Экономическая мысль античного общества
Экономи́ческая мысль анти́чного о́бщества, представлена трудами античных мыслителей, сочинения которых были посвящены управлению частным хозяйством. В них определялись понятия «богатство», «разделение труда», «ценность», «деньги» и др. Наиболее яркими представителями экономической мысли античного общества являются древнегреческий писатель и историк Ксенофонт, древнегреческий философ Платон и его ученик – Аристотель, древнеримский оратор и политический деятель Катон Старший, римский учёный-энциклопедист и писатель Марк Теренций Варрон.
Эпоха Античности
Античное общество существовало в Древней Греции и Древнем Риме. Хронологически античное общество раньше сформировалось в Древней Греции. История Древней Греции делится на следующие этапы: крито-микенский (около 2800 – 1100 до н. э.), гомеровский (1100–900 до н. э.), архаический (800–600 до н. э.), классический (500–400 до н. э.) и кризисный (400–300 до н. э.). Существование античного общества в Греции относится к последним трём периодам. В истории Древнего Рима можно выделить царский период (около 754/753 – 510/509 до н. э.), республиканский (510/509 – 27 до н. э.) и имперский (27 до н. э. – 476 н. э.).
Экономика в античном обществе постепенно развивалась от натуральных ко всё более развитым товарно-денежным отношениям, а также шёл переход от преобладания сельского хозяйства к развитию ремесла, торговли и кредита. В первую очередь это характерно для Греции, где было мало пахотной земли. Изменениям в экономике соответствовали изменения в тематике экономической мысли. Социальный фактор в истории экономической мысли Античности проявлялся, во-первых, в том, чьи интересы преобладали в определённом положении экономической мысли – аристократов (патрициев) – землевладельцев или разбогатевших на ремесле и торговле плебеев, и, во-вторых, в какой период развития античного общества – успешный или кризисный – высказывалось данное теоретическое положение. Например, в успешный, классический период развития Афин основное внимание уделялось успехам международной торговли, а в кризисный период критиковался меркантильный дух товарно-денежных отношений и ностальгически вспоминался здоровый дух земледельца.
Отдельно надо учитывать общее развитие гуманитарной и социальной мысли в античном обществе. В архаический период развития Греции человек воспринимался не индивидуально, а как член семьи, рода и в итоге полиса, а его действия, в том числе оформленные в виде традиций и законов, трактовались как воля богов. Однако начиная с 5 в. до н. э. пошёл постепенный переход к иной точке зрения, который некоторые современные авторы называют древнегреческой интеллектуальной революцией. В результате неё появилась универсальная наука философия. Один из первых древнегреческих философов – Анаксагор – выдвинул идею о том, что мировой порядок имеет в своей основе не божественное откровение, а разум. (За это его обвинили в оскорблении религии, и только благодаря вмешательству афинского политического лидера Перикла смертная казнь была ему заменена на изгнание.) Затем появилась школа софистов, которые требовали, чтобы законы основывались не на воле богов, а на справедливости, которую надо обосновать, а не ссылаться на священные традиции. К этой школе принадлежал и Сократ (он излагал свои взгляды устно, и о них известно из сочинений его учеников – Ксенофонта и Платона). Высшей добродетелью он считал познание истины, и в частности природы человека. (Его казнили за оскорбление обычаев и веры предков.) Только после смерти Сократа нравы смягчились и философы получили возможность свободно обсуждать природу человека и законы его поведения в обществе, в том числе и в сфере экономики. Как кратко охарактеризовал этот подход ученик Платона Аристотель, «Закон – это разум» (Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4 / Аристотель; ред. и авт. вступ. ст. А. И. Доватур, Ф. Х. Кессиди; примеч. В. В. Бибихина [и др.]. – Москва : Мысль, 1983. – (Философское наследие; т. 90).).
Методология экономической мысли в античном обществе
Отдельной экономической науки в античном обществе ещё не было, но экономическая мысль присутствовала в некоторых философских трактатах и сочинениях, посвящённых управлению частным хозяйством. Одно из таких сочинений древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (5–4 вв. до н. э.) назвал «Ойкономикос» (греч. Οἰκονομικός), соединив два слова – «ойкос» (греч. οἶκος – дом) и «номос» (греч. νόμος – закон). Получилось словосочетание «закон дома» (в средневековой Руси оно переводилось как «домострой»). Отсюда возникло слово «экономика». Но как термин его стал употреблять древнегреческий философ Аристотель (4 в. до н. э.).
Методология античной экономической мысли была как нормативной, так и позитивной. Нормативный метод предполагает сравнение экономической реальности с нормой, взятой либо из области морали, либо из представлений о природе (естестве) человека (концепция «естественного порядка»). Позитивный подход предполагает непредвзятый анализ действительности с помощью методов абстракции и систематизации. В экономической мысли античного общества присутствовали как прикладные, так и теоретические элементы.
Экономическая мысль Древней Греции
Ключевой проблемой экономической мысли Древней Греции на раннем этапе её развития было определение богатства, но если в экономической мысли Древнего Востока речь шла о богатстве государства, то в античном обществе – о богатстве отдельного человека. Античные мыслители считали, что богатством человека являются предметы, необходимые ему для потребления. Ксенофонт, ссылаясь на своего учителя Сократа, писал, что человек богат, если его потребности удовлетворены, и, следовательно, чем скромнее у него потребности, тем человеку легче стать богатым.
Следующей проблемой, рассматриваемой древнегреческими мыслителями, было разделение труда. Ксенофонт отметил связь степени разделения труда с размерами рынка (спроса) и с качеством продукта – чем больше рынок, тем уже специализация, а у специализированных производителей качество продукции выше. Современник Ксенофонта, философ Платон (5–4 вв. до н. э.), рассматривал проблему разделения труда более фундаментально. Он утверждал, что разделение труда лежит в основе существования человеческого общества. По мнению Платона, каждый человек имеет много разных потребностей, но только одну какую-либо способность. Он специализируется на ней, т. к. при этом затраты труда у него меньше, а качество выше. Затем люди обмениваются результатами своего труда. Таким образом, по мнению Платона, люди вынуждены существовать в обществе, чтобы получать все необходимые предметы потребления путём обмена с другими людьми.
Наиболее полный анализ проведён древнегреческими мыслителями применительно к проблеме товарно-денежных отношений. Было сформулировано понятие «ценность». Если продукт предназначен для личного потребления, его ценность определяется только его индивидуальной полезностью. Если же его полезность имеет более широкое применение, его можно продать и это добавляет ему ценность. Ксенофонт приводил такой пример: если у человека есть флейта, но он не умеет на ней играть, – она для него не представляет ценности, но она приобретает ценность, если её можно продать.
Далее Платон поставил вопрос о причине равенства товаров при обмене: почему, например, один товар А обменивается на три товара Б? Поскольку Платон был философом-идеалистом, т. е. считал, что первична «идея», а её материальное воплощение вторично, он предположил, что есть некая идея «равенства товаров». Эту мысль завершил ученик Платона Аристотель, сделав вывод о том, что материальным воплощением идеи равенства товаров являются деньги. Деньги – средство измерения ценности товара, и, если два товара измеряются одинаковым количеством денег, они равны между собой и могут быть обменены. Сами деньги, по мнению Аристотеля, возникли в результате общественного договора.
Аристотелю принадлежит и первый опыт систематизации хозяйственных отношений. Он поделил все хозяйственные отношения на две части – «экономику» и «хрематистику». Критерием деления была цель деятельности хозяйствующих субъектов. В «экономике» такой целью были предметы потребления, в «хрематистике» – деньги (по-гречески – хремата). К «экономике» Аристотель относил земледелие, ремесло и торговлю производителей, к «хрематистике» – профессиональную торговлю и ростовщичество. Аристотель считал «экономику» естественной, а «хрематистику» – неестественной, т. к. стремление к деньгам не заложено в природе (естестве) человека. По мнению философа, доказательством этого было то, что удовлетворение потребностей человека в продуктах конечно, а стремление к деньгам бесконечно.
Экономическая мысль Древнего Рима
Имела исключительно прикладной характер. Можно отметить таких авторов, как Катон, Варрон и Луций Юний Модерат Колумелла, написавших сочинения по управлению виллой (поместьем). Все их хозяйственные рекомендации можно свести к проблеме экономической эффективности, т. е. снижению производственных и других издержек.