Причинность
Причи́нность (каузальность, от лат. causa – причина), форма взаимообусловленности явлений и процессов бытия, при которой при определённых условиях одно явление (процесс), называемое причиной, порождает другое, называемое следствием.
В различные эпохи и в разных культурах существовали разные представления о причинности. В древнегреческой философии понятие причины (ἀιτία) сближалось с понятием начала (ἀρχή), понимавшимся как начало генетическое – то, из чего или благодаря чему нечто начало существовать. В наиболее разработанной форме идея причинности была развита Аристотелем, который выделил 4 причины, определяющие характер каждой вещи: 1) то, из чего состоит эта вещь, её субстрат; 2) что́ есть эта вещь, её «форма», или сущность; 3) чем эта вещь приведена к бытию; 4) ради чего существует эта вещь, – соответственно причины: материальную, формальную, действующую и целевую (конечную). При этом 3 последние причины тесно связаны между собой, они могут даже совпадать (как, например, в биологической сфере, в случае живого существа). Последовательное проведение принципа причинности неизбежно приводит к мысли о первой причине, приводящей к существованию всё остальное, содержащей в себе все цели и все формы, которые когда-либо осуществлялись или могут осуществляться в мире. Такой причиной («перводвигателем») выступает у Аристотеля неподвижный и неизменный Ум (Нус), мыслящий самого себя. Концепция четырёх причин была воспринята средневековой мыслью с характерной для неё телеологической ориентацией в истолковании мира. Объяснение чего-либо нельзя было считать полным без ответа на вопрос «ради чего?», каковой в конечном счёте восходит к действию Бога в мире, поскольку именно Бог определяет цель существования каждой вещи.
Научная революция 17 в., развитие математического естествознания, прежде всего космологии и механики, поставили в центр внимания изучение причинно-следственных отношений – поиск причины изменения явлений и общего закона, делающего связь причины и следствия необходимой (например, объяснение вращения планет вокруг Солнца на основе закона всемирного тяготения). Причинно-следственные отношения стали рассматриваться как универсальный принцип, которому подчинены все явления природы.
Необходимый характер этих отношений был оспорен Д. Юмом, видевшим в причинной связи между явлениями лишь результат регулярной наблюдаемой последовательности сходных событий, ассоциативную связь между явлениями A и B, возникающую в нашем сознании благодаря привычке.
И. Кант, утверждая вслед за Юмом субъективный характер принципа причинности, считал, однако, его априорной структурой познания, способом структурирования чувственного опыта, имеющим поэтому всеобщий и необходимый характер. Ограничивая применимость принципа причинности только к явлениям, а не к вещам самим по себе, Кант тем самым обосновывал возможность свободы: причинность не распространяется на предметы, лежащие за пределами чувственного восприятия, – мир (как целое), человеческую душу и Бога.
С середины 19 в. в биологии (эволюционная теория Ч. Дарвина) и со 2-й половины 19 в. в термодинамике, а затем в квантовой механике, социальных науках получило развитие статистическое (вероятностное) понимание причинности: А есть причина В, если при наличии А доля событий типа В в некоторой наблюдаемой выборке (популяции, ансамбле частиц, большом коллективе людей и т. п.) существенно увеличивается. Статистическая причинность описывает не поведение единичных объектов (таких как планета, падающее тело), подчинённых общему закону, а поведение больших групп, в которых можно наблюдать статистически значимые изменения.