Философия науки
Филосо́фия нау́ки, область философских исследований науки как эпистемологического и социокультурного феномена. Философия науки выявляет используемые в научной практике средства и способы научного исследования (процедуры наблюдения, типы объяснения и предвидения, социокультурные предпосылки и т. д.) и пытается оценить их когнитивные возможности (системность, непротиворечивость, эвристичность и т. д.) с позиций формальной логики, в рамках исторического опыта научного познания и ценностных ориентаций. Термин «философия науки» (Wissenschaftstheorie) впервые появился в работе Е. Дюринга «Логика и философия науки» (1878).
Философское исследование научного знания восходит к античной философии; в Новое время в работах Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, Ж. Д’Аламбера, И. Канта, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля, Б. Больцано это исследование приобрело форму философско-методологического обоснования научных результатов как истинных знаний о мире. По мере роста социальной значимости научного труда, его профессионализации и становления дисциплинарной структуры науки встала задача приведения научно-познавательной деятельности в соответствие с некоторым методологическим идеалом и возникла философия науки как особое направление.
На первом этапе развития философии науки (в трудах Дж. С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера и др.) в фокусе её внимания оказалась проблематика, связанная с исследованием психологических и индуктивно-логических процедур эмпирического познания.
Второй этап эволюции философии науки (два первых десятилетия 20 в.) связан с радикальным пересмотром оснований науки на рубеже 19–20 вв. (осмысление теории относительности и квантовой механики в работах Э. Маха, М. Планка, А. Пуанкаре, П. Дюэма, А. Эйнштейна и др.). Значительный вклад в развитие философии науки внесли марбургская и баденская школы неокантианства.
Третий период (1920–1940-е гг.) связан с идеями раннего Л. Витгенштейна и программой анализа языка науки в аналитической философии (Венский кружок и Берлинская группа – М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат, Х. Рейхенбах и др.). Задачей философии науки ставилось прояснение средствами логики отношения между эмпирическим и теоретическим уровнями знания, устранение из языка науки «ненаучных» утверждений и создание унифицированной науки по образцу математизированного естествознания. Позднее, в 1940–1950-х гг., подвергается критике сведение теоретического уровня к эмпирическому («Две догмы эмпиризма» У. В. О. Куайна и др.), создаются реалистические и инструменталистские модели структуры научных теорий (Н. Кемпбелл, У. В. О. Куайн, Э. Нагель, У. Селларс, К. Гемпель, П. Бриджмен и др.). Повышается интерес к гуманитарному знанию, в предмет философии науки включается история, в частности статус исторических законов и функции исторического объяснения (К. Гемпель и др.).
Параллельно возникают различные варианты экстерналистского понимания науки как социально-культурного феномена в рамках социологии знания (М. Шелер, К. Манхейм) и социологии науки (Л. Флек, Ф. Знанецкий, Р. Мертон). Предметом исследования становятся связи научного сообщества с определёнными стилями исторически меняющегося мышления, социальные роли и ценностные ориентации учёных.
Начало четвёртого, постпозитивистского, этапа в эволюции философии науки связано с дискуссиями между представителями «исторической школы» и критического рационализма о границах рациональной реконструкции исторического развития знания и неустранимости из такой реконструкции социокультурных детерминант познания (М. Полани, С. Тулмин, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, К. Хюбнер, Дж. Агасси и др.). Философия науки стремится стать «дескриптивной», т. е. лишь описывать научную практику, констатируя те устойчивые методологические нормы, которые возникают в различных познавательных ситуациях. Философия науки всё более превращается в междисциплинарное культурологическое исследование, сближается с социальной историей науки и когнитивной социологией науки, представители которых стремятся к конкретному ситуационному исследованию (case studies) тех или иных эпизодов истории науки.
На пятом, современном, этапе развития философия науки превращается в своеобразный конгломерат различных подходов. Нормативистски ориентированная философия науки представлена в двух вариантах: логицистский вариант претендует на выявление логики научного мышления в соответствии с теми или иными рациональными критериями (К. Поппер); историцистский вариант строится на анализе истории науки как системы нормативно значимых выводов из неё (Дж. Холтон). Предпринимаются также попытки логической реконструкции истории науки (семантическая модель научной теории П. Суппеса, Ф. Саппе, М. Бунге). В рамках критического рационализма предлагаются фальсификационистские модели. Сходные установки разделяют структуралистская концепция научных теорий Дж. Снида и В. Штегмюллера и конструктивистская философия науки П. Лоренцена, Ю. Миттельштрасса.
Поиск единства научного знания происходит на этом этапе на базе гуманитарных наук, главным в философии науки оказывается понятие интерпретации. Таким образом, для современного состояния философии науки характерна как натуралистическая тенденция (предполагающая растворение философии науки в междисциплинарных исследованиях – синергетике, когнитивной науке, науковедении), так и гуманитарная (сближение философии науки с литературоведением, антропологией, культурологией).