Дюфаи Гийом
Дюфаи́ Гийо́м [Гийом Дюфэ (Дю Фэ), Guillaume Dufay (Du Fay)] (5.8.1397, Берсель, близ Брюсселя – 27.11.1474, Камбре, ныне Бельгия), французский композитор. Один из родоначальников франко-фламандской школы.
Жизненный путь
Сын священника. Воспитывался в метризе при кафедральном соборе в Камбре, пел в хоре мальчиков. Учился музыке предположительно в 1413–1418 гг. у Р. де Локвиля. Первые сочинения написал, находясь на службе у семьи Малатеста в итальянском городе Римини (1420–1424).
В 1426–1428 гг. работал в Болонье при дворе кардинала Л. Алемана. В 1428–1433 и в 1435–1437 гг. служил певчим в папской капелле в Риме; в 1437 г. по указу папы был удостоен степени бакалавра права. В 1433–1435 и в 1437–1439 гг. капельмейстер при дворе герцога Савойского, где познакомился с композитором Ж. Беншуа и поэтом М. ле Франком. С декабря 1439 г. по апрель 1452 г. служил в соборе Камбре: руководил хором, совместно с Н. Греноном ревизовал старые певческие книги, писал собственную богослужебную музыку; в 1450 г. совершил деловую поездку в Италию (Турин, Падуя). С 1452 г. вновь руководил капеллой герцога Савойского, пытался закрепиться в ней, чтобы обеспечить себе безбедную старость, но в 1458 г. был вынужден вернуться в Камбре, где выполнял те же обязанности, что и ранее, – хормейстера и композитора.
В 1460 г. встречался с Й. Тинкторисом, в 1463 г. – с Й. Окегемом, возможно также с А. Бюнуа (1468) и Л. Компером (1472).
Сохранилась цветная миниатюра с прижизненным изображением Дюфаи (рядом с позитивом) в компании с Беншуа (с арфой), размещённая в рукописи поэмы М. Ле Франка «Le champion des dames» (F-Pn fr. 12476, f.98, около 1451).
Творческое наследие
Дюфаи писал едва ли не во всех жанрах духовной и светской музыки своего времени, однако авторство многих приписывавшихся ему в старинных рукописях сочинений современная наука оспаривает. Точно атрибутированы 7 месс на 3–4 голоса, из которых известны мессы на материале его собственной баллады «Se la face ay pale» («Если лицо моё бледно»; использован тенор из баллады) и народной песни «L’homme armé» («Вооружённый человек»), а также Месса святого Иакова, для которой Дюфаи написал части не только ординария, но и проприя (т. н. пленарная, т. е. содержащая не только стандартные тексты ординария, но и особые, относящиеся к проприю мессы) – интроит, аллилуйю, офферторий и коммунио. С большой вероятностью ему принадлежит Месса святого Антония Падуанского (также пленарная). Искусная по технике композиции месса «Caput», автором которой веками считался Дюфаи, по данным исследований 20 в., написана неизвестным английским композитором в 1440-х гг. Кроме циклов сохранились обработки отдельных – преимущественно тропированных – распевов ординария мессы: Kyrie, Gloria, Sanctus, Agnus Dei; популярна «Gloria ad modum tubae», где голоса изображают трубные сигналы. Обрабатывались также отдельные григорианские распевы проприя мессы и оффиция – антифоны, гимны, секвенции, магнификаты, версикулы Benedicamus Domino и др. (всего свыше 50).
Разнообразные по технике мотеты (всего 23) включают политекстовые произведения этого жанра (например, «Moribus et genere / Virgo virga virens / Virgo est electus» или «O tres piteulx / Omnes amici eius», который сам автор обозначал как «Плач святой матери Церкви Константинопольской», «Lamentatio sanctae matris ecclesiae Constantinopolitanae»), архаичные изоритмические («Nuper rosarum flores») и т. н. песенные (термин образован от лат. cantilena), т. е. опирающиеся не на заданную и общеизвестную мелодию, а на заново сочинённый тенор. В числе последних «Flos florum» и «Vergine bella» («Дева прекрасная») на 1-ю строфу из знаменитой канцоны Ф. Петрарки. В технике канона выполнен песенный мотет «Inclita stella maris», который можно исполнять, двигаясь от простого к сложному, на 2, 3 или 4 голоса.
Произведения светских жанров созданы преимущественно на стихи в твёрдых формах, получивших распространение ещё в 14 в.: французских балладах (всего 8), виреле (4), особенно часто рондо́ (более 50, популярно «Adieu ces bons vins de Lannoys» / «Прощайте, добрые вина Ланнуа»), итальянских баллатах (4).
Особенности стиля
Гармония Дюфаи ясно очерчивает новую по сравнению с периодом арс нова сонантность созвучий, ранее считавшихся диссонансами, – терций и секст. Как полагает М. Линдли, «подъём трезвучия» (англ. rise of the triad) в 15 в. связан с особым строем, который он считает «благозвучной» разновидностью пифагорейского (Lindley. 1980). Впрочем, в качестве основной опоры лада по-прежнему выступает конкорд квинтоктавы – в наиболее значимых каденциях именно в неё, как и в 13–14 вв., разрешается терцсекста. Внутри текстомузыкальной строфы нередко встречается терцово-секстовый фобурдон (параллельные секстаккорды). Последний отмечается как в церковной музыке, так и светской: в коммунио «Vos qui secuti estis» Мессы святого Иакова (около 1430; традиционно считается вообще первым образцом континентального фобурдона), в мотете «Supremum est mortalibus», в рондо «Le serviteur» («Служитель»), в гимне «Ave maris stella» – одном из самых мелодичных сочинений композитора.