Нормативная экономическая теория
Нормати́вная экономи́ческая тео́рия (нормативная экономика), раздел экономической науки, предметом которого являются ценности, а целью выступает формирование экономической политики. В отличие от позитивной экономической теории, которая изучает и стремится объяснить реальную экономическую действительность, нормативная экономика анализирует экономическую действительность с точки зрения того, какой она должна быть, опираясь в большей мере на оценочные суждения.
Нормативные элементы теории – «это утверждения, которые не подвергаются анализу и не требуют доказательства». При этом «нормативный анализ представляет собой совокупность оценочных суждений, позволяющих определить соответствие объекта анализа принятой норме» (Чаплыгина. 2005. С. 149). Развитие научного анализа экономической действительности позволяет давать рациональную оценку всё большему количеству экономических норм, заставляя последние утрачивать их нормативный характер. Однако в целом нормы в экономической науке сохраняются, т. к. логика последней не может полностью описать действительность. В первую очередь к нормам относятся неэкономические факторы экономической деятельности. Можно выделить 3 типа нормативности в экономической науке (Чаплыгина. 2005):
представления о том, что человек должен следовать общественному интересу;
утверждение, что человеку присуща свобода выбора, которая ведёт к включению в теорию общественных интересов и этических норм, поскольку со свободой неразрывно связана ответственность;
нормативность, присущая любой науке, когда основу теории составляют априорные знания или опытные положения, которые абсолютизируются как догмы, а также методы анализа, не подвергающиеся критической оценке.
Примерами нормативного анализа в истории экономической мысли выступают идеи Фомы Аквинского и экономические теории современного католицизма. Так, в своих экономических воззрениях Фома Аквинский опирался на концепции права, справедливости и воли, а современный католицизм формирует свои экономические идеи с точки зрения целостного религиозного мировоззрения, включающего учение о человеке и эсхатологию, принцип историзма и критику универсальности научных теорий (Чаплыгина. 2005). Отсюда неэкономические задачи, которые оба учения ставят перед экономикой. Наиболее яркие примеры применения такого рода нормативного анализа в экономике представляют собой проблемы экономизации общества, экономического прогресса и рыночного механизма.
В период формирования экономической науки её нормативный аспект рассматривался экономистами как преимущественный, поскольку фокус исследовательского внимания был сосредоточен на действиях правительства, которое должно было обеспечивать экономическое процветание (Hausman. 2018). В то же время сама политическая экономия не была разделена на позитивную и нормативную науку, хотя соответствующие подходы, безусловно, различались экономистами.
Как писал Дж. Н. Кейнс, «нормативная экономика изучает идеалы с ограниченной точки зрения экономики» (Badiei. 2020. P. 2). Сам Кейнс различал нормативную экономику и искусство политической экономии. С. Бадье считает, что сегодня нормативная экономика включает в себя искусство, поскольку она «не может рассматриваться как простое предложение идеалов или рамок, которые позволяют нам оценить (не)желательность различных экономических ситуаций. Более того, она должна объяснить, каким образом то, что она считает желаемым, может быть достигнуто» (Badiei. 2020. P. 3). Интересно, что Кейнс рассматривал нормативную экономику как часть экономической науки, в то время как его британские предшественники (а также Л. Роббинс и П. Дасгупта) отрицали её научность (в этом Кейнс ближе немецкой исторической школе). Так, с позиции Дж. С. Милля и Л. Роббинса, нормы и ценности нельзя изучать научно, поскольку они субъективны (Badiei. 2020. P. 5).
С приходом неоклассической экономической теории нормативная экономика стала рассматриваться как дополнение к основному, «научному» исследованию. При этом основанием наличия у экономики нормативного аспекта выступает сам предмет экономической теории: она изучает поведение людей и его последствия. Современная неоклассическая нормативная экономика включает не только «приложения позитивной экономики для решения политических вопросов», но и проблемы благосостояния, которые рассматриваются в одинаковой мере на теоретическом и практическом уровнях (Hausman. 2018. P. 192). Работы в этой области опираются на исследования и инструменты, предлагаемые позитивной экономикой, например на анализ выгод и издержек. При этом данный анализ обретает нормативное измерение, поскольку он фокусируется на экономических эффектах и институтах, основывается на моральных предпосылках относительно предпочитаемой экономической политики, ориентируется на принцип этического индивидуализма (выявление последствий реализуемой политики для конкретных индивидов) и т. д.
Отмечая родство позитивной и нормативной экономики, Дж. Хаусман обращает внимание на теорию рациональности и отождествление удовлетворения предпочтений с благосостоянием, которые играют роль предпосылок, общих для двух аспектов экономической науки: «теоремы позитивной экономики, касающиеся свойств идеализированного конкурентного равновесия, могут направлять политиков к реализации мер, способствующих индивидуальному благосостоянию» (Hausman. 2018. P. 201).
Развивающиеся вне неоклассической экономической теории нормативные исследования более многообразны, т. к. изучают не только благосостояние, но и другие связанные с ним ценности. Так, А. Сен предложил подход возможностей (capability approach), который делает «акцент на моральном значении способности людей достичь той жизни, которую они имеют основания ценить» (Wells. 2012). С позиции данного подхода анализировать проблемы, связанные с благосостоянием, следует принимая во внимание два условия: возможности человека, т. е. «набор ценных функций, к которым человек имеет эффективный доступ» и которые он использует для свободного выбора разных стилей жизни; функционирование, т. е. актуальные состояния «бытия и действия», например хорошее питание, наличие крова и т. д. (Wells. 2012). Сен полагает, что базовые возможности людей должны быть равны. Развивая эту тему и исследуя различные варианты эгалитаризма, Дж. Рёмер критикует марксизм как теорию равенства и эксплуатации и отстаивает принцип справедливого распределения и равенства ресурсов (Roemer. 1996; Roemer. 2020). К другим теориям, разработанным в рамках нормативной экономики, относятся теория социального выбора, государственная экономика, нормативная конституционная экономика и различные теории справедливости (Badiei. 2020. P. 6).
«Нормативные» экономисты предлагают своё обоснование единству нормативного и позитивного аспектов экономической науки. Сен в своей работе «Об этике и экономике» (Сен. 1996) отмечает, что экономическая наука возникает из двух источников: этики и инженерии. Этика имеет дело с целями, которые ставит человек. Этический аспект экономической теории касается мотивации реального поведения человека, а также оценки социальных достижений, которая осуществляется с позиции широкого понимания термина «благо». Инженерный подход касается распределения материальных ресурсов, рассматривает цели деятельности как данные и главное внимание уделяет поиску средств достижения этих целей. Сен полагает, что имеет смысл сочетать оба подхода, т. к. они играют в равной мере важную роль в экономической науке. Философ и экономист Петер Козловски видит родство этики и экономики в том, что обе науки исследуют «действующего человека и координацию деятельности, ведомой разумом» (Козловски. 1999. С. 7). Этика и экономика дополняют друг друга. Козловски предлагает свою теорию, выражающую это единство двух наук, – этическую экономию, которая опирается на теорию рационального выбора и анализирует «полезность норм и институтов для достижения заранее поставленных этических или политических целей» (Козловски. 1999. С. 8). Таким образом, этическая экономия исследует этические предпосылки чистой экономической теории.
Существуют и другие аргументы в пользу включённости этической проблематики в экономическую науку. Например, Дж. Б. Дэвис, анализируя первую теорему экономики благосостояния (теорему Эрроу – Дебрё) и проверяя её на этическую нейтральность, находит неизбежным нарушение этого правила. Теорема гласит, что любое равновесие Вальраса, определяемое с точки зрения индивидуальных предпочтений максимизации, является Парето-эффективным; Дэвис показывает, что эта теорема опирается на определённые этические предпосылки (Davis. 2016). Р. Франк обращает внимание на негативные этические последствия такого элемента экономической теории, как концепция собственного интереса, показывает, как анализ выгод и издержек позволяет выносить этическую оценку растущему неравенству доходов; анализирует этическое содержание концепции экономической эффективности (Frank. 2016). Включенность этических предпосылок в экономическую теорию показывает и Т. Седлачек (Sedláček. 2016), исследуя экономический язык и экономическую практику. Он рекомендует экономистам взять на себя ответственность за экономическую деятельность, расширить предмет экономической науки и стараться быть менее точными, т. к. чрезмерное стремление к точности влечёт за собой отсутствие понимания принципиальной неопределённости социальных процессов. Седлачек призывает экономистов больше заниматься стабильностью и краткосрочным планированием, чем проблемами роста, и советует при преподавании давать студентам более разнообразные и гуманистически ориентированные знания.
У нормативного аспекта экономической науки есть объективные основания, заключающиеся в предпосылочности экономического знания и в особенностях предмета экономической науки, которая изучает поведение человека. История экономической науки позволяет говорить о важном месте нормативного анализа в экономике. В то же время имеет смысл рассматривать нормативную экономическую теорию вместе с позитивной экономической теорией, поскольку они дополняют друг друга.