Альтруизм
Альтруи́зм (франц. altruisme, от лат. alter – другой), бескорыстная забота о благе и интересах других людей. Термин введен в 19 в. О. Контом как противоположный термину эгоизм. Согласно Конту, альтруизм наравне с эгоизмом изначально заложен в природе человека. В эпоху формирования рационального индустриального общества альтруизм, по его мнению, служит противовесом социальной атомизации, солидаризирует людей в масштабах семьи, страны и, наконец, всего человечества.
Нравственные нормы поведения, фиксируемые понятием альтруизма, рассматривались (до и после Конта) в разнообразных религиозных и философско-этических учениях – от христианства до Э. Шефтсбери, Д. Юма, А. Смита, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта и множества других мыслителей. В социологической традиции альтруизм понимался как результат естественно-исторического совершенствования человеческой природы (Г. Спенсер), как проявление авторитета общества (Э. Дюркгейм), развитие инстинкта взаимопомощи, присущего животным (П. А. Кропоткин), показатель социальной интеграции (П. А. Сорокин). В российской народнической идеологии забота о ближнем получила своеобразную форму «социального альтруизма», воплощенного в самоотверженном служении народу. Во 2-й половине 20 в. альтруизм стал предметом эмпирических исследований «помогающего поведения», т. е. различных форм проявления заботы, помощи, сострадания и благотворительности.
Особенности альтруистического поступка – его добровольность и бескорыстие, которое может принимать форму самоотречения и жертвенности. Существует несколько теорий, объясняющих феномен альтруистического поведения. Так, психологическими основаниями альтруизма служат присущие человеку чувства эмпатии, сострадания и любви. Социально-психологическая интерпретация связывает альтруистические мотивы со способностями человека к образованию моральных суждений и принятию на себя роли другого, формирующимися по мере когнитивного развития личности. В теории социального научения подчеркивается значение социальной среды и институтов социализации, посредством которых человек усваивает принятые в обществе нормы и ценности, воспринимая их как внутренние регуляторы поведения. Утилитаристская концепция трактует альтруистические действия как средство достижения личного блага, т. е. как форму разумного эгоизма. В 20 в. появились более сложные трактовки внутри этого подхода: альтруизм как помощь и поддержка донора-альтруиста в обмен на ожидаемую в будущем помощь и поддержку от теперешнего адресата; как односторонняя передача ресурсов, потенциально возмещаемая третьей стороной; как удовлетворение потребностей других индивидов или группы в целях максимизации собственной полезности.
Альтруизм – одно из центральных понятий социобиологии, где он интерпретируется как «эгоистическое» поведение, способствующее сохранению генотипа альтруиста, поскольку индивидуальные «издержки» особи-альтруиста «окупаются» возрастанием популяционной частоты её генотипа (концепции родственного отбора и реципрокного альтруизма).