Рациональность
Рациона́льность (от лат. rationalis – рациональный, от ratio – разум), понятие с широким спектром значений, представленным в различных философских и социологических концепциях и научных дисциплинах. В классической философии понятие «рациональность» не тематизировалось и отождествлялось с общими концептами «человеческого понимания», разума и рассудка. Неклассические концепции рациональности складывались в философии науки, социологии, экономике и теориях управления и искусственного интеллекта.
Философская категория рациональности имеет предельно общий характер и раскрывается через выделение исторических или логических типов рациональности. Таковы, например, идеальные типы эволюционно возрастающей рациональности – от аффективной и традиционной к ценностной и далее к формальной рациональности (М. Вебер); историческая типология классической, неклассической, постнеклассической рациональности (В. С. Стёпин). Разграничиваются открытая и закрытая рациональность (В. С. Швырёв); рациональность сознания, деятельности, коммуникации; логическая, методологическая, социальная рациональность; индивидуальная, групповая, институциональная рациональность (И. Т. Касавин) и др. В философии науки рациональность понимается как совокупность норм и методов научного исследования, теория рациональности фактически совпадает с методологией науки. Разрабатывались различные модели научной рациональности: индуктивистская (Р. Карнап, М. Хессе), дедуктивистская (К. Гемпель, К. Поппер), эволюционистская (С. Тулмин), «сетевая» (Л. Лаудан). Научная рациональность понимается как высший тип мышления и деятельности, как образец для других сфер культуры и социума.
В социально-исторических исследованиях рациональность обычно определяется как системообразующая характеристика определённого типа культуры. В ряде теорий в возрастании рациональности, переходе от одних типов рациональности к другим усматривается суть исторического процесса (М. Вебер и др.). «Коммуникативная» рациональность связывается с характерными особенностями современной политической культуры и социального действия в условиях демократии и сложившихся институтов гражданского общества (К.-О. Апель, Ю. Хабермас). В теориях выбора и принятия решений, в философии экономики рациональность понимается более узко: как способность человека максимизировать желаемый результат при ограниченных наличных ресурсах и средствах (теория ограниченной рациональности Г. Саймона).
Отсутствие единого понимания рациональности в современной философии является выражением её методологического и мировоззренческого плюрализма. Так, в рациональности усматривается способ самооправдания любой онтологии вне зависимости от её объективной истинности (К. Хюбнер), констатация «кризиса» рациональности сопровождается утверждением равноправия научной, религиозной, магической и других типов рациональности (П. Фейерабенд, Р. Рорти, Т. Роззак). Дискуссии о рациональности в 20 в. развёртывались в контексте актуальных споров между сциентизмом и антисциентизмом, интернализмом и экстернализмом в философии науки, дебатов о реализме, «научных войн» (science wars).