Ксенофонт
Ксенофо́нт (Ξενοφῶν) (около 445 или около 430 до н. э., Афины – около 355 до н. э., Коринф), древнегреческий писатель и историк. Принадлежал к афинской аристократии, сын Грилла. Согласно античной традиции, в 424 г. в сражении при Делии (во время Пелопоннесской войны) был спасён Сократом, учеником которого стал. После поражения в Пелопоннесской войне в 404 г. в Афинах с помощью Спарты был установлен олигархический режим «Тридцати тиранов»; возможно, в этот период Ксенофонт симпатизировал Ферамену, вождю умеренного крыла политического руководства. Вскоре после свержения режима «Тридцати тиранов» и восстановления в Афинах демократии Ксенофонт летом 401 г. навсегда покинул родину и примкнул к армии персидского царевича Кира Младшего, который собирался отобрать царскую власть у своего брата Артаксеркса II. После гибели Кира в сражении при Кунаксе (к северо-востоку от Вавилона) и вероломного убийства командиров греческих наёмников греки выбрали новых стратегов, одним из которых стал Ксенофонт, и начали отступление к южному побережью Чёрного моря. События этого похода спустя годы описаны Ксенофонтом в его произведении «Анабасис». В конце 400 г. оставшиеся в живых наёмники (уцелела приблизительно половина из 13 тыс. человек) добрались до района проливов. Здесь Ксенофонт со своими товарищами сначала поступил на службу к фракийскому царю Севфу, а затем присоединился к спартанским войскам под руководством полководца Фиброна, которые вели в Малой Азии боевые действия против Персии. В 396 г. спартанские войска возглавил царь Агесилай II, другом которого Ксенофонт стал на долгие годы. После начала Коринфской войны (395–387 до н. э.) спартанцы были вынуждены перебросить армию Агесилая II из Малой Азии в Грецию. Ксенофонт в составе спартанской армии участвовал в битве при Коронее (394), в которой среди противников Спарты были и афиняне. Был лишён афинского гражданства. После окончания войны Ксенофонт получил от спартанцев небольшое поместье в местечке Скиллунт, недалеко от Олимпии, где он вместе со своей женой Филесией и двумя сыновьями, Гриллом и Диодором, вёл жизнь рачительного хозяина. Ксенофонт начал заниматься литературной деятельностью. После поражения спартанцев при Левктрах в 371 г. ему пришлось покинуть своё поместье в Скиллунте и переселиться в Коринф. Сближение Спарты и Афин ввиду фиванской угрозы привело к возвращению Ксенофонту прав афинского гражданина, но на родину он так и не вернулся. Вероятнее всего, умер в Коринфе, однако во времена Римской империи считалось, что могила Ксенофонта находится в Скиллунте, недалеко от храма Артемиды Эфесской (см. Артемида), им построенного.
Произведения Ксенофонта в эпоху античности пользовались большой популярностью благодаря динамичному изложению событий, профессиональному знанию военных реалий, простому, но внутренне богатому языку, который считался образцом аттической речи. К историческим произведениям относится «Греческая история» (в 7 книгах), в которой Ксенофонт продолжил изложение событий Пелопоннесской войны с того места, где прервался труд Фукидида (411 до н. э.), и довёл свой рассказ до битвы при Мантинее (362 до н. э.). Это произведение имеет ярко выраженный лаконофильский уклон, поскольку Ксенофонт главным стабилизирующим фактором греческой жизни считал Спарту, а её общественный строй – наилучшим. В своём труде Ксенофонт не искажал действительность, но последовательно применял метод замалчивания тех событий, которые не соответствовали его основной идее. Идеализация государственного устройства Спарты нашла своё отражение в трактате «Лакедемонская полития». В память о своём учителе Ксенофонт создал целый цикл Сократических сочинений («Воспоминания о Сократе», «Защита Сократа на суде», «Пир», «Экономик»). Ксенофонт стремился показать абсурдность обвинения Сократа в непочитании богов и развращении молодёжи. Он создал убедительный образ афинского гражданина, посвятившего свою жизнь нравственному совершенствованию личности. Наряду с сочинениями Платона эти труды Ксенофонта являются главными источниками для реконструкции учения Сократа. Считается, что в трактате «Экономик», где в качестве действующего лица также выступает Сократ, Ксенофонт обобщил свой собственный опыт руководства поместьем. Последний трактат «О доходах» посвящён уже не частному, а государственному хозяйству. В этой работе впервые рассматривались вопросы экономической политики государства. Ксенофонт предложил Афинам ряд способов увеличить поступления денег в казну, причём самым эффективным из них он считал миролюбивую политику государства. Дошли до нас и его небольшие работы, касающиеся конкретных вопросов: «О начальнике конницы», «О верховой езде», «О псовой охоте».
Главной темой произведений Ксенофонта оставался вопрос исторической судьбы Греции. После потери Спартой её лидирующего положения Ксенофонт, опираясь на свой опыт военачальника, всё больше возлагал надежды не на какое-то греческое государство, а на сильную личность. Проблеме такой личности были посвящены его энкомий (похвальное слово) «Агесилай», диалог «Гиерон» (беседа сиракузского тирана Гиерона с поэтом Симонидом о природе единоличной власти), историко-философский роман «Киропедия» (о создателе персидской державы Кире II Великом). Для Ксенофонта властитель, который получил соответствующее воспитание, окружён лучшими людьми, опирается на сильную армию и руководствуется в своих действиях благом государства, – личность, способная исправить существующее положение в Греции. Таким образом, творчество Ксенофонта предвосхитило многие идеи, присущие грядущей эпохе эллинизма.