Реализм
Реали́зм (от позднелат. realis – вещественный, действительный), философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, толкуемую либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 в.).
Как школа реализм возникает в средневековой философии в качестве одного из основных, наряду с концептуализмом и номинализмом, вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия признаётся понятийным обобщением сходства предметов, реализм считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia). Два основных вида реализма: крайний реализм, считающий, что универсалии существуют независимо от вещей, и умеренный реализм, полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Крайний реализм из-за пантеистических тенденций оказался в конфликте с Церковью, поэтому господствовал умеренный реализм. Генетически крайний реализм восходил к платоновскому учению об идеях, переработанному в неоплатонизме и патристике (в частности, Августином в его «экземпляризме»), а умеренный реализм – к аристотелизму (в версии Порфирия и Боэция, которые сформулировали саму проблему универсалий). В дальнейшем оба направления породили широкий спектр вариантов. Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее целиком присутствует в индивиде (в единичных вещах) и предшествует ему в уме Бога; сама вещь в своей телесности есть результат облечения сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний реализм возникает как оппозиция номинализму И. Росцелина, выраженная в доктрине Гильома из Шампо, который утверждал, что универсалии как «первая субстанция» пребывают в вещах в качестве их сущности. В платоновском русле развивают свои учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм, признавая идеальное бытие универсалий в Божественном разуме, не признаёт их существования наряду с вещами и вне человеческого или Божественного ума. Наиболее влиятельными версиями реализма оказались учения Альберта Великого и Фомы Аквинского (13 в.), синтезировавших идеи Аристотеля, Авиценны (Ибн Сины) и христианского богословия. Согласно Фоме, универсалии существуют трояко: «до вещей» в Божественном разуме – как их идеи, вечные прообразы; «в вещах» – как их сущности, субстанциальные формы; «после вещей» в человеческом разуме – как понятия, результат абстракции. В томизме универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуации, т. е. разделения общего на особенное. Умеренный реализм, поколебленный номиналистом У. Оккамом, продолжал существовать вплоть до 16 в. (Ф. Суарес).
В Новое время теоретические установки реализма и номинализма унаследовали соответственно направления рационализма и эмпиризма, которые перенесли спор об универсалиях из онтологического плана в гносеологический. После «коперниканской революции» И. Канта классические формулировки реализма теряют смысл, и его тематика возрождается лишь в 20 в. в связи с методологическими проблемами математики, естествознания, логики, лингвистики. Аргументацию классического реализма отчасти возобновили некоторые направления современной аналитической философии, неореализм, критический реализм, критическая онтология (Н. Гартман и др.). В современной философии науки «научным реализмом» часто называют установку исследователя на признание познаваемой реальности, независимой от когнитивной активности субъекта.