Волны Мартено
Во́лны Мартено́ (франц. ondes Martenot), одноголосный электромузыкальный инструмент с контроллером в виде клавиатуры фортепианного типа. Используется преимущественно во Франции.
Изобретён французским музыкантом и педагогом Морисом Мартено (1898–1980), назван в его честь. Впервые представлен широкой публике в 1928 г. в Париже: Мартено солировал на нём в Симфонической поэме Д. Левидиса. Изобретатель с 1947 г. вёл класс волн Мартено в Парижской консерватории, в 1952 г. создал учебное пособие для исполнителей на этом инструменте.
Производится с 1929 г. В 1970-х гг. в конструкции стали использовать полупроводники, а в 1990-х гг. он стал цифровым. Современная модель имеет диапазон: c – h6. На клавиатуре играют правой рукой, при этом колебания клавиши дают характерный эффект частотного вибрато. Плавное перемещение руки с надетым на палец кольцом с нитью обеспечивает переход от одной высоты к другой наподобие глиссандо (как, например, у тромбона). Левая рука (клавишами на специальном блоке управления, расположенном слева под клавиатурой) регулирует громкость и атаку звука, а также некоторые изменения тембра.
Для создания звука используются 2 высокочастотных генератора: один из них – с фиксированной частотой (80 кГц); переменная частота второго генератора задаётся с клавиатуры. Детектор сравнивает частоты, поступающие с генераторов, и даёт на выходе разностную частоту, лежащую в низкочастотном диапазоне. Сигнал поступает на низкочастотный усилитель и воспроизводится через акустическую систему.
Специфический «отстранённый» тембр волн Мартено похож на тембр отечественных одноголосных предшественников синтезатора – терменвокса и экводина. При игре в ансамбле с акустическими инструментами он отчётливо выделяется на их фоне даже при умеренной громкости.
Пик его популярности во Франции пришёлся на 1930–1940-е гг. Одним из первых композиторов волны Мартено (сразу 3 инструмента) использовал Ф. Ваксман в музыке к французскому фильму «Лилиом» («Liliom», 1934; режиссёр Ф. Ланг) для иллюстрации сверхъестественной атмосферы в Чистилище. В 1932 г. сюиту для волн Мартено и фортепиано написал Д. Мийо. А. Онеггер включил волны Мартено в партитуры своих крупных сочинений – балета «Семирамида» («Sémiramis», 1934) и драматической оратории «Жанна д'Арк на костре» (1935). А. Жоливе написал Концерт для волн Мартено с оркестром (1947). Неоднократно и эффектно волны Мартено использовал О. Мессиан – впервые в пьесе «Празднество прекрасных вод» («Fête des belles eaux»; для секстета волн Мартено, 1937), позднее – для изображения «небесной» музыки в кантате «Три маленькие литургии Божественного присутствия» («Trois petites liturgies de la présence divine», 1944) и симфонии «Турангалила» (1948). На волнах Мартено играл П. Булез, использовавший 4 инструмента в Квартете (1946) и 2 – в пьесе «Свадебный образ» («Le visage nuptial», 1947). В США инструмент представил публике Н. Слонимский, дирижировавший в 1934 г. премьерой сочинения «Экваториал» («Ecuatorial») Э. Вареза, однако американские композиторы на протяжении десятилетий предпочитали ему терменвокс.
Интерес к волнам Мартено во 2-й половине 20 в. снизился, но в 1970-е гг. авангардисты вновь стали к нему обращаться. Среди сочинений: «Два голоса» («Due voci») для сопрано, волн Мартено и оркестра С. Буссотти (1958), хоровая симфония «Uaxuctum» Дж. Шельси (1966, несколько соло на фоне «обычного» оркестра), «Гексада» («Hexade») Р. Тесье (для секстета волн Мартено, 1978), «Траурные почести музыкальной голове Орфея» («Honneurs funèbres à la tête musicale d’Orphée») К. Гуйвартса (также для секстета инструментов, 1978), «Космические токи» («Les courants de l'espace») для волн Мартено и камерного оркестра Т. Мюрая (1979).
Волны Мартено неоднократно использовались в киномузыке, например в фильмах «Лоуренс Аравийский» (1962; режиссёр Д. Лин, композитор М. Жарр; премия «Оскар» за саундтрек, 1963), «Охотники за привидениями» (1984; режиссёр А. Райтман, композитор Э. Бернстайн), «Марс атакует!» (1996; режиссёр Т. Бёртон, композитор Д. Эльфман), «Амели» [2001; режиссёр Ж.-П. Жёне, композитор Я. Тирсен; премии World Soundtrack Awards (2001) и «Сезар» (2002)]. В популярной музыке инструмент с 2000 г. активно использовала группа Radiohead (например, в песне «Where I end and you begin» и других треках альбома «Hail to the Thief», 2003).
Самый известный исполнитель на волнах Мартено – Жанна Лорио (1928–2001), сестра Ивонны Лорио, свояченица Мессиана. В 1970 г. она приезжала с этим инструментом в СССР, выступала в Большом зале Московской консерватории.