж. Массне (1863), К. Дебюсси (1884), Г. Шарпантье (1887), Л. Буланже (1913), М. Дюпре (1914), А. Дютийё (1938), А. Лувье (1968).
Развитие консерватории в 19 в.
В 1816 г. (в период Реставрации) консерватория была закрыта на несколько месяцев и открыта вновь как Королевская школа музыки и декламации (École royale de musique et de déclamation); в 1822 г. возвращено первоначальное название. В этот период сложились основной состав музыкальных факультетов и общее направление образовательной деятельности; сформированы классы аккомпанемента (1822), фортепиано для женщин (1822) и мужчин (1827), арфы (1825), контрабаса (1827), трубы (1833), тромбона (1836). Во 2-й половине 19 в. открыты классы корнета (1869), истории музыки (1871) и альта (1894). Поступление проводилось на конкурсной основе, но было недоступно для иностранцев.
В 1823 г. Л. Керубини возобновил концерты студенческого оркестра, на основе которого сформировалось Концертное общество консерватории (Société des Concerts du Conservatoire, 1828). Оркестр под управлением Ф.-А. Хабенека исполнил «Героическую» симфонию Бетховена (1828), а также осуществил премьеру «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза (1830). В 1967 г. преобразован в Парижский оркестр.
В 1864 г. при консерватории открыт Музей музыкальных инструментов (Musée des instruments).
Консерватория в 20–21 вв.
В 1911 г. консерватория переехала в здание бывшего иезуитского колледжа (улица Мадрида). С 1916 г. по поручению французского правительства под эгидой консерватории выходило издание «Энциклопедия музыки и словарь консерватории» («Encyclopédie de la musique et dictionnaire du conservatoire», в 11 томах) под редакцией А. Лавиньяка (1913–1916) и Л. де Ла Лоранси (1916–1931). Открыты новые классы – литавр (1914), дирижирования (1914) и женского танца (1925).
Во время оккупации Франции нацистской Германией (1940–1944) в консерватории велась антисемитская политика: увольнения преподавателей (1940), запрет на участие в Римской премии (1941) и на поступление в консерваторию (1942). В 1943 г. основан Студенческий оркестр консерватории (Orchestre des Cadets du Conservatoire) с целью освободить его участников от обязательной трудовой повинности во время войны, существовал до 1955 г.
В 1946 г. преподавание театральных дисциплин переместилось в отдельную Высшую национальную консерваторию драматического искусства (Conservatoire national supérieur d’art dramatique); Музыкальная консерватория переименована в Высшую национальную консерваторию музыки (Conservatoire national supérieur de musique).
На протяжении 20 в. открыты классы саксофона (1942), ударных (1947), мужского танца (1947), клавесина (1950), электрофона волны Мартено (1968); курсы истории музыки (начальный, 1946, и продвинутый, 1948), педагогики, общей культуры и эстетики, камерной музыки (продвинутый; все – 1947), новых технологий (1984), дирижирования григорианским хором (1985), полифонии эпохи Возрождения (1989), гармонии 20 в. (1992), свободной импровизации (1992), музыкальной культуры (1992), этномузыковедения (1994). К концу 20 в. сформированы 9 факультетов, среди них 4 новых (старинная музыка, 1984; звукорежиссура, 1989; джаз и импровизация, 1991; музыкальная педагогика, 1992).
С 1957 г. носила название Высшая национальная консерватория музыки (Conservatoire national supérieur de musique de Paris). В 1980 г. в связи с открытием во Франции второй Высшей консерватории (Лион) переименована в Высшую национальную консерваторию музыки и танца в Париже, вновь совмещая функции музыкального и хореографического (классический и современный танец) институтов. С декабря 1990 г. располагается в западном крыле (1987–1990; проспект Жан-Жорес, 221) комплекса «Город музыки» (Cité de la musique, построен в стиле постмодернизма; полностью открыт в 1995, архитектор К. де Портзампарк) в парке «Ла-Виллет».
Библиотека Парижской консерватории (с 1990 Медиатека имени Г. Берлиоза) располагает одним из крупнейших во Франции нотных собраний (включая автографы) и аудиозаписей. При консерватории функционирует исследовательско-издательский центр, который публикует материалы, организует научные конференции и тематические выставки, связанные с историей учреждения. В 1997 г. коллекция музыкальных инструментов консерватории перемещена в музей «Города музыки».
С 2000-х гг. обучение в консерватории организовано по Болонской системе: продолжительность обучения – от 3 (бакалавриат) до 5 (магистратура) лет.
Преподаватели, выпускники и директора консерватории
С основания консерватории в ней преподавали видные музыканты, многие являлись её выпускниками: А. Герц, А. Мармонтель, Л. Фарренк, Л. Дьемер, Э. Рислер (Ризлер), Р. Пюньо, А. Корто, М. Лонг, И. Нат, Л. Декав и И. Лефебюр (фортепиано); П. Байо, М.-П. Марсик (скрипка); Ф. Галеви, Г. Форе, П. Дюка, Д. Мийо (композиция), М. Вьё (альт), М. Марешаль, П. Фурнье, А. Наварра (виолончель); К.-П. Таффанель, М. Моиз (флейта); С. Франк, Ш.-М. Видор, А. Гильман, Ш. Турнемир, М. Дюпре (орган); Л. Ласкин (арфа); Ж. Дюпре, Л. Чинти-Даморо, Ш. Панзера (вокал); Ш. Мюнш (дирижирование); Н. Дюфурк (история музыки); О. Мессиан (музыкальный анализ, композиция); М. Бофиль и А. Ролан-Манюэль (эстетика) и др.
Среди других знаменитых выпускников: Э. Шоссон, Э. Колонн, Л. Делиб, Э. Лало, Ж. Оффенбах, К. Сен-Санс, И. Альбенис, Э. Гиро, Д. Дюфур, М. Эмманюэль, Б. Годар, Р. Ан, А. Онеггер, Ж. Орик, П. Булез, Ж. Юбо, Ш. Ламурё, А. Лавиньяк, М. Мартено, Л. и Н. Буланже.
Директора консерватории: Л. Керубини (1822–1842), Д.-Ф.-Э. Обер (1842–1871), А. Тома (1871–1896), Т. Дюбуа (1896–1905), Г. Форе (1905–1920), А. Рабо (1921–1941), К. Дельвенкур (1941–1954), М. Дюпре (1954–1956), Р. Лушёр (1956–1962), Р. Галлуа-Монбрён (1962–1983), М. Блёз (1984–1986), А. Лувье (1986–1991), К. Дарасс (1991–1992), М.-О. Дюпен (1993–2000), А. Пуарье (2000–2009), П. Дюме (2009), Б. Мантовани (2010–2019), Э. Делорм (с 2020).