Милль Джон Стюарт
Милль Джон Стю́арт (John Stuart Mill) (20.5.1806, Лондон – 8.5.1873, Авиньон, Франция), британский философ, экономист, публицист и общественный деятель; представитель классического либерализма, основоположник британского позитивизма. Сын Дж. Милля, под руководством которого получил разностороннее домашнее образование. В 1820–1821 гг. находился во Франции, где познакомился с французской общественной и экономической мыслью. В 1823–1858 гг. служил в Ост-Индской компании. В 1836–1840 гг. редактор журнала London and Westminster Review. В 1865–1868 гг. член палаты общин английского парламента, где поддерживал либеральные и демократические реформы (защита избирательных прав женщин, право подачи голосов рабочими, земельная реформа в Ирландии и др.). Милль испытал влияние утилитаристской доктрины И. Бентама, политико-экономических идей Д. Рикардо, философии Дж. Беркли и Д. Юма, позитивизма О. Конта, ассоциативной психологии Д. Гартли и своего отца. Политические взгляды Милля постепенно изменялись от защиты «радикальной» демократии к более трезвому её пониманию в духе А. де Токвиля и умеренному социализму сен-симонистского толка.
Милль стремился к созданию социальной философии, опирающейся на опытное знание и строгие научные методы и способствующей общественным реформам. В «Системе логики силлогистической и индуктивной» («A system of logic, ratiocinative and inductive», vol. 1–2, 1843; 8th ed., 1872; рус. пер., ч. 1–2, 1865–67, 1914, 2011) Милль разрабатывал в качестве логики научного исследования и способа получения нового знания методы индукции (методы единственного сходства и единственного различия, остатков и сопутствующих изменений), создающие основу для формулирования посылок дедуктивных выводов посредством различных силлогизмов (эти методы получили развитие в современной теории правдоподобных рассуждений). В полемическом сочинении «Рассмотрение философии сэра Вильяма Гамильтона» («An examination of Sir W. Hamilton’s phylosophy», 1865, рус. пер. 1869, 2010) Милль обосновывал опытное происхождение знания из ощущений, связанных посредством устойчивых психологических ассоциаций, и трактовал материю как «постоянную возможность ощущений», а сознание – как предрасположенность переживать ощущения.
В трактате «Утилитарианизм» («Utilitarianism», 1863, рус. пер. 1866–69) Милль, отказываясь от «количественного исчисления» удовольствий И. Бентама, подчёркивал качественное различие между удовольствиями, считая «умственные» (духовные) удовольствия более желательными и ценными как отвечающие высшим человеческим потребностям. Этика утилитаризма в трактовке Милля «ставит для человека целью не личное его величайшее счастье, а величайшую сумму общего счастья всех» (Милль Д. С. Утилитарианизм. О свободе. Санкт-Петербург, 1882. С. 27).
Разделяя в целом позитивистскую философию О. Конта (Милль переписывался с ним с 1841), Милль не принимал его социально-политическое учение, усматривая в провозглашаемой им «религии человечества» «систему духовного деспотизма», игнорирующую начала человеческой свободы и индивидуальности («Огюст Конт и позитивизм» – «Auguste Comte et le positivisme», 1865, рус. пер. 1867, 2007).
В программном эссе «О свободе» («On liberty», 1859, рус. пер. 1861, 1995) Милль отстаивал свободу личности не только от политического деспотизма власти, но и от морального принуждения общественного мнения: «единственное оправдание вмешательства в свободу действий любого человека – самозащита, предотвращение вреда, который может быть нанесён другим» (Милль Д. О свободе // Наука и жизнь. 1993. № 11. С. 12), в остальном же человек «абсолютно независим». Свобода слова, мысли, частной жизни, общественных и политических объединений становится реальностью при демократическом правлении, которое, однако, не гарантирует от тирании большинства. Поэтому в «Размышлениях о представительном правлении» («Considerations on representative government», 1861, рус. пер., вып. 1–2, 1863–1864) Милль сформулировал принцип пропорционального представительства в парламенте всех значительных социальных групп. Милль активно поддерживал борьбу женщин за равноправие, защите их политических и социальных прав посвящена его книга «О подчинении женщин» («The subjection of women», 1869, рус. пер. 1869), написанная во многом под влиянием идей его жены Г. Тейлор.
Главный экономический труд Милля «Основы политической экономии» («Principles of political economy», 1848, рус. пер., т. 1–2, 1865, 2007) стал сводным изложением классической политической экономии и одновременно теоретическим обоснованием программы умеренного реформизма. Трактат оставался основным экономическим учебником в Англии и образцом для подражания по всей Европе при построении курсов политэкономии вплоть до конца 19 в. Определяя политическую экономию как науку о законах производства и обмена материального богатства, Милль вслед за А. Смитом, Д. Рикардо и Т. Р. Мальтусом считал эти законы (личного интереса, спроса и предложения, убывающего плодородия, сравнительных преимуществ в международной торговле и т. д.) «естественными» и неустранимыми, но дополняемыми возможным законодательным преобразованием отношений распределения (увеличение числа мелких собственников, прогрессивный налог на наследство и земельную ренту, развитие рабочих кооперативов и др.). Будучи приверженцем «закона народонаселения» Мальтуса, Милль предлагал в качестве противодействия законодательство о высоком брачном возрасте, а также верил, что низшие классы способны к добровольному ограничению размеров своих семейств. В отличие от теории стоимости Рикардо, Милль предложил теорию издержек производства, включающих среднюю прибыль на вложенный капитал, и отказался от рикардианско-мальтузианской доктрины «рабочего фонда», проповедовавшей бесполезность повышения реальной зарплаты выше уровня прожиточного минимума. Разделяя гипотезу Рикардо о тенденции капиталистического общества к «стационарному состоянию», Милль считал, что ослабление экономической активности будет сопровождаться усилением стимулов к моральному совершенствованию общества и «лучшему распределению», что более важно, чем рост производства. Придерживаясь «закона рынка» Ж.-Б. Сэя, Милль в своей теории циклических колебаний выдвинул гипотезу о двух состояниях рынка: статичном и спекулятивном, при которых возможны «внезапные перемены» в кредитоспособности фирм, ведущие к торговым кризисам.