Лакатос Имре
Ла́катос И́мре (Имре Лакатош, Imre Lakatos) (9.11.1922, Дебрецен – 2.2.1974, Лондон), венгерско-британский философ и историк науки, представитель критического рационализма. Окончил университет в Дебрецене (1944). Во время Второй мировой войны был участником антифашистского Сопротивления. В 1947–1950 гг. сотрудник Министерства образования Венгрии. В 1947 г. защитил диссертацию по философии (под руководством Д. Лукача), после чего в течение года учился в Москве у профессора С. А. Яновской. В 1950–1953 гг. находился в заключении по обвинению в ревизионизме. В 1956 г. после Венгерского восстания эмигрировал в Австрию, затем в Великобританию. С 1960 г. преподавал в Лондонской школе экономики (профессор с 1960), где сблизился с К. Поппером.
Согласно отстаиваемому Лакатосом принципу фальсификации, рациональность научной деятельности удостоверяется готовностью учёного признать опровергнутой любую научную гипотезу, когда она сталкивается с противоречащим ей опытом, а также стремлением к возможным опровержениям собственных гипотез. Обнаруженные в процессе исследования «контрпримеры» вынуждают модифицировать выдвинутые гипотезы, совершенствовать доказательства, использовать эвристический потенциал принятых допущений либо выдвигать новые. В разработанной Лакатосом концепции «утончённого фальсификационизма» развитие науки представлено как соперничество и последовательная смена «концептуальных систем». Такие системы организованы вокруг некоторых принятых фундаментальных идей, образующих «твёрдое ядро» научно-исследовательской программы (как правило, они выдвигаются интеллектуальными лидерами науки и усваиваются научным сообществом догматически). Согласно Лакатосу, когда теория сталкивается с опровергающими фактами, то утверждения, входящие в состав «твёрдого ядра», не отбрасываются сразу («негативная эвристика»), но продолжают проясняться и развиваться, выдвигаются новые «вспомогательные гипотезы», которые образуют «защитный пояс» вокруг «твёрдого ядра», призванного удерживать в неприкосновенности творческий потенциал исследовательской программы, её «позитивную эвристику». Увеличение эмпирического содержания, по Лакатосу, – главное условие и критерий научной рациональности. Так, «прогрессивность» научно-исследовательской программы по сравнению с её конкурентами определяется увеличением способности предсказывать новые, ранее неизвестные факты в сочетании с эмпирическим подтверждением этих новых фактов. Когда же эта программа начинает «топтаться на месте», устраняет аномалии с помощью гипотез ad hoc, т. е. относящихся лишь к данному, и не даёт устойчивого роста эмпирического содержания, то это означает, что программа вступила в стадию «вырождения» и должна быть заменена другой, более продуктивной программой. Отстаивая идею «рациональной реконструкции» истории науки, Лакатос критиковал попытки «социологизации» научно-познавательного процесса в зависимости от вненаучных – психологических, социологических и т. п. – факторов его истолкования. Работы Лакатоса сыграли важную роль в философии и методологии науки 20 в.