Философия экономики
Филосо́фия эконо́мики, междисциплинарное направление исследований на стыке философии, философии науки и экономики, целью которого является осмысление онтологических, эпистемологических, логических, аксиологических, этических и других философских оснований экономики.
Возникновение, историческое развитие и институционализация философии экономики
Начало философскому осмыслению экономики положили древнегреческие философы Ксенофонт, Платон и Аристотель. В диалоге Ксенофонта «Домострой», где впервые было дано определение экономики как науки о хозяйстве, экономическая деятельность рассматривается сквозь призму понятия «полезность»: то является полезным, что человек может применить, использовать (Ксенофонт. 1935). Античный философ различал семейное и государственное хозяйство, а также подчёркивал необходимость обладания определёнными знаниями для успешного ведения хозяйства. Наиболее полезным занятием Ксенофонт признавал земледелие, способствующее укреплению тела и воспитанию добродетелей души.
У Платона философский анализ экономики представлен в диалоге «Государство» (Платон. 1994). Экономическая деятельность (например, вопрос частной собственности, использование рабского труда и т. д.) рассматривалась Платоном в контексте учения о государстве, а природу государства философ связывал с природой души. Основным принципом деятельности государства Платон считал справедливость.
Аристотель в исторически первой классификации наук не указывал точного места экономики в системе наук, но по логике его рассуждений экономика является частью практического знания, которое приобретается ради деятельности. Практические науки подчиняются теоретическим, среди которых философия, математика и физика (Аристотель. 1975; Лебедев. 2010). В «Политике» Аристотель различал экономику и хрематистику. Первую он называл «наукой о домохозяйстве», вторую – «искусством наживать состояние» (Аристотель. 1983. С. 387), развивая мысль Ксенофонта. В разных своих работах Аристотель также касался таких экономических вопросов, как ростовщичество, частная собственность, торговля и т. д.
Отличительной особенностью философского подхода к анализу экономики в Древней Греции выступает, во-первых, стремление определить сущность и цель экономической деятельности; во-вторых, рассмотрение экономической деятельности и науки в контексте целей и методов, предлагаемых философией; в-третьих, анализ экономики в связи с учением о природе человека.
В Средние века философское осмысление экономики разворачивается в работах христианских теологов, в частности Фомы Аквинского.
Он во многом продолжил анализ тех экономических вопросов, о которых писал Аристотель (богатство, частная собственность, торговля, ростовщичество). Важнейшим понятием в его размышлениях об экономике является «справедливость», которая реализуется в экономической жизни через соблюдение трёх типов норм: подчинение естественному порядку вещей, договорам и законам разума (Чаплыгина. 2005. С. 156). К основным отношениям справедливости, регулирующим экономическую деятельность людей, Фома Аквинский относил справедливость обмена и справедливость распределения, на основании которых развиваются и соответствующие системы права.
Среди других философов, внёсших вклад в формирование предпосылок философии экономики, можно назвать Дж. Локка, Д. Юма, Т. Гоббса, Г. В. Ф. Гегеля и т. д. В начале 20 в. существенное влияние на философское осмысление экономики оказало развитие неопозитивизма, а ближе к концу столетия – теории постпозитивистов, философов науки Т. Куна, К. Поппера, И. Лакатоса, П. Фейерабенда.
Институционализация философии экономики, т. е. обретение ею самостоятельного статуса как науки и дисциплины, начинается во 2-й половине 20 в. В это время появляются сообщества и журналы, предоставляющие площадки для дискуссии по актуальным проблемам философии и методологии экономики. К этому же периоду относится появление учебных курсов по данной дисциплине в ведущих университетах мира. Первые работы системного характера, описывающие предмет, методы и историю философии экономики и в то же время ориентированные на преподавание учебных курсов по этой дисциплине, начали выходить на Западе и в России в конце 2000-х гг.
Наиболее институционализированной является западная философия экономики. Сообщества по философии экономики на Западе, как и в России, пока не существует, но исследователи, работающие в рамках этой области знаний, активно участвуют в конференциях и других мероприятиях, организуемых Международной сетью экономического метода (International Network for Economic Method, INEM) и Европейской сетью философии социальных наук (European Network for the Philosophy of the Social Sciences, ENPOSS). INEM основана в 1989 г., с этого же года выпускает свой журнал [до 1993 «Метод» (Methodus), ныне «Журнал экономической методологии» (Journal of Economic Methodology)]. ENPOSS возникла в 2011 г., своего журнала у неё нет, но под её эгидой проходят 2 конференции – собственно ENPOSS и Международная конференция по философии экономики (International Conference for Economic Philosophy). Также вопросами философии экономики занимаются журналы «Экономика и философия» (Economics and Philosophy), «Эразмус по философии и экономике» (Erasmus Journal for Philosophy and Economics), «Философия и связи с общественностью» (Philosophy and Public Affairs), «Политика, философия и экономика» (Politics, Philosophy & Economics).
В России профильных журналов по философии экономики нет. Кафедра философии и методологии экономики экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова ежегодно проводит профильную научную конференцию «Современные проблемы философии и методологии экономики»; в рамках других конференций, проводимых Институтом экономики РАН, НИУ «Высшая школа экономики» и другими крупными университетами и научными организациями, время от времени организуются секции по методологии и, реже, философии экономики.
Среди специалистов, занимающихся философией экономики, нет единого мнения по поводу того, что является предметом этой науки и какие этапы в своём развитии она прошла. Эти представления различаются от исследователя к исследователю.
Современная философия экономики на Западе
В западной литературе существуют разные подходы к периодизации развития философии экономики. На основании этих подходов можно выделить 3 основных периода развития этой области знания (Рогожникова. 2023): формирование предпосылок философии экономики (конец 19 в. – 1960-е гг.); «старая» философия экономики (1970–1990-е гг.); «новая» философия экономики (с 1980 до настоящего времени).
Первый период включает методологические и философские дискуссии в экономической науке 19 в. (Дж. С. Милль, Н. У. Сениор, К. Менгер, У. С. Джевонс и др.), влияние неопозитивизма и институционализацию экономики в 1930-х гг. [Л. Роббинс (1898–1984), Т. Хатчисон (1912–2007), Дж. Р. Хикс, Дж. М. Кейнс], а также теорию общественного (социального) выбора 1960-х гг. (К. Дж. Эрроу, Дж. Макгилл Бьюкенен, А. Сен и др.). Второй период – это методологические дискуссии в экономике 1970-х гг. под влиянием идей постпозитивистов и первые концепции философии экономики [У. Мяки (род. 1951), Б. Колдуэлл (род. 1952), Л. Боулэнд (род. 1939) и др.]. Третий период включает в себя самые разные направления в рамках этой области знания.
Основное различие между «старой» и «новой» философией экономики заключается в том, что в рамках этих этапов её развития исследователи опираются на разные представления о сущности науки, её структуре, ключевых элементах, критериях научности и т. д. Эти представления можно отнести, соответственно, к неклассическому и постнеклассическому типам научной рациональности и аналогичной версии философии науки.
Представители «старой» философии экономики считали теорию основным элементом науки, а выработку единой теории – целью данной предметной области (Ross. 2009). Они полагали, что проблема демаркации (отличия науки от вненаучного знания) может быть однозначно решена на основе выработки процедур объяснения и подтверждения теорий. С их точки зрения, социальные науки являются науками в той мере, в какой их логическая структура соотносится с логической структурой естественных наук.
В «новой» философии экономики теория лишь один из важных для науки элементов, наравне с моделями, нормами, экспериментальными парадигмами, задающими рамки интерпретации теорий. Наука не должна ставить себе целью выработку общей теории – например, экономика может развиваться как «размножение» моделей (Родрик. 2017), не обязательно объединённых общей теорией. Универсальных критериев научности не существует, поэтому науку нельзя чётко отделить от вненаучного знания, которое может быть источником научных теорий. Что касается оценки научности социальных наук, то такая оценка – часть самой научной практики и определяется контекстом.
Ещё одним критерием отличия двух основных этапов развития философии экономики может служить отношение исследователей к методологическим проблемам. В «старой» версии философии экономики больше внимания уделялось экономическому мейнстриму версии 1970-х гг., а «новая» философия экономики открыта более современным методологическим проблемам (Aydinonat. 2011).
Философия экономики на Западе представлена рядом исследователей, почти каждый из которых по-своему смотрит на предмет и структуру этой области знания: Р. Бэкхауз (род. 1951), Д. Уэйд Хэндс (род. 1951), Дж. Б. Дэвис (род. 1947), Д. Хаусман (род. 1947), Д. Росс (род. 1962) и Х. Кинкейд (род. 1952), Дж. Рейсс (род. 1972), Т. Лоусон (род. 1950), У. Мяки (род. 1951) и др. В целом современная западная философия экономики включает в себя этику, философию науки (в частности, онтологию и эпистемологию) и экономическую науку. Методологические проблемы экономики иногда относят к философии науки, а иногда считают самостоятельным элементом философии экономики, отсутствует чёткое различение между философией и методологией экономики; например, в статье Д. Хаусмана по философии экономики автор пишет скорее о её методологических проблемах (Hausman. 2018).
Среди основных направлений исследований в рамках западной философии экономики выделяют:
подходы, опирающиеся на идеи К. Поппера, в частности на концепцию фальсификации (М. Блауг, Т. Хатчисон). В рамках этих подходов ведётся сравнительный анализ концепций К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса, критическая оценка осуществимости процедуры фальсификации в экономике, разрабатываются концепции развития экономической науки;
риторику экономики – направление, в рамках которого исследуются практики аргументации и убеждения, распространённые среди экономистов (Д. Макклоски, А. Кламер);
подходы, исследующие особенности реализма в экономической науке: критический реализм (У. Мяки) и социальную онтологию (Т. Лоусон). В целом реалисты исходят из объективного существования внешнего мира и необходимости его причинного объяснения, критикуют логический эмпиризм и интерпретативизм (Орехов. 2019), отмечая важность онтологических оснований экономической науки;
междисциплинарные исследования на границе экономики, нейронаук и когнитивных наук в связи с теорией потребительского выбора (Дж. Б. Дэвис, Ф. Мировски, Д. Росс, П. Глимчер);
разработки на стыке экономики и моральной философии (С. Бадье, Дж. Б. Дэвис, Д. Коландер, Р. Франк, Т. Седлачек), включающие дальнейший анализ дихотомии нормативного и позитивного в экономике, а также развитие теории выбора (спроса). Сюда же относятся идеи в области нормативной экономики, развивающиеся на стыке экономики и психологии (А. Сен, Д. Канеман, Р. Сагден, А. Крюгер, Р. Талер);
переосмысление методологических оснований экономики на основе философских исследований моделирования и причинности (Дж. Рейсс, Д. Родрик, М. Морган, К. Хувер, Н. Картрайт);
дискуссии в рамках натуралистического поворота, подразумевающего необходимость для философов учитывать при создании своих теорий последние достижения науки, а также использовать научные методы и теории (Д. Росс, Клив Бид и Кара Бид, К. Херрман-Пиллат и др.). В рамках этого направления проводятся эксперименты по обоснованию эгоистической или альтруистической мотивации поведения экономических агентов.
Основные тенденции философии экономики во многом определяются тем, что происходит в философии науки и на переднем крае естествознания.
Современная философия экономики в России
Периодизация развития философии экономики в России отличается от истории этой науки и дисциплины на Западе. Здесь выделяют следующие этапы: формирование предпосылок философского осмысления экономических явлений [16–19 вв., т. е. от «Домостроя» до Серебряного века (Орехов. 2020)]; осмысление экономической действительности в рамках религиозной философии (начало 20 в. – 1922); советская традиция философии экономики (1922 – конец 1980-х гг.; по версии Орехова, 1950–1980-е гг.); современная российская философия экономики (с начала 1990-х гг. до настоящего времени).
Последний период в развитии философии экономики в России также сочетает различные направления исследований и характеризуется бо́льшим разнообразием тем и подходов по сравнению с прочими периодами её развития. Российский учёный в области социальной философии А. М. Орехов предлагает выделить 3 основных направления развития российской философии (Орехов. 2020):
1) православно-религиозное (в частности, философия хозяйства – Ю. М. Осипов, Н. Б. Шулевский, В. В. Симонов и др.), в рамках которого экономическая проблематика рассматривается с позиции религии и веры, а не с точки зрения науки и философии;
2) позитивистско-либеральное (В. С. Автономов, О. И. Ананьин, Л. А. Тутов, В. Н. Рогожникова, О. Б. Кошовец и др.), ориентированное на рациональный, научный анализ экономических проблем с привлечением последних достижений западной философии экономики;
3) леворадикальное (А. В. Бузгалин, А. И. Колганов, А. И. Самсин), представители которого для анализа экономической действительности используют различные подходы на основе марксизма.
Как и на Западе, в России предмет философии экономики определяется по-разному разными исследователями. В целом можно выделить 3 основных подхода, при которых предмет философии экономики: 1) описывается в терминах разделов философского знания (онтологии, эпистемологии, аксиологии и этики, методологии и антропологии); 2) определяется преимущественно эпистемологией как наукой о знании, его развитии, функционировании и структуре; 3) предполагает широкое понимание предмета философии экономики, доходящее до её отождествления с философией хозяйства.
Понятие «философия хозяйства» уникально для российской философско-экономической традиции. Внутри этого направления исследований также наблюдается разнообразие концепций и походов. Исторически философия хозяйства берет истоки в трактате Ксенофонта «Домострой» и в работе русского религиозного философа С. Н. Булгакова «Философия хозяйства». Однако некоторые исследователи не считают, что философия хозяйства (в лице её основного представителя Ю. М. Осипова) действительно является развитием концепции Булгакова (Орехов. 2020).
Различия между философией экономики и философией хозяйства можно описать следующим образом: «Философию хозяйства интересует хозяйство во всём его многообразии, а философия экономики направлена на постижение сущности экономических явлений и процессов. В философии хозяйства рассматривается творческий субъект – демиург, в философии экономики – экономический агент, преследующий… максимизацию полезности. <…> В философии хозяйства используются как рациональные, так и нерациональные методы постижения истины… Философия экономики ориентирована на рациональные методы познания и новые типы рационального знания. Философия хозяйства гуманистична по своей природе, философия экономики целесообразна и практична. Философия хозяйства благоговеет перед жизнью, философия экономики её подчиняет. Философия хозяйства исходит из понимания хозяйства как саморазвивающегося организма, философия экономики как сложного, но управляемого механизма» (Тутов. 2015. С. 53). Таким образом, философия экономики является субдисциплиной философии науки, а философия хозяйства – это, скорее, ветвь религиозной философии.
Тематика исследований в современной российской философии экономики может быть условно разделена следующим образом:
революции в истории экономической науки, теоретические основания «споров о методе» в экономике, взаимосвязь экономической науки (методологии) и экономической политики, экономика мейнстрима, методология экономической науки, модель человека в экономике, история экономической мысли (В. А. Автономов);
особенности экономики как науки и структура экономического знания, история экономической мысли, дискурсы советской политической экономии, онтологические предпосылки экономических теорий, методологические основы экономической компаративистики (О. И. Ананьин);
теоретико-методологические основания экономического знания, междисциплинарные и внутридисциплинарные взаимодействия в экономической науке, модели человека в экономике, язык экономической науки, методология новой институциональной экономической теории, критика мейнстрима экономической науки и альтернативные теории (Л. А. Тутов, В. Н. Рогожникова);
формирование и развитие экономической науки и экономического знания, методологический инструментарий современной экономической теории, экономика и политика, теория и реальность в экономической науке (О. Б. Кошовец);
мотивация экономического поведения, потребности и интересы, философские проблемы управления, общие основы философии экономики (А. И. Самсин);
методология политической экономии, проблема собственности, междисциплинарные исследования в экономике (А. И. Колганов);
креативная экономика, научно-исследовательские программы в экономике, методология политической экономии (А. В. Бузгалин).
Перспективы развития философии экономики
Перспективы развития философии экономики определяются несколькими факторами: развитием философии науки, появлением новых философских теорий, а также развитием самой экономической науки, в том числе её междисциплинарных направлений.
Преимущественной тенденцией в современной философии науки является натуралистический поворот, который происходит и в самой экономике, что приводит к росту внимания исследователей, в том числе работающих в русле философии экономики, к идеям на стыке социально-гуманитарных и естественных наук.
В современной философии наиболее актуальными областями исследования являются философия сознания (включая исследования искусственного интеллекта), философия политики, философия права, экологическая философия – идеи всех этих направлений активно обсуждаются в современных исследованиях по философии экономики.
Ещё одно интересное направление исследований, которое будет развиваться в ближайшие десятилетия, – это история философии экономики. Первые работы по этой тематике уже выходят (Орехов. 2020; Hausman. 2017; 2021).
Перспективным направлением философии экономики также является исследование развития этой области знания в неевропейских регионах мира, например в Китае и Японии (Белик. 2013; Borokh. 2023; Campagnolo. 2019; Glahn. 2022; Hämäläinen. 2019).
В целом философия экономики – молодая дисциплина, чей предмет находится в стадии формирования, что неудивительно, поскольку предмет собственно философии также формируется в ходе её истории.