Научная парадигма
Нау́чная паради́гма (греч. παράδειγμα – изображение, образец, пример, модель), в философии науки образец рациональной научной деятельности, принятый и безоговорочно поддерживаемый научным сообществом. Понятие парадигмы в этом смысле получило распространение благодаря концепции науки Т. Куна, определявшего парадигму как «...признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» (Кун. 1975. С. 11). Содержание парадигмы зависит от характера научной дисциплины, степени её зрелости, структуры фундаментальной научной теории, разработанности математического аппарата, методологического оснащения, экспериментальной техники, а также от явных и неявных традиций исследовательской работы, передаваемых от поколения к поколению учёных. Это содержание выражено в трудах «научной элиты» (признанных лидеров научных направлений и школ, генерирующих основные идеи и методы в той или иной области науки) и закрепляется в учебниках, методических руководствах, программах подготовки научных кадров.
Парадигма функционирует как «дисциплинарная матрица», т. е. набор предписаний, в который входят: законы фундаментальных теорий и определения основных понятий (в форме «символических обобщений»); «метафизические компоненты» (онтологические допущения, в соответствии с которыми объяснения фактов считаются приемлемыми или, напротив, отбрасываются как несовместимые с принятой научной картиной мира); ценностные критерии предпочтений тех или иных познавательных характеристик (например, количественных предсказаний в сравнении с качественными, простых и элегантных гипотез или методов в сравнении с чрезмерно сложными). Парадигма определяет границу между принципиально разрешимыми и неразрешимыми научными задачами; для первых она предлагает общие (матричные) схемы решения, вторые считаются не имеющими рационального смысла. Тем самым парадигма задаёт собственные рамки научной рациональности, в которых осуществляется «нормальная» работа учёных; она сама выступает как ценность, объединяющая научное сообщество. Сомнение в этой ценности (например, из-за нарастания числа неразрешённых задач-«головоломок» и возникновения конкурирующих парадигм) и отказ от парадигмы зависят не столько от причин логико-рационального характера, сколько от психологических и социологических характеристик данного научного сообщества. Смена господствующей парадигмы – итог «экстраординарного» периода соперничества научных сообществ (Т. Кун назвал такие периоды «научными революциями»), который сменяется вновь периодом «нормальной» науки.