Риторика
Рито́рика [греч. ῥητορική (τέχνη)], наука об ораторском искусстве, в широком смысле – о художественной прозе вообще. Формировалась на основе практики ораторского речевого этикета с использованием также теоретического опыта поэтики, перенесённого на прозаический материал.
Риторика в Европе
Античная, средневековая и ренессансная риторика
В древности наибольшее развитие получила в греческих демократиях, в частности в Афинах, где законы Солона, по которым каждый свободный человек должен был лично отстаивать свои интересы в суде, способствовали становлению ораторской речи; правилам убеждения учили софисты – профессиональные наставники в ораторском искусстве. Зарождение риторики относится к 5 в. до н. э. и связывается с сицилийским философом Эмпедоклом. Теоретиком риторики выступил Протагор, а также ученик Эмпедокла Горгий, который практиковал широкое применение тропов и фигур речи. К школе Горгия примыкал Исократ, разработавший учение о периоде.
Решающее влияние на дальнейшее развитие риторики оказал Аристотель, который в трактате «Риторика» («Ῥητορική») выделял три рода речей: совещательные, или политические (убеждение и разубеждение), торжественные (хвала и порицание), судебные (защита и обвинение). Учение о стилях речи разрабатывалось в сочинениях Дионисия Галикарнасского, который выделял три стиля (строгий, изящный и средний), и Деметрия (1 в. н. э.), признававшего существование четырёх стилей (простой, величественный, изящный, мощный) и их сочетание на практике. Риторика в Греции сложилась в систему в 3–2 вв. до н. э.
Римская риторика развивалась с 1 в. до н. э. под греческим влиянием. Наиболее значительные ораторы и теоретики риторики в Древнем Риме – Цицерон [трактаты «Об ораторе» («De Oratore»), «Брут» («Brutus»), «Оратор» («Orator»)] и Квинтилиан, автор трактата «Воспитание оратора» («Institutio oratoria», в 12 книгах), сочинения которых, а также анонимный труд «Риторика к Гереннию» («Rhetorica ad Herennium», 1 в. до н. э.) составили основу риторического образования в Западной Европе.
В эллинистической риторике на первый план вышло судебное и торжественное красноречие, сформировались два направления в теории стиля: стремившийся к точности выражения аттикизм и отличавшийся обильным использованием фигур и тропов азианизм. Авторитетом в вопросах риторики для поздней римской античности, Византии, а также Древней Руси стал Гермоген из Тарса (2–3 вв. н. э.).
Античная риторика подразумевала три цели красноречия: убеждать, услаждать и увлекать аудиторию. Сложившийся в античности т. н. риторический канон предполагал пять этапов разработки речи: нахождение (inventio; подбор фактов и доказательств); расположение (dispositio; композиция); словесное выражение (elocutio; стиль, т. е. отбор слов, тропов, риторических фигур); запоминание (memoria; часто базирующееся на особых мнемонических техниках); произнесение (pronuntiatio; актёрская работа оратора – выражение лица, интонация, движения тела).
Средневековая риторика неразрывно связана с богословием, философией и логикой. В трактатах Марциана Капеллы, Боэция, Кассиодора риторика упоминается в числе семи свободных искусств. Свод античных знаний о риторике вошёл в «Этимологии» («Etymologiae») Исидора Севильского. Практическим руководством по риторике стал трактат «О фигурах и тропах» («De schematibus sive tropis») Беды Достопочтенного, широко использовавшийся до 16 в. Значительна роль риторики в становлении схоластики. В 11–13 вв. применение риторических знаний на практике привело к появлению трактатов, посвящённых сочинению писем и проповедей. В 13 в. осуществлён перевод на латинский язык «Риторики» Аристотеля.
В эпоху Возрождения риторика развивалась в общем контексте системного обращения к античной культурной традиции. Особую роль в развитии риторики в Италии сыграли: трактат Данте «О народном красноречии» («De vulgari eloquentia», около 1304–1307), обретённый в 1416 г. благодаря П. Браччолини текст Квинтилиана, а также перевод «Поэтики» Аристотеля на латинский (1498) и итальянский (1550) языки. В творчестве гуманистов (Л. Валла и др.) была представлена апология риторики как пути познания и средства достижения истины. Для гражданской (в том числе судебной) и религиозной риторики значима деятельность папы Римского Пия II, Бернардина Сиенского и Джироламо Савонаролы. В деятельности Академии делла Круски риторический контекст важен для развиваемых идей создания и сохранности нормативной чистоты языка литературы. Среди ренессансных трудов по риторике особое место занимает трактат Эразма Роттердамского «О двойном изобилии слов и предметов» («De duplici copia verborum ac rerum», 1511), ставший популярным учебным пособием.
Риторика Нового и Новейшего времени
Со второй половины 16 в., во многом в связи с деятельностью П. де ла Раме и его последователей, наметилась тенденция к пересмотру смыслов риторического канона: словесное выражение и произнесение продолжали соотноситься с риторикой, тогда как нахождение и расположение стали рассматриваться как отрасль диалектики; эта концепция во многом определила дальнейший путь развития риторики в Европе. В то же время риторика стала играть значительную роль в образовательной стратегии иезуитов; синтез принципов школьной риторики предстал в трактате французского писателя Г. дю Вера (1556–1621) «О французском красноречии и причинах его низкого состояния» («De l'Éloquence françoise et des raisons pourquoy elle est demeurée si basse», 1606), нормализующем принципы построения речи на французском языке. С середины 16 в. публиковались испанские риторические исследования, среди которых выделяются труды М. де Салинаса, трактаты «Искусство риторики» («Arte de Retórica», 1578) Р. Сантаяны и «Искусство риторики» («Primera parte de la Retórica», 1589) Х. де Гусмана. Среди ведущих испанских теоретиков риторики: Л. де Гранада, А. де Торрес, П. Х. Нуньес. В Германии переосмысление аристотелевских традиций риторики в 16 в. вписывается в общий процесс Реформации (в том числе в образовательную политику сторонников протестантизма) благодаря деятельности Ф. Меланхтона.
Развитие риторики в 17 – 1-й половине 18 вв. проходило под влиянием эстетических установок классицизма и барокко; во Франции популярностью пользовался тяготеющий к маньеризму трактат Н. Коссена «О соответствиях духовного и светского красноречия» («De Eloquentia sacra et humana», 1619), впоследствии активно использованный М. В. Ломоносовым. С момента основания Французской академии принципиальным вопросом французской риторики стало соотнесение правильно организованной, убедительной, ясной речи с классицистическим пониманием ценности национального языка, программно заявленное в частности в «Заметках о французском языке» («Remarques sur la langue française», 1647) К. Ф. де Вожла, во «Французской риторике» («La Rhétorique française», 1653) Р. Бари и Ж. Шаплена, а также в «Поэтическом искусстве» («L'art poétique», 1674) Н. Буало. Особое место занимает строящаяся на апологии рационализма «Риторика, или Искусство речи» («La Rhétorique ou l'art de parler», 1675) иезуита Б. Лами, где была намечена эволюция риторики к философии языка. Своеобразный итог классицистической рецепции риторики подведён в «Диалогах о красноречии» («Dialogues sur l'éloquence», опубликованы в 1718) Ф. Фенелона.
В Италии и Испании теоретиками барокко (в том числе Б. Грасианом-и-Моралесом и Э. Тезауро) в риторическом ключе развивалась концепция «остроумия»; в Испании получила распространение теория церковной риторики (трактаты С. Суареса, Б. Алькасара); была развита традиция риторического обоснования поэтики (сочинения Ф. Каскалеса, Л. А. де Карвальо) с акцентом на орнаментальную функцию риторики (Б. Хименес де Патон, Х. К. Кинтеро).
Итогом немецкого осмысления риторической традиции стал трактат «Основы разумного ораторского искусства» («Grundlegung einer deutschen Sprachkunst», 1728) и учебник «Предварительные упражнения к красноречию для употребления в гимназиях и высших школах» («Vorübungen der Beredsamkeit», 1754) И. К. Готшеда, который наделял понятие «ораторского искусства» сугубо теоретическим смыслом правил и законов образцовой речи, а «красноречие» относил к практической сфере как призванное привить способность к хорошему стилю и разумному выражению мысли. Среди английских трактатов 18 в. особого внимания заслуживают «Философия риторики» («The Philosophy of Rhetoric», 1776) Дж. Кэмпбелла и «Лекции по риторике и изящной словесности» («Lectures on Rhetoric and Belles Lettres», 1783) Х. Блейра. В Испании в 18 в. наблюдался всплеск интереса к риторике, связанный с классицистическим преодолением барокко: трактаты «Христианский оратор» («Orador cristiano», 1733), «Риторика» («Retórica», 1757) Г. Маянса-и-Сискара и др.
Со второй половины 18 в. в Европе усиливалось понимание риторики как формального свода правил, препятствующих проявлению авторской художественности. В это время были поставлены под сомнение авторитетность риторического канона и номенклатуры тропов и фигур. В контексте интенсивной эволюции прозаических художественных жанров (прежде всего романа) границы риторики и поэтики представлялись всё более условными. Учение о словесном выражении и фигурах речи переместилось в сферу поэтики, а позднее стало предметом стилистики – трактат «Фигуры речи» («Des Figures du discours autres que les tropes», 1827) французского ритора П. Фонтанье. В то же время риторика во многих странах продолжала функционировать в сфере образования. Уже с середины 19 в. началось изучение риторики в контексте становления современного гуманитарного знания, прежде всего филологии – «Риторика греков и римлян в системном представлении» («Die Rhetorik der Griechen und Römer in Systematischer Übersicht», 1872) немецкого учёного риторика Р. Фолькмана и др.; риторика как базовая особенность западной культуры описывалась Э. Р. Курциусом и др. На антитезе к искусству авангардизма в середине 20 в. в условиях тоталитарных обществ сознательно и весьма интенсивно возрождалась практическая риторика: книга «Оратор и речь» («Redner und Rede», 1932) немецкого общественного деятеля Э. Драха.
Во 2-й половине 20 в. в контексте развития семиотики и структурализма, а затем постструктурализма оформились принципы неориторики, развившиеся в трудах бельгийских и голландских учёных: «Риторика и философия» («Rhétorique et philosophie», 1952) Х. Перельмана, «Трактат по аргументации, новая риторика» («Le Traité de l'argumentation, la nouvelle rhétorique», 1958, совместно с Л. Ольбрехт-Тетекой), М. Дюбуа, Т. ван Дейка, представителей «Группы μ» или льежской неориторической школы. Для неориторики характерно акцентированное внимание к общим процессам порождения текста (в том числе на уровне взаимосвязанности языка и мышления), к систематизации различных видов языковой коммуникации, прагматике текста, эффективности коммуникативного воздействия, а также к исследованию и структурированию основ субъектно-объектного взаимодействия (теории диалога, идее Другого) и манипулятивного потенциала языка.
Риторика в России
Первый памятник – трактат «О образэх» (славянский перевод трактата византийского учёного и библиотекаря высшей школы в Константинополе Георгия Херобоска), входящий в Изборник Святослава 1073 г. Первые занятия риторикой в России были сосредоточены в монастырях (центрах древнерусской книжности); в них в 17 – начале 18 вв. созданы приписываемая Макарию «Риторика» (1617–1619), «Риторика» (1699) М. И. Усачёва, слуцкий «Компендиум по риторике» (1629–1631), «Наука короткая альбо способ зложения казаня» (первое печатное руководство по гомилетике; 1659) ректора Киево-Могилянской академии Иоанникия Галятовского и ряд других риторик.
Судьба риторики как «свободного художества» в последней трети 17 – начале 18 вв. связана с именами А. X. Белобоцкого, Н. Г. Спафария, Софрония Лихуда, Лаврентия Кршоновича, Стефана Яворского, а также Феофана Прокоповича, автора «De arte poetica» (1705) и «De arte rhetorica» (1706).
Во второй половине 18 в. сложился канонический тип русской риторики, отражающей практику двуязычия, характеризовавшуюся особым сплавом лексико-фразеологических, грамматических и синтаксических элементов в рамках теории трёх стилей М. В. Ломоносова, автора краткой риторики (1743) и «пространной» риторики «Краткое руководство к красноречию…» (1748; 9-е издание, 1810). М. В. Ломоносов выступал за нормализацию языка; ориентировался на строй национального языка. В его риторике выделены три традиционных раздела (об изобретении, об украшении, о расположении) и в рамках традиционных схем высказаны новаторские идеи – о взаимоотношениях русского и церковнославянского языков, о классификации стилей, об установлении закономерностей употребления единиц языка, о проблеме языкового мастерства оратора, писателя, поэта; заложены основы стилистики русского языка, программа всей его филологической деятельности.
В последующий период изданы теоретические «Письмовник» (1769) Н. Г. Курганова, «Краткое руководство к оратории Российской, сочинённое в Лаврской семинарии в пользу юношества, красноречию обучающегося» (1778) Амвросия, «Детская риторика, или Благоразумный вития, к пользе и употреблению юношества сочиненная» (1787), учебное пособие «Риторика в пользу молодых девиц, которая равным образом может служить и для мужчин, любящих словесныя науки» (1797) Г. А. Глинки и др. Общие основы красноречия для прозы, поэзии и ораторской речи, разработанные М. В. Ломоносовым и принятые в трудах его последователей, сохранялись в большинстве риторических сочинений конца 18 в., например, в «Сокращённом курсе российского слога» (1796) В. С. Подшивалова. Постепенно учение о стилистических особенностях употребления языка дифференцировалось от «науки витийства», которая в дальнейшем составила основное содержание руководств по правилам сочинения собственно ораторской речи.
В конце 18 – начале 19 вв. сложилась риторическая школа Российской академии, а затем университетская школа красноречия (при этом уже в конце 18 в. в Европе интерес к риторике угасал). В «Правилах высшего красноречия» (1792, опубликованы в 1844) М. М. Сперанского особое значение придаётся эмоциональной стороне речи; исследованы стилистика индивидуальной речи, вопрос о стилеобразующих различиях слога, о характерных чертах языка личности. В «Краткой логике и риторике для учащихся в Российских духовных училищах» (1790; 3-е издание, 1807) А. С. Никольского рассмотрены проблемы жанрово-ситуативных форм речи, даны синкретические характеристики прозаической, ораторской и стихотворной речи; слог классифицирован в зависимости от разновидностей речи (разговорный, письменный, философский, исторический, романический, ораторский и др.). В «Опыте риторики» (1796; 3-е издание, 1809) И. С. Рижского внимание обращено на чистоту и правильность русской речи.
В первой половине 19 в. происходило становление новых норм русского литературного языка, менялся «латино-германский» строй письменной речи ломоносовского периода, язык освобождался от «надутой славянщины», усиливалось влияние разговорной речи и т. д. Риторические сочинения этого периода направлены, главным образом, на определение принципов организации прозаических текстов, всей сложившейся художественно-речевой практики. Учебная риторика, излагающая основы красноречия, существовала в двух формах: общая риторика обобщала законы появления, расположения и выражения мыслей [«Общая риторика» (1818; 7-е издание, 1849) Н. Ф. Кошанского, «Общая риторика» (1849) К. П. Зеленецкого]; частная риторика разрабатывала принципы строения текстов по жанрам красноречия [«Частная риторика» (1832) Кошанского, «Частная риторика» (1849) Зеленецкого]. Риторика всё в большей степени обращалась к практической стилистике и культуре речи. В «Теории красноречия для всех родов прозаических сочинений» (1830) А. И. Галича определяются основные категории и принципы, характеризующие образцовый язык с точки зрения чистоты речи, её правильности, ясности, точности и благозвучия. Галич отказался от традиционного разделения на «фигуры слов» и «фигуры мыслей» и выделил три типа фигур по их функции и характеру образования: грамматические, ораторские и поэтические. Употребление фигур ставится в прямую зависимость от содержательного плана текста, от его функционально-стилистического своеобразия.
Со второй половины 19 в., в связи со становлением и формированием русского судебного красноречия, появлялись работы по теории русского судебного красноречия (К. К. Арсеньева, А. Ф. Кони, Б. Б. Глинского, П. С. Пороховщикова). В конце 19 в. – 1910-х гг. созданы «Очерки по истории красноречия» (1899) А. Г. Тимофеева, «Принципы красноречия и проповедничества» (1915) И. П. Триодина и др. Последние отечественные работы по риторике этого периода связаны с деятельностью Института живого слова (Н. А. Энгельгардт, А. Ф. Кони). В 1920-х гг. риторика исключена из школьной и вузовской программ обучения.
Во 2-й половине 20 в. произошло возрождение интереса к риторике (труды С. С. Аверинцева, Ю. М. Лотмана, Ю. В. Рождественского, В. П. Вомперского и др.). С 1990-х гг. появились новые риторики и курсы лекций: С. Ф. Ивановой (1992), Е. А. Юниной и Г. М. Сагач (1992), И. А. Стернина (1993), Н. Н. Кохтева (1994), О. И. Марченко (1994), Т. Г. Хазагерова и Л. С. Шириной (1994), В. И. Аннушкина (1994, 1998), Л. К. Граудиной (1996), А. К. Михальской (2011) и др.