«Susanne un jour»
«Susanne un jour» (с франц. «Однажды Сусанна»), старинная французская песня. Наиболее ранний вариант – 4-голосная шансон Дидье Люпи (около 1520 – после 1559) на стихи Гийома Геру (1507–1569).
Впервые опубликована в 1548 г. в сборнике Люпи «Духовные песни» («Chansons spirituelles»), который до 1571 г. неоднократно переиздавался. В основе содержания – широко известная ветхозаветная история о Сусанне и старцах (Дан 13:1). Текст Геру представляет собой одну 10-строчную строфу с 3 рифмами (показаны строчными буквами в таблице). Музыкальная форма шансон Люпи не определяется логикой поэтической формы (см. Текстомузыкальная форма): она образована из двух разных по музыке разделов, первый из которых повторяется после окончания второго (AABA):
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Susane un jour d'amour solicitée Par deux vieillars, convoitans sa beauté, Fut en son coeur triste et desconfortée, Voyant l'effort fait à sa chasteté. Elle leur dit: Si par desloyauté De ce corps mien vous avez jouissance, C'est fait de moy. Si je fay resistance, Vous me ferés mourir en deshonneur. Mais j'aime mieux perir en innocence, Que d'offenser par peché le Seigneur. | A
A
B
A | a a a a a b b c b c | Две пары похотливых старых глаз Сусанну возжелали как-то раз. Печальный ужас сердце ей потряс, И видя, что с ней сделают сейчас, Решила объяснить им свой отказ: «Коль вы меня возьмёте для утех, Душа умрёт. Коль откажусь, при всех Оклеветав, мою казните плоть. Так лучше умереть, не взявши грех, Чем будет мною уязвлён Господь». |
|
|
|
| Перевод О. С. Лебедевой |
Звуковысотная структура этой шансон стандартно описывается как модальная: лад G-дорийский (один бемоль при ключе) с характерным для эпохи колебанием между e (дорийским) и es (эолийским). При этом каденции носят отчётливо тональный характер, в каденционном плане – одна и та же ультима (G-квинтоктава) во всех разделах. Таким образом, композиция в целом может быть описана и как прототональная. Текст распет без изысков – силлабически и в моноритмической фактуре. В мелодике несколько более, чем остальные голоса, выразителен тенор, с запоминающимся начальным ходом g–b–c1–d1, из затакта (не выписанного в мензуральном оригинале):
Песня Люпи приобрела большую популярность в Западной Европе во 2-й половине 16 – начале 17 вв., была разработана разными авторами более чем в 30 многоголосных вокальных произведениях. В качестве музыкального материала в вокальных жанрах композиторы ограничивались, как правило, начальным ходом из тенора оригинальной песни, дальнейшее мелодическое развитие реализовывалось как свободное. Особенно интересен в этом отношении О. ди Лассо, написавший «по мотивам Люпи» 5-голосную шансон (в строфической форме), магнификат I тона (сборник «Patrocinium musices», том 7) и библейскую песнь «Nunc dimittis» I тона (в технике alternatim), а на собственную шансон – одноимённую мессу-пародию. Обработки шансон Лассо затмили по популярности оригинал, не в последнюю очередь благодаря полифоническому мастерству её автора: зачин оригинального тенора, как мелодически наиболее выигрышный, Лассо перенёс в дискант (superius), добавил его эффектные имитации в теноре и квинтусе (quinta pars) и написал собственное противосложение в контратеноре, которое затем имитировал в басу:
Cреди других композиторов, разрабатывавших «Susanne un jour»: Ч. де Роре, К. Ле Жён (в технике канона), Э. Дюкорруа, П. де Лестокар, Я. П. Свелинк. Иногда в качестве cantus firmus использовался дискант из шансон Лассо, как, например, в мадригале на текст Геру в английском переложении («Susanna fair») А. Феррабоско (старшего). О мощной рецепции «Susanne un jour» свидетельствуют и многие инструментальные обработки и интабуляции, среди авторов: А. Габриели, Э. де Кабесон, Дж. Бассано, Дж. Дауленд (пьеса для консорта виол под названием «Mr. Bucton's Galiard»).
Сохранились также мотеты 16 – начала 17 вв. на библейский (латинский) текст из книги пророка Даниила (Дан 13:22–23) и его парафразы, с инципитами «Ingemuit Susanna» и «Angustiae mihi sunt undique», которые написали Ч. де Роре, Д. Фино, Я. Хандль, Т. Крекийон, А. Феррабоско, Дж. Ф. Анерио, анонимные композиторы. Музыка мотетов «на тему Сусанны» не связана с шансон Люпи или Лассо.