Сермизи Клоден де
Сермизи́ Клоде́н де (Claudin de Sermisy) (около 1490 – 13.10.1562, Париж), французский композитор.
В 1508 г. упоминается как хорист дворцовой церкви Сент-Шапель в Париже. С 1510 г. певчий капеллы Анны Бретонской, с 1514 г. (после её смерти) – Людовика XII. Продолжил карьеру певчего при Франциске I, в 1533–1555 гг. вице-капельмейстер (франц. sous-maître), а фактически – музыкальный руководитель королевской капеллы (формально её главой считался кардинал Франсуа де Турнон). С большой вероятностью, был знаком с П. Сандреном, который работал там же. С начала 1530-х гг. до конца жизни – каноник в Сент-Шапель, эта должность гарантировала ему материальный достаток на склоне лет.
В обширном творческом наследии Сермизи: 12 месс, реквием, магнификаты на каждый из 8 церковных тонов, «Страсти по Матфею», «Плачи пророка Иеремии» (т. н. ламентации), около 175 шансон преимущественно на 4 голоса (из них более 20 на стихи К. Маро), 78 мотетов (3 из них – контрафактуры его же светских песен). Большинство месс – образцы типичных для того времени месс-пародий: в «Quare fremuerunt gentes», «Tota pulchra es» и некоторых других композитор использует тематический материал собственных мотетов, в «Мотетной мессе» («Missa plurium motetorum») – мотетов Жоскена Депре, Жака Конселя, Антуана де Февена. В основе «Мессы на всякие мелодии» («Missa plurium modulorum») лежат 2 собственные шансон и музыка других авторов.
Шансон Сермизи приобрели широкую известность уже при его жизни благодаря ясности музыкальной формы, гармонии и ритма, моноритмической фактуре с тенденцией к выделению верхнего голоса как основного носителя мелодической функции. Среди них: «Tant que vivray» («Пока живу [в расцвете лет]»), «Languir me fais» («Ты заставляешь меня томиться»), «Le content est riche en ce monde» («Мужчин довольных много в мире»), «Tu disais quej’en mourrais» («Говоришь, что терпеть меня не можешь»). Об их востребованности свидетельствует картина Мастера женских полуфигур (датируется около 1530, 1 из 3 версий находится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже), изображающая 3 музицирующих девушек, причём ноты у флейтистки удалось идентифицировать как теноровый поголосник шансон «Jouyssance vous donneray» (впервые опубликована в 1529; текст принадлежит К. Маро):
Jouyssance vous donneray, Mon amy, et vous meneray La ou pretend vostre esperance. Vivante ne vous laisseray. Encor quant morte je seray, Lesprit en aura souvenance. | Мой друг, усладу вам всегда Я дам и приведу туда, Где быть желали вы мечтами. Вас не оставлю никогда, А коль умру, то и тогда Моя душа пребудет с вами. Эквиритмический перевод О. С. Лебедевой |
Об известности Сермизи во Франции, Италии, Испании свидетельствуют и многочисленные инструментальные обработки его сочинений, в том числе интабуляции для клавира и лютни; среди авторов обработок: А. Леруа, Франческо да Милано, Дж. П. Паладино, А. да Рипа, М. де Фуэнльяна. Ф. Рабле в прологе 4-й книги романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» описывает Сермизи в саду на отдыхе, распевающего неприcтойную песню в компании других знаменитых французских композиторов (см. Франсуа Рабле и композиторы). П. Сертон в 6-голосной элегии на смерть Сермизи «Musiciens, chantres melodieux» воздаёт ему должное как «великому мастеру, знатоку и славному композитору, музыкальному сокровищу» («grand maistre, expert et magnifique compositeur, la thresor de musique»).
Полное собрание сочинений Сермизи под редакцией Г. Аллера и И. Казо опубликовано (в 7 томах) в серии Corpus mensurabilis musicae (выпуск 52) в 1970–2014 гг.