Философия права
Филосо́фия пра́ва, раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его понятия и назначения в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. В самом кратком виде философия права может быть истолкована как учение о природе и назначении права в его различных формах, общеполезных свойствах, возможностях и проявлениях и одновременно как многомерное мерило его всевозможных несовершенств с позиции требований законности и справедливости. Центральным ракурсом философского рассмотрения права всегда было и остаётся общее понимание права, которое традиционно представляется и нередко сосуществует в двух вариантах. Самый распространённый – вариант, сводящий понимание права к приказу – узаконению верховной власти (власти в лице монарха, парламента, вообще государства). Это восприятие именуют для краткости легистским (от лат. lex, род. падеж legis – закон) либо узкопозитивистским (для такого истолкования наличествующий действующий закон и право вообще – это одно и то же). Позитивизм нацеливает на логическую и лингвистическую обработку права, которое дано в нашем эмпирическом опыте и постигается рассудком без всяких метафизических домыслов и фантазий и без учёта социальных условий или преобладающих моральных представлений. Нормативная, обязывающая сила права заключена в принуждении. Высшей ценностью и высшей целью в этой традиции считается избавление от хаоса и произвола, осуществляемое ради установления мира, порядка и безопасности. Человек вступает в правовое общение и создаёт правопорядок в соответствии со своим правосознанием, т. е. с учётом своих представлений о справедливом и несправедливом в правовой сфере. Отсюда следует, что важный источник правовых требований и правил, помимо всего прочего, коренится также в хорошо прояснённом правосознании участников правового общения, а не только в воле суверена.
Другое толкование связывает право преимущественно с гарантированным обеспечением личной свободы, а также личной неприкосновенностью и гарантированной и надёжной охраной владения и распоряжения частной собственностью. Некоторые другие подобные версии истолкования природы и назначения права в либеральном и равнодостойном (эгалитарном) плане связывают основное предназначение права с обретением блага (счастья), гораздо реже, но с основательным философским обоснованием, – с восстановлением или достижением справедливости. Изначальное либеральное правопонимание включало в себя две ценностные ориентации – личную свободу и общее благо. В сегодняшнем обиходе вторая ориентация вытеснена на периферию сознания и в некоторых научно-публицистических комментариях полностью заслоняется ориентацией на личную свободу и на первоочерёдную защиту всего лично-частного в ущерб общежительному благу.
В российском обиходе легистское правопонимание остаётся преобладающим, т. е. сводящим всё многообразие ценностных свойств права к их воплощению в сиюминутном законе и узко понимаемой законности как мнимоадекватному фиксированию всех сущностных правовых требований и начал. Поэтому для российского общекультурного обихода назрела потребность в уточнённом правопонимании, которое из всех фундаментальных свойств права – таких как равенство перед законом, законная свобода или справедливость – станет базироваться на требовании о соблюдении справедливости, а точнее говоря, на соблюдении законности и справедливости, воплощённых в законе и в соответствующем разумном судебном решении.
В юридическом опыте могут сосуществовать одновременно логическая форма, личный или групповой экономический интерес, различные этические ценностные позиции; они соперничают или смешиваются друг с другом настолько, что невозможно не задаться вопросом о взаимосвязи между ними (например, тем, что есть, и тем, что должно быть). Отсюда становится понятным, что лишь подлинно философское восприятие жизненных, в том числе правовых, отношений способно привести к цели. Обсуждение взаимосвязей права и нравственности (морали) чаще всего ведётся с двух полярно противоположных позиций. Одна позиция исходит из моральной связанности права (кантовская традиция), другая – из частичного сходства права и морали и одновременно их принципиального различия, поскольку в моральных правилах-требованиях присутствует императивность, но отсутствует санкция за нарушение.