Поппер Карл
По́ппер Карл, сэр Карл Раймунд Поппер (Sir Karl Raimund Popper) (28.7.1902, Вена – 17.9.1994, Лондон; похоронен в Вене), австро-британский философ, основатель критического рационализма, член Лондонского королевского общества (1976). В 1918–1924 гг. изучал в Венском университете математику и физику. В 1921–1924 гг. работал волонтёром в детских реабилитационных клиниках А. Адлера. В 1925–1928 гг. изучал психологию и философию в венском Педагогическом институте; диссертация по проблеме метода в психологии мышления под руководством К. Бюлера. В 1930–1937 гг. работал учителем гимназии в Вене. В 1937–1945 гг. в эмиграции в Новой Зеландии, преподавал в Университетском колледже Кентербери в Крайстчерче. В 1946–1969 гг. в Лондонской школе экономики и политических наук, профессор с 1949 г. Совместно с Ф. А. фон Хайеком, Л. фон Мизесом и др. основал в 1947 г. общество «Мон Пелерин» в защиту либеральных ценностей открытого общества. В 1965 г. посвящён в рыцарское достоинство.
Взгляды Поппера сформировались под влиянием новых теорий в физике начала 20 в. (теория относительности, квантовая механика), аналитической философии и неокантианства. Поппер был близок к членам Венского кружка, однако в своей концепции научного знания выступил оппонентом их воззрений. В «Логике научного исследования» («Logik der Forschung», 1935, расширенное английское издание – «The Logic of scientific discovery», 1959, рус. пер. 1983) в противовес принципу верификации, с помощью которого представители логического позитивизма стремились разграничить научные и ненаучные утверждения, Поппер выдвинул принцип фальсификации – принципиальной потенциальной опровержимости теории в процессе экспериментальной проверки (не удовлетворяющие этому требованию учения, такие как астрология, марксистская теория истории, психоанализ З. Фрейда и т. п., являются, согласно Попперу, «псевдонауками»). Критикуя индуктивизм, Поппер считал, что из наблюдений, фиксирующих опыт, никогда не следует истинность универсального утверждения (или теории) – достаточно хотя бы одного случая, их опровергающего; только единичные утверждения могут быть верифицированы (и не фальсифицированы), универсальные же могут быть только фальсифицированы. Любая теория носит лишь гипотетический, предположительный характер, подвержена возможным ошибкам (принцип фаллибилизма), она апеллирует к опыту для проверки своих утверждений. Рост научного знания состоит в выдвижении гипотез и их последующем опровержении, в результате чего наука движется к постижению всё более глубоких структур реальности («Предположения и опровержения: Рост научного знания» – «Conjectures and refutations: The Growth of scientific knowledge», 1963, рус. пер. 2004).
С 1960-х гг. Поппер обращается к разработке эволюционной эпистемологии в духе идей эмерджентной эволюции: всё новое в мире (будь то организм, сознание, научная теория и т. д.) появляется как своего рода «гипотеза», жизненность которой зависит от способности адаптации к окружающей среде; исходя из детерминизма объяснить появление новизны невозможно («Объективное знание: Эволюционный подход» – «Objective knowledge: An evolutionary approach», 1972, рус. пер. 2002; «Самость и её мозг» – «The self and its brain», 1977, совместно с Дж. Эклсом; и др.). Взаимоотношение духовного и телесного решалось им с позиций дуализма и интеракционизма («Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия» – «Knowledge and body-mind problem: In defence of interaction», 1994, рус. пер. 2008).
В противостоянии различным формам естественнонаучного редукционизма Поппер сформулировал концепцию трёх несводимых друг к другу миров человеческого опыта: физический мир естественных объектов, ментальный мир субъективных состояний сознания, мир идеальных объектов, созданный человеческим разумом, но существующий автономно и способный к саморазвитию (теории, однажды созданные, порождают следствия, которые их создатели не могли предвидеть).
Выдвинутая ещё в 1950-е гг. концепция предрасположенностей в поздний период была истолкована Поппером в космологическом ключе («Мир предрасположенностей» – «World of propensities», 1990, рус. пер. в книге: Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. 2000): предрасположенности – это «ненаблюдаемые диспозиционные свойства физического мира», аналогичные ньютоновской силе притяжения или полям сил. Реальность представляет собой не каузальную машину, а процесс осуществления «весомых диспозиций», которые находятся в состоянии предвосхищения будущего и в своём устремлении к нему влияют на настоящее.
Отстаиваемая Поппером метафизика «открытой Вселенной» служила теоретическим основанием его идей «открытого общества» и «открытой философии». Поппер выступил с резкой критикой тоталитарных режимов фашизма и коммунизма в книге «Открытое общество и его враги» («The Open society and its enemies», 1945, рус. пер. 1992). Истоки тоталитаризма он возводил к теории государства Платона, а его философские основания усматривал в учениях Г. В. Ф. Гегеля и К. Маркса. В «Нищете историцизма» («The Poverty of historicism», 1936, отдельное английское издание – 1957, рус. пер. 1993) Поппер подверг критике различные попытки установить законы истории, считая невозможным научно предсказать будущее развитие человеческого знания и общества. В противовес «социальному прожектёрству» Поппер разрабатывал методологию «пошаговой» социальной инженерии, которая широко использовалась в европейском либеральном социал-реформизме 2-й половины 20 в.
Идеи Поппера оказали огромное влияние на философию науки 20 в., положив начало постпозитивизму; они получили развитие в философских теориях И. Лакатоса, Дж. Уоткинса, У. Бартли, Дж. Агасси, Д. Миллера, историко-научных концепциях Т. Куна, П. Фейерабенда и других учёных, круг его социальных идей был воспринят в немецких вариантах критического рационализма (Х. Альберт, Х. Шпиннер и др.).