Левые идеологии
Ле́вые идеоло́гии (англ. left-wing ideologies), политические идеологии и идеологические течения, ставящие целью достижение социального равенства и социальной справедливости, перераспределение доходов и богатства, улучшение жизненных условий наименее привилегированных или маргинализированных слоёв общества; в некоторых случаях к этим требованиям добавляется отмена классового деления в обществе, а также ограничение или полная отмена частной собственности на крупные средства производства. Наиболее влиятельными идеологами левого фланга признаются К. Маркс, Ф. Энгельс, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин, В. И. Ленин, А. Грамши, Г. Маркузе и др.
К перечню левых идеологий обычно относят различные вариации социализма (в том числе демократический, либеральный и либертарный социализм), социал-демократию, социальный либерализм, марксизм, коммунизм, анархо-коммунизм, анархо-синдикализм, социальный анархизм, лейборизм, инвайронментализм и др. Генеалогия левой идеи как таковой во многом восходит к классическим утопиям и к классическому либерализму и связывается с мыслителями-утопистами и с некоторыми деятелями Французской революции.
История возникновения и развития
Разделение идеологий на «левые» и «правые» стало расхожим во время Французской революции, когда во французском Национальном собрании сторонники конституционной монархии и якобинцы, выступавшие за радикальные либеральные преобразования, рассаживались по правую и левую стороны от центра соответственно, а в центре сидели жирондисты, выступавшие за умеренные реформы и придерживавшиеся республиканских ценностей. Так консерваторы стали ассоциироваться с «правыми», а революционеры-либералы – с «левыми».
Либералы рассматривались в качестве левых до середины 19 в., поскольку их борьба за индивидуальные и политические свободы и права человека воспринималась как нечто вне традиции. Со временем область консенсуса между либералами и консерваторами расширялась – и те и другие признавали неприкосновенность частной собственности, верховенство права, необходимость в справедливом суде и равенство всех перед законом, не сильно расходясь во взглядах относительно складывавшейся капиталистической модели рыночных отношений. В то же время в качестве идейного противовеса политическим течениям, принимавшим государство, рынок и частную собственность, начала оформляться идеология социализма, развитие которой неразрывно связано с классическими утопиями раннего Нового времени, в частности – идеями, выраженными в «Утопии» Т. Мора. Исследователи идеологий причисляют Мора и мыслителей-утопистов к предтечам левых идеологий (Штекли. 1978). Некоторые исследователи также склонны находить идеи социалистической направленности в «Государстве» Платона (Категории политической науки. 2002) и других знаменитых произведениях Античности – например, в «Политике» Аристотеля или комедии Аристофана «Женщины в народном собрании» (Зайцев. 2003).
Для ранних представителей левых идеологий был характерен ориентир на замену общества, основанного на принципах частной собственности и рыночных отношений, принципиально иным типом общества, опирающегося на коллективную собственность. Такая идея была сформирована ранними социалистами-утопистами Р. Оуэном (1771–1858) и Ш. Фурье (1772–1837). В дальнейшем социализм был осмыслен К. Марксом и Ф. Энгельсом, что, в частности, выразилось в разработанных ими совместно теории научного коммунизма и философии диалектического и исторического материализма, а также в «Манифесте Коммунистической партии».
Некоторые идеи социалистов получили поддержку и развитие в трудах и практике разных анархистов – в первую очередь М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина, разработавших оригинальные концепции анархо-коллективизма и анархо-коммунизма, связанные с разрушением государственности и установлением безгосударственного общественного самоуправления на базе рабочих ассоциаций и принципов взаимопомощи. Эти концепции оказали существенное влияние на анархистскую традицию, но полностью анархизм к левым идеям не сводился: некоторые его индивидуалистические направления ряд исследователей относят к правой части политического спектра (что часто отражается в изображениях политического спектра, аналогичных знаменитой Диаграмме Нолана), однако некоторые исследователи спорят с таким взглядом и приписывают любые проявления анархизма левым (Сире. 2020).
В 20 в. непосредственно социалистический идеал государственности стремились воплотить большевики во главе с В. И. Лениным, что привело к Октябрьской революции и созданию СССР. Учение Ленина переиначивало некоторые важные постулаты К. Маркса и Ф. Энгельса и в дальнейшем, после смерти Ленина, стало официально называться в СССР марксизмом-ленинизмом. Немалую лепту в марксистско-ленинское учение внёс своими трудами И. В. Сталин, фактически отказавшийся от планов на мировую революцию и сосредоточивший деятельность подконтрольной ему партии на построении социализма в отдельно взятой стране. Также характерный взгляд на социалистическую государственность отразился в таких учениях, как троцкизм и маоизм.
В 20 в. сформировался ряд школ неомарксизма, заимствовавших у учения К. Маркса и Ф. Энгельса многие положения, казавшиеся им перспективными и значимыми, но не всегда принимавших марксизм в целом. Часть идеологов занималась корректировкой классического марксизма, чтобы приспособить его к реалиям нового столетия. Одним из наиболее ярких представителей такого направления политической мысли в первой половине 20 в. был итальянец А. Грамши, занимавшийся в своих трудах восстановлением значения человеческой субъективности как одного из важнейших положений марксизма (Категории политической науки. 2002). Не менее известным неомарксистским автором, чьи труды приходятся преимущественно на середину и вторую половину 20 в., широко признаётся фрейдомарксистский теоретик и представитель Франкфуртской школы Г. Маркузе. Его концепция «одномерного человека», отчасти развивавшая постулаты К. Маркса и Ф. Энгельса об идеологии как таковой как о «ложном сознании», пользовалась популярностью в кругах «новых левых». Наиболее последовательное воплощение в политической практике многих современных государств из левых идей получили социал-демократические идеи, которые прижились в 1960-е гг., в частности в Западной Германии, Скандинавии и Нидерландах. Кроме того, левая политика в значительной мере отразилась в опыте ряда государств Латинской Америки: в частности, феномен латиноамериканского социализма проявился в таких странах, как Эквадор, Боливия, Венесуэла, где к власти на много лет приходили президенты-социалисты Р. Корреа, Э. Моралес, Н. Мадуро и др.; впрочем, правление упомянутых лидеров не увенчалось успехом и вылилось в существенные политические кризисы. Тем не менее на протяжении многих лет левые интеллектуалы возлагали на латиноамериканский социализм большие надежды – в частности, известный социальный теоретик Й. Терборн полагал, что Латинская Америка может стать в 21 в. основным центром сопротивления всемирному капиталу и гегемонии США, которых левые на протяжении многих лет воспринимали как своих главных врагов (Терборн. 2021). В этой связи автор отмечал важность различных форм бунтарского коллективизма среди коренных народов в таких странах, как Чили, Боливия, Эквадор. Также в связи с подобным взглядом на перспективность латиноамериканских левых традиций важно отметить и таких крупных интеллектуалов, как Г. Гарсиа Маркес и М. Варгас Льоса – колумбийского и перуанского писателей, получивших за своё творчество Нобелевские премии по литературе и при этом отметившихся как политические фигуры, на протяжении многих лет выражавшие приверженность левым взглядам. В частности, Гарсиа Маркес осуществлял посредничество при переговорах между президентом США Б. Клинтоном с главой Республики Куба Ф. Кастро и отметился связями с другими коммунистическими режимами и партиями. Марио Варгас Льоса в молодости поддерживал режим Кастро и, как и Гарсиа Маркес, посещал СССР, однако со временем разочаровался в коммунистических идеях, после чего баллотировался в 1990 г. в президенты Перу с праволиберальной экономической программой в духе Чикагской школы.
Немаловажными представляются достижения левых в дискредитации явного расизма в США, поражении последних в противостоянии с Кубой и Вьетнамом, а также в деколонизации Африки в целом и в преодолении политики апартеида в Южной Африке в частности. Большим успехом среди самих современных левых пользуется феминистическое движение.
Помимо упомянутого Й. Терборна, рассматривавшего марксизм как теорию и практику диалектики современности и как инструмент для критики современности, среди наиболее популярных современных социальных теоретиков, чьи взгляды восходят к марксизму, можно выделить постмарксистов Э. Лаклау и Ш. Муфф, внёсших существенный вклад в теорию дискурс-анализа, и словенского неомарксиста С. Жижека, известного своей приверженностью анализу через призму левых взглядов произведений массового и культового кинематографа, а также попыткой реактулизировать в интеллектуальной среде фигуру В. И. Ленина и задать новый тон для обсуждения ленинистского наследия, нежели тот, что долгое время был принят среди большинства современных радикальных левых (Жижек. 2003).
Основные мотивы левых идеологий
В качестве основной ценности левые идеологи в большинстве своём видят идеал равенства между всеми членами общества, что находит отражение в принципе эгалитаризма (т. е. «равенства результатов» против «равенства возможностей») и в неприятии индивидуализма, отстаиваемого либерализмом. Также для левых идеологий обычно характерны следующие принципы и политические предпочтения:
идеал общественной собственности, противопоставляемый частной (последнюю левые идеологи, в соответствии с идеями мыслителей-утопистов Нового времени, считают первопричиной всех социально-экономических проблем, в том числе бедности и преступности, и предлагают существенно ограничить либо полностью упразднить);
классовый подход, в соответствии с которым главной целью государства должна быть защита неимущих или маргинализированных слоёв общества (практически до середины 20 в. левые идеологи делали упор на защиту прав рабочих и крестьян, но с появлением «новых левых» стала провозглашаться необходимость защиты различных видов меньшинств – этнических, сексуальных и т. д.);
деконструкция институтов семьи и брака, берущая начало как в идеях мыслителей-утопистов Нового времени, так и непосредственно в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором семья признавалась изжившим себя буржуазным институтом, способствовавшим закрепощению личности;
критическое отношение к традиционализму, связанному с религиозными догмами и акцентированием национальной принадлежности, а также с преемственностью опыта прошлых поколений. Такая позиция во многом проистекает из марксистского учения, согласно которому религия являет собой «опиум народа» (Маркс. 1955. С. 415), а «рабочие не имеют отечества» (Маркс. 1974. С. 44).