Поведение
Поведе́ние (англ. behavior, behaviour), действия и реакции, включая их скрытые формы, которые проявляются у организмов во взаимодействии с окружающей средой. Одно из ключевых понятий ряда научных дисциплин, в том числе психологии, биологии, социологии.
Понятие поведения многозначно, его значение может варьироваться в зависимости от контекста. С помощью этого понятия описываются как действия отдельного организма, так и активность целых групп, социальных общностей и даже неживых или искусственных объектов. Такое широкое использование термина позволяет анализировать разнообразные проявления живого и неживого мира.
В 20 в. развёрнутые представления о поведении сложились преимущественно в рамках бихевиоризма – научного направления, которое придаёт особое значение наблюдаемым реакциям организма, возникающим в ответ на стимулы окружающей среды. Однако и в рамках бихевиоризма существовали различные подходы; так, Б. Ф. Скиннер уделял большое внимание личным событиям, недоступным для внешнего наблюдателя. Таким образом, термин «поведение» охватывает как внешние, наблюдаемые проявления, так и внутренние процессы.
Некоторые определения поведения, предложенные известными исследователями, приведены в таблице.
Год | Автор | Определение |
1915 | Э. Б. Холт | «Поведение – это любой процесс высвобождения [энергии], который является функцией факторов, внешних по отношению к высвобождающему механизму» (Holt. 1915. P. 371). |
1919 | Поведение – это «отдельные системы реакций, которыми индивид воздействует на окружающую среду» (Watson. 1919. P. 13). | |
1923 | Поведение – это «высшая нервная деятельность» (Павлов. 1924). Трактовка поведения как высшей нервной деятельности была вынесена в заглавие 2-го издания книги И. П. Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» (1924). Но она присутствует уже и в первом издании (1923), например в главе XXXV. | |
1925 | Дж. Б. Уотсон | «Поведение – это то, что организм делает или говорит. И позвольте мне сразу отметить один фундаментальный момент: говорить значит действовать, то есть это поведение. Говорить вслух или про себя (думать) – это столь же объективный тип поведения, как и бейсбол» (Watson. 1925. P. 6). |
1938 | Б. Ф. Скиннер | «Поведение – это то, что организм делает, или точнее, действия, которые наблюдаются другим организмом. Но сказать, что некоторый образец активности попадает в область поведения просто потому, что его обычно можно наблюдать, значило бы неверно истолковать важность этого свойства. Точнее было бы сказать, что поведение – это та составляющая функционирования организма, которая воздействует на окружающий мир или имеет с ним дело. <…> Под поведением, таким образом, я подразумеваю просто движение организма или его частей в системе отсчёта, создаваемой самим организмом, различными внешними объектами или силовыми полями. Удобно говорить о нём как о действиях организма в окружающем мире, и зачастую желательно иметь дело скорее не с самим движением, а с его воздействием, как, например, в случае с издаванием звуков» (Skinner. 1938. P. 6). |
1951 | «Под поведением я понимаю всю совокупность движений, производимых интактным животным» (Tinbergen. 1951. P. 2). | |
1972 | «...поведение – это внешнее выражение деятельности, учитываемой без её субъективного компонента» (Платонов. 1972. С. 158). | |
2004 | У. Д. Пирс, К. Д. Чейни | «Поведение организма – это всё, что он делает, включая скрытые действия, такие как мышление и чувство» (Pierce. 2004. P. 1). |
2008 | Дж. Мур | «...поведение можно рассматривать как событие, в котором существует причинно-следственная связь между (а) функционированием одной или нескольких нервных или мышечных систем организма, ответственных за движение или позу (включая стояние на месте), и (b) окружающей средой» (Moore. 2008. P. 66). |
В зависимости от позиции автора определение поведения может фокусироваться на физиологической активности организма или его функциональных отношениях со средой, исключать или включать скрытые от стороннего наблюдателя процессы, делать акцент на отдельных элементах поведенческого акта или подчёркивать его молярный (целостный) характер и пр.
С понятием «поведение» соотносимы такие ключевые психологические термины, как «активность» и «деятельность». Если под «активностью» понимать действие, обусловленное внутренними причинами, а под «поведением» – реакции, находящиеся под контролем внешней среды, то отношение между ними будет сведено к оппозиции «активное – реактивное». Но поведение можно трактовать и как систему действий биологического организма, детерминированную как внешними (среда), так и внутренними (физиологические процессы и личные события) факторами, и в таком случае противопоставление «активности» и «поведения» будет некорректным.
Понятие «деятельность», которое в отечественной психологии часто понимается как целесообразная активность, соотносится с понятием «поведение» неоднозначно. Некоторые учёные усматривают сущностное различие между ними, считая поведение внешне наблюдаемой системой действий, а деятельность – включающей как внешние, так и внутренние целесообразные акты. Однако с позиции современного бихевиоризма это разграничение не может быть признано корректным, поскольку, как было сказано выше, понятие поведения может охватывать как публичные, так и личные события.