Антропология
Антрополо́гия (от антропо... и ...логия), совокупность дисциплин, изучающих человека, его физическую (биологическую) и психическую организацию, социальную деятельность и культуру. Первое употребление термина принадлежит Аристотелю. В период формирования антропологии как науки (18 – середина 19 вв.) преобладало широкое понимание её как универсальной науки о человеке – его естественной истории, физической организации, психологии, культуре, языке. В это время появились первые общие концепции природы человека и человеческого общества, предвосхищающие теории географического детерминизма и эволюционизма. А. Р. Ж. Тюрго сформулировал идею последовательной смены охотничьей, скотоводческой и земледельческой стадий развития человеческого общества; К. Линнеем было определено место человека в биологической классификации. Систематизации знаний о человеке способствовали гуманитарные научные открытия 1-й половины 19 в.: развитие сравнительно-исторического языкознания, периодизации в археологии и др. Большое значение для становления знаний о древнейшей человеческой истории имели открытия в археологии первобытности. К середине 19 в. в антропологии возобладал эволюционистский взгляд на человека, связанный, в частности, с развитием изучения биологии человека и с возникновением симиальной теории Ч. Дарвина.
В середине 19 в. возникают антропологические научные общества. В 1855 г. был открыт отдел антропологии парижского Музея естественной истории. В 1859 г. П. Брока на основе существовавшего ранее Этнологического общества создал первое Антропологическое общество во Франции, аналогичные общества возникли в других странах: в Великобритании (Антропологическое общество, 1863; в 1871 слившееся с существовавшим ранее Этнологическим обществом в Королевский антропологический институт), России (Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, 1863), Германии (Общество антропологии, этнологии и доистории, 1869), Италии [общества антропологии и этнологии во Флоренции (1871) и Риме (1893)].
В дальнейшем за термином «антропология» закрепились различные значения в разных странах: во Франции и России под антропологией стали понимать главным образом изучение биологии (биологическая, или физическая антропология), в англоязычных странах антропология включала также изучение социальной и культурной деятельности человека (социальная, или культурная, антропология), в том числе в странах Северной Америки – археологию и историческую лингвистику.
Социальная (культурная) антропология
Термин «социальная антропология» принят в основном в Великобритании и странах Содружества, «культурная антропология» – в странах Северной Америки. Различие в именовании связано с тем, что основным объектом изучения в британской школе считалась социальная организация, в американской – культура. Этнография в обеих школах понимается как субдисциплина социальной (культурной) антропологии, включающая непосредственно полевую деятельность по исследованию и первичному описанию социальной организации и культуры того или иного народа. Социальная (культурная) антропология, таким образом, опирается на этнографические описания в построении более общей теоретической картины. В континентальной Европе и России для обозначения социальной (культурной) антропологии более распространён термин этнология, ранее в России преобладал термин этнография.
Первые сведения о культуре различных народов стали собирать писатели древности – авторы исторических и географических трудов (Геродот, Ксенофонт, Страбон, Гай Юлий Цезарь, Плиний Старший, Тацит, Клавдий Птолемей и др.). В Средние века описания народов оставили арабские авторы (аль-Бируни, аль-Масуди, ибн Фадлан и др.), европейские путешественники на Восток и в Россию (Плано Карпини, Гильом де Рубрук, Марко Поло, С. фон Герберштейн и др.), в колониальную эпоху – мореплаватели (Х. Колумб, Ф. Магеллан, А. д’Орбиньи, Ж.-Ф. Лаперуз, Дж. Кук) и миссионеры (Д. де Ланда, Ж.-Ф. Лафито и др.). Деятели Просвещения, развивавшие идеи поступательного прогресса (Вольтер, А. Фергюсон, Ж. Кондорсе), в жизни «примитивных» народов видели первоначальную стадию развития человечества; другие идеализировали эту жизнь как «счастливое детство» человечества, не испорченное цивилизацией (Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро). В эпоху романтизма в круг интересов европейских интеллектуалов была включена народная культура народов Европы. В среде немецких романтиков появился термин «народоведение» (Volkskunde), ими была основана мифологическая школа. Изучение народной культуры было связано с образованием национальных государств, ростом национализма и освободительными движениями в Европе (в славянских, скандинавских странах, Финляндии и т. п.). В то же время потребности колониального управления стимулировали изучение неевропейских народов.
В период становления социальной антропологии главным теоретическим направлением было учение о развитии человечества в виде смены последовательных стадий (эволюционизм). С конца 19 в. антропологическими исследованиями стали заниматься профессионально подготовленные специалисты. Снаряжались антропологические экспедиции: К. фон ден Штейнена, Ф. Боаса, Л. Фробениуса и др. Возникли кафедры и факультеты антропологии в университетах (в 1879 – в Рочестере, США, в 1884 – в Оксфорде, и др.), специальные журналы и серийные издания, антропологические коллекции и музеи: этнографические музеи в Будапеште (1872) и Стокгольме (1900), Музей человека в Париже (1878), Музей антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (1879), этнографический музей Скансен на открытом воздухе под Стокгольмом (1891), Чикагский музей естественной истории (1894), Музей антропологии при Калифорнийском университете в Беркли (1901), Национальный музей американских индейцев (1916) и др.
С развитием профессионального образования и систематических исследований эволюционизм утратил монопольное положение. Ведущие направления и школы социальной антропологии конца 19 – середины 20 вв. вместо глобальных построений уделяли внимание региональному своеобразию культур и их взаимовлиянию (диффузионизм, культурно-историческая школа, теория культурных кругов, историческая школа, холокультурализм, культурный релятивизм и др.). Развивался взгляд на культуру как на систему взаимодействующих функций (функционализм). В антропологии внедрялись методы социологии, психологии и лингвистики (школы Э. Дюркгейма, М. Мосса, Л. Леви-Брюля, З. Фрейда, когнитивная антропология). Применение методов социальной антропологии в исторических исследованиях дало начало исторической антропологии.
В 1-й половине 20 в. интересы антропологов сосредоточивались на бесписьменных, т. н. примитивных, или первобытных, культурах, распространённых на перифериях мировых цивилизаций, а также на ориентированных на традицию крестьянских обществ Старого и Нового Света. К середине 20 в. был собран огромный материал по системам родства, возрастным классам, брачным и властным отношениям, бытовым традициям, ритуалам, мифологии, фольклору. Предпринимались попытки систематизировать эти данные с применением методов статистики (Дж. П. Мёрдок). С середины 20 в. на первый план вышли исследования по межкультурным контактам, аккультурации и культурным инновациям, взаимодействию этнических и субкультурных сред в урбанизированных обществах, по проблемам этнических конфликтов и т. н. национально-освободительных движений, связи культуры с географической средой (экологическая антропология – Дж. Стюард, М. Салинз и др.).
Дифференциация тематики и методов привела к выделению различных направлений социальной антропологии. Среди них: экономическая, политическая, юридическая, лингвистическая, психологическая, детская антропология (этнография детства), гендерная антропология (антропология пола), медицинская, музыкальная, городская, антропология конфликтов и насилия, визуальная антропология. В конце 1940-х – 1970-х гг. возобновление интереса к проблемам социальной эволюции привело к появлению неоэволюционизма. Под влиянием критики неоэволюционизма, в свою очередь, возникли новые течения и методологические подходы: символическая антропология, социальный конструктивизм (Ф. Барт) и др. В 1970–1980-х гг. как следствие переосмысления идей герменевтики, понимающей социологии М. Вебера, а в дальнейшем – проникновения в антропологию идей постструктурализма и постмодернизма сформировалось направление интерпретативной антропологии (К. Гирц, Дж. Маркус, С. Тайлер, М. Фишер и др.), которая понимает культуру как текст, создающийся в диалоге, а этничность – как форму социальной организации культурных различий. Анализ этнографического материала понимается как взаимодействие представителей разных культур – объекта и субъекта исследования («насыщенное описание»), связывающее социальную действительность с её понятийным определением и конструирующее общественно-историческую реальность через представления и действия учёных, политиков, массмедиа и др.
Современную антропологию отличает большое разнообразие поддисциплин, направлений и школ. Англо-американская антропология утратила своё доминирующее положение. В Европе в 1989 г. возникла Европейская ассоциация социальных антропологов, в которой заметную роль играют учёные Восточной Европы (Чехии, Польши, Сербии, Хорватии). Одними из ведущих в мире стали антропологические школы и центры стран Азии (Индии, Японии, Китая) и Латинской Америки (Мексики, Бразилии, Аргентины). В рамках т. н. постколониальной антропологии формируются центры в странах Востока и Африки (Иране, Египте, Нигерии, ЮАР). Социально-культурная антропология как наука и как учебная дисциплина утвердилась после 1991 г. в странах бывшего СССР, особенно в России, на Украине, в Армении, Казахстане, странах Балтии.
Крупнейшие современные центры антропологии – Американская антропологическая ассоциация в Арлингтоне и Смитсоновский институт в Вашингтоне, Королевский антропологический институт в Лондоне, Институт социальной антропологии Общества Макса Планка в Галле (Германия), Школа высших исследований по социальным наукам и Лаборатория социальной антропологии Коллеж де Франс в Париже; крупные научные центры возникли в Китае, Японии, Индии, Мексике и др. В России ведущие научные учреждения – Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Действует Международный союз антропологических и этнологических наук. Важнейшие периодические издания – American Anthropologist (1889), Current Anthropology (1960) – в США, Journal of the Royal Anthropological Institute (с 1871; в 1966–1995 – Man) – в Великобритании, Anthropos (с 1906) – в Австрии, Швейцарии, ФРГ. Центры социальной антропологии создаются и в России (Ассоциация антропологов и этнологов России, Центр социальной антропологии в РГГУ в Москве, университетские кафедры в Санкт-Петербурге, Саратове, Владивостоке и др.).
В системе высшей школы существует самостоятельное направление подготовки студентов «Антропология и этнология».
Биологическая (физическая) антропология
Раздел биологии, изучающий естественную историю и биологическое разнообразие человечества в пространстве и во времени, процессы роста и развития в онтогенезе человека.
Основные направления биологической антропологии: изучение антропогенеза и биологии ископаемых популяций человека (палеоантропология); некоторые аспекты антропогенеза выделяются в самостоятельные направления: этология человека, биология и поведение приматов; исследование популяционной и типологической изменчивости Homo sapiens (популяционная антропология и расоведение – см. расы человека; этническая антропология); изучение динамики морфологических и физиологических процессов в онтогенезе, оценка факторов, влияющих на процессы роста и старения организма (возрастная антропология – см. возраст человека; акселерация и секулярный тренд); классификация индивидов по комплексу морфофункциональных признаков (конституциональная антропология); анализ популяционной структуры, включая морфологические и демографические особенности, генетический состав. Антропологическая экология посвящена исследованию адаптации населения к различным природным и искусственным средам. Исследования физиологической адаптации человека к тропикам, высокогорью, климату пустынь, Арктики и другой окружающей среде, питания и эпидемиологии позволили построить специфическую классификацию (адаптивные типы человека). В этом направлении выделяется палеоэкология человека, анализирующая влияние факторов окружающей среды и социокультурного развития на биологические особенности древнего населения; в современной науке стало актуальным междисциплинарное направление – биоархеология; отдельно выделяется прикладная антропология и антропологическая стандартизация, включая спортивную антропологию, медицинскую антропологию, эргономику, реконструкцию лица по черепу (М. М. Герасимов). Методологической основой антропологических исследований является изучение морфологии человека методами антропометрии (остеометрии при изучении костных останков), одонтологии и дерматоглифики. В современной биологической антропологии широко применяются методы иммунологии (серология), физиологии и биохимии, молекулярной генетики и популяционной генетики. При анализе данных широко применяются биометрические методы.
Впервые систематическим изучением строения и разнообразия форм человеческого тела занимались античные анатомы и врачи (Гиппократ, Гален и др.); отмечалось сходство человека и обезьян (Аристотель, Гален). Идея о естественном происхождении человека от животных предков высказывалась ещё Анаксимандром.
Становление биологической антропологии как науки происходило в 18–19 вв. в составе общего комплекса наук о человеке. Решающую роль сыграли работы К. Линнея, впервые выделившего вид Homo sapiens в составе отряда приматов; Ж.-Л. Леклерка, посвятившего 2 тома своей «Естественной истории» человеку и его расам; Ж.-Б. Ламарка, излагавшего взгляды о происхождении человека от человекообразной обезьяны, впоследствии обоснованные симиальной теорией Ч. Дарвина; И. Ф. Блуменбаха, проведшего первое масштабное изучение различных краниологических серий; П. Брока, П. Топинара, К. М. Бэра, Т. Г. Гексли и др. Как самостоятельная наука биологическая антропология оформилась в середине 19 в., когда П. Брока основал Антропологическое общество (1859). Это способствовало быстрому развитию новой науки в других странах. В ближайшие годы антропологические общества создаются в Великобритании, Германии, Италии, России, а также в США и Канаде.
Первые работы по биологической антропологии в России были выполнены К. М. Бэром, разработавшим методы краниометрии и пополнившим краниологическую коллекцию анатомического кабинета Петербургской академии наук. В 1864 г. по инициативе А. П. Богданова в составе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии возник антропологический отдел, впервые в мире в Москве была организована Антропологическая выставка 1879 г. Важное значение имели исследования папуасов Н. Н. Миклухо-Маклаем, деятельность Д. Н. Анучина. В 1883 г. он основал на базе Антропологической выставки 1879 г. музей, в 1919 г. – кафедру и в 1922 г. – Антропологический институт при Московском университете. Исследованиями в области биологической антропологии занимаются также сотрудники Института этнологии и антропологии РАН в Москве, Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН в Санкт-Петербурге, кафедры антропологии биологического факультета МГУ. С 1900 г. издавался «Русский антропологический журнал» (в 1932–1937 – «Антропологический журнал», в 1957–1959 – «Советская антропология», в 1960–2005 – «Вопросы антропологии», с 2009 – «Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология»).
В начале 20 в. были унифицированы методы антропологических исследований на международных съездах в Монако (1906) и Женеве (1912). Антропологические знания и методы обобщены в 3-томном «Учебнике антропологии» Р. Мартина (1914). К середине 20 в. были прояснены основные этапы антропогенеза (А. Хрдличка, Ф. Вейденрейх, Э. Дюбуа, Д. Блэк, Я. Я. Рогинский, В. В. Бунак, М. Ф. Нестурх, М. А. Гремяцкий, Г. фон Кёнигсвальд, Р. Дарт, Л. Лики, А. Кизс, П. Тейяр де Шарден, южноафриканские учёные Р. Брум и Дж. Т. Робинсон, британский исследователь У. Ле Гро Кларк, китайский антрополог Пэй Веньчжун и др.), изучен морфологический тип населения всех регионов планеты (Ж. Деникер, В. В. Бунак, А. И. Ярхо, К. Кун, американский исследователь У. Рипли, немецкий учёный Э. фон Эйкштедт, польский антрополог Я. Чекановский и др.), созданы первые информативные конституциональные схемы (российские антропологи В. В. Бунак и И. Б. Галант, французский учёный К. Сиго, итальянский антрополог Дж. Виола, немецкий исследователь Э. Кречмер, американский антрополог У. Шелдон и др.) и биометрический аппарат обработки данных (английские антропологи Ф. Гальтон, К. Пирсон, Р. Фишер и др.). С середины 20 в. теория и методика биологической антропологии обогащается за счёт данных генетики, иммунологии, этологии (британский антрополог Дж. Гудолл, американские антропологи Дж. Б. Шаллер, С. Л. Уошберн и др.), новых общебиологических концепций (синтетическая теория эволюции, теория ароморфоза и др.). В исследовании антропогенеза, наряду с классическими методами исследования (английский антрополог К. Окли, южноафриканский исследователь Ф. Тобайас, американские учёные Д. Джохансон и Ф. Хауэлл, французские антропологи А. Валуа и И. Коппенс, российские исследователи В. П. Якимов, Е. Н. Хрисанфова, М. И. Урысон и др.), применяются молекулярные методы сравнения разных современных таксонов и определения белковых структур на древнем материале (американские антропологи М. Гудмен, А. Уилсон, В. Сарич, Э. Цукеркандл и др.), изучается палеоневрология (Ф. Тобайас, российский антрополог В. И. Кочеткова и др.), созданы новые теоретические обобщения (российский исследователь А. А. Зубов, немецкий антрополог Г. Бройер, венгерско-французский учёный А. Тома, канадский исследователь Б. Кэмпбелл и др.). Изучены историко-эволюционное становление онтогенеза, созданы схемы возрастной периодизации и концепция «биологического возраста», исследованы процессы акселерации и секулярного тренда, биохимические и гормональные факторы, определяющие особенности телосложения, взаимосвязь морфологических особенностей с психологическими и физиологическими характеристиками личности (английский антрополог Дж. Таннер, российские учёные Е. Н. Хрисанфова, Н. Н. Миклашевская, П. Н. Башкиров, В. П. Чтецов, О. М. Павловский и др.). Данные по группам крови, белкам и ферментам, структуре митохондриальной и ядерной ДНК, уровням различных физиологических показателей (физиологическая антропология) применяются в исследовании механизмов изменчивости популяций человека (немецкие антропологи К. Кун и И. Швидецки, российские учёные В. В. Бунак, Г. Ф. Дебец, М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров, В. П. Алексеев, Т. И. Алексеева, Ю. Г. Рычков, И. И. Гохман, британские исследователи Дж. Харрисон, Н. Барникот, Х. Харрис, П. Л. Уоркман, итальянские учёные Л. Кавалли-Сфорца и Дж. Серджи, американские антропологи У. Хауэлс и П. Бейкер, бельгийский исследователь Дж. Йерно и др.). Получили развитие прикладная антропология (применение данных биологической антропологии для разработки типов одежды, мебели и т. п.), экологическая, медицинская, спортивная антропология и др. Основные организации: Международный союз антропологических и этнологических наук, Европейская антропологическая ассоциация, Международная ассоциация биологов человека (International Association of Human Biologists). Во многих странах существуют антропологические ассоциации (в России – Ассоциация антропологов и этнологов России). Ведущие периодические издания: L’Anthropologie во Франции (с 1890), American Journal of Physical Anthropology (с 1918–2021; с 2022 – American Journal of Biological Anthropology) и Human Biology (с 1928) – в США, Zeitschrift für Morphologie und Anthropologie (с 1899) и Homo (с 1949) – в Германии, Annals of Human Biology (с 1974) и Journal of Human Evolution (с 1972) – в Великобритании и др.