Кун Томас
Кун То́мас, Томас Сэмюэл Кун (Thomas Samuel Kuhn) (18.7.1922, Цинциннати, штат Огайо – 17.6.1996, Кембридж, штат Массачусетс), американский историк науки и философ, один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки.
Окончил Гарвардский университет (1943), затем преподавал в нём (1948–1956) и в Калифорнийском университете в Беркли (1956–1964, профессор с 1961), профессор Принстонского университета (1964–1979) и Массачусетского технологического института (1979–1991).
Разработал концепцию исторической динамики научного знания как процесса конкурентной борьбы между различными научными сообществами. Основой для формирования и функционирования таких сообществ является принятие их членами определённой модели научной деятельности – совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок. В рамках этой модели происходит, по Куну, постепенная кумуляция решений научных задач, концептуальных или инструментальных «головоломок». Безраздельное господство некоторой модели (парадигмы, или «дисциплинарной матрицы») есть период «нормальной науки», который заканчивается, когда парадигма «взрывается» изнутри под давлением «аномалий» (проблем, неразрешимых в её рамках). Наступает кризис, или «революционный» период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового «нормального» периода, и весь процесс повторяется заново («Структура научных революций» – «The structure of scientific revolutions», 1962; русский перевод 1975).
Предложенная Куном модель исторической эволюции науки была направлена против антиисторизма как логического позитивизма, так и критического рационализма (К. Поппер и др.). Кун отверг общее для этих направлений убеждение в единственности, абсолютности и неизменности критериев научности и рациональности. Подобные критерии объявляются Куном исторически относительными: каждая парадигма определяет свои стандарты рациональности, которые не сводятся к требованиям формальной логики (хотя и не противоречат им). Демаркационная линия между наукой и ненаукой устанавливается, согласно Куну, каждый раз заново с утверждением очередной парадигмы. Не существует фактов, независимых от парадигмы, и, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Учёные, овладевая содержанием парадигмы, учатся «видеть мир» сквозь её призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. Отсюда тезис Куна о «несоизмеримости» парадигм, иногда трактуемый как утверждение о невозможности установления каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. С этим связано отрицание Куном преемственности в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после её крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга.
В целом образ науки, предложенный Куном, представляет собой отход от классического рационализма. Согласно Куну, основания наиболее важных решений (например, связанных с выбором фундаментальной теории), принимаемых учёными, следует искать прежде всего в социологических и психологических обстоятельствах их деятельности, в особенности тогда, когда на роль инструментов объяснения претендуют сразу несколько научных теорий (в этом Кун продолжает традицию социологии знания и социологии науки, представленную работами Э. Дюркгейма, М. Шелера и др.). Социально-культурная обусловленность критериев рациональности получает у Куна прагматический смысл: человек доказывает свою рациональность не ссылками на «истинный Разум», а успехами своей деятельности.