Древняя Греция
Дре́вняя Гре́ция, Эллада (῾Ελλάς), древняя страна на юге Балканского полуострова с примыкающим с востока Эгейским архипелагом, населённая древнегреческими племенами (в основном совпадает с территорией современной Греции). История Древней Греции охватывает период с середины 3-го до конца 1-го тыс. до н. э. В понятие «Древняя Греция» включаются также территории расселения древних греков в период греческой колонизации 1-й половины 1-го тыс. до н. э.: западная береговая полоса Малой Азии, часть о. Кипр, район черноморских проливов и побережья Чёрного и Азовского морей, на юге – северо-восточная оконечность Африки (Киренаика, современная Ливия), а на западе – южное побережье Италии и восточная часть Сицилии; на европейской территории также юг Галлии (современная Франция) и северо-восточное побережье Испании.
Территория и население
Разделение территории Древней Греции на 3 региона было обусловлено естественными природными границами: Северная Греция (до Фермопильского ущелья), Средняя (до перешейка Истм) и Южная (Пелопоннес), а эти регионы, в свою очередь, делились горными хребтами на ряд исторических областей, названия которых происходят нередко от наименования племён, их населявших: в Северной Греции – Эпир, Македония и Фессалия; в Средней Греции – Акарнания, Этолия, Фокида, Беотия и Аттика; в Южной Греции (Пелопоннесе) – Элида, Ахайя, Арголида, в центре этого региона – Аркадия, на самом юге – Мессения и Лаконика. Горный ландшафт в значительной степени определил форму социальной организации древних греков: в долинах, разделённых горами, возникали независимые общины, ставшие основой городов-государств (полисов) классической эпохи.
Эгейское море, на востоке сплошь усеянное островами, создавало возможность безопасного плавания от берегов Балканской Греции к Малой Азии. Ионическое море на западе отделяло Грецию от Италии и Сицилии. Береговая линия Балканской Греции особенно изрезана на востоке. Здесь много природных гаваней, поэтому историческое развитие греков особенно интенсивно протекало в восточных областях.
В этническом и языковом отношении древние греки принадлежали к группе индоевропейских народов, чьей прародиной предположительно считается район Центрально-европейского плато, верхнее и среднее течение Дуная. Самоназвание древних и современных греков – эллины, откуда и название страны – Эллада. «Греками» в глубочайшей древности, по-видимому, называлось одно из северо-западных греческих племён, которое частично переселилось в Южную Италию. Позднее римляне перенесли название «греки» на весь народ эллинов.
О предыстории и древнейших археологических культурах см. в статье Греция.
Исторический очерк
В истории Древней Греции обычно выделяют следующие периоды: крито-микенскую эпоху (около 2500–1150 до н. э.) – время возникновения первых цивилизаций на Крите, а затем и в Балканской Греции; «тёмные века», или гомеровскую эпоху (1150–800 до н. э.), – период временного регресса, вызванного очередным передвижением племён; архаическую эпоху (800–500 до н. э.) – время вторичного возникновения цивилизации в Древней Греции в форме городов-государств (полисов); классическую эпоху (500–336 до н. э.) – период расцвета греческих городов-государств (прежде всего Древних Афин); эпоху эллинизма (336–30 до н. э.) – период греко-македонской экспансии на Восток, формирования и развития т. н. эллинистических государств вплоть до их поглощения Римом.
Крито-микенская эпоха (возможная верхняя граница – конец 4-го тыс. до н. э.; около 2500–1150 до н. э.)
Период эгейской культуры. Первым очагом цивилизации в Древней Греции стал о. Крит, культура и история которого получили известность благодаря раскопкам английского археолога А. Эванса (с 1900).
Им были открыты как древнейшие поселения, продолжавшие традиции халколита (энеолита), так и более развитые, относящиеся к собственно бронзовому веку. Некоторые из этих поселений превратились в большие конгломератные структуры, которые условно именуются дворцами. Самое крупное из поселений этого типа обнаружено у г. Кносс и названо по имени легендарного критского правителя дворцом Миноса. Отсюда же было взято Эвансом и определение всей древней культуры Крита как минойской.
Эванс разработал хронологию этой культуры, разделив её на три периода: раннеминойский (2400–2000 до н. э.), среднеминойский (2000–1550 до н. э.) и позднеминойский (1550–1150 до н. э.). В раннеминойский период уровень древних земледельческих поселений был весьма примитивен. Это небольшие родовые посёлки, жилищами служили полуземлянки или небольшие хижины, при изготовлении орудий использовались как камень, так и бронза, сосуды делались без применения гончарного круга.
В среднеминойский период возникли первые дворцовые комплексы, наиболее значительные – в Кноссе и Фесте. Бронза вытесняла камень, сосуды стали изготавливаться с помощью гончарного круга. Формировались государства раннемонархического типа, среди которых первенствующее положение занял Кносс.
Около 1600 г. до н. э. древние дворцы были разрушены то ли в результате какого-то природного катаклизма (землетрясения), то ли вследствие вторжения с севера чужеземцев. В развалинах древних дворцов А. Эванс обнаружил глиняные таблички, написанные неизвестными знаками. Эта древнейшая письменность получила название линейного письма. Спустя некоторое время дворцовые комплексы были восстановлены, но в начале следующего, позднеминойского, периода (около 1400 до н. э.) их постигла новая катастрофа. В развалинах т. н. новых дворцов были найдены таблички, также исписанные линейным письмом, но несколько иного типа. Древнейшую группу этих табличек стали обозначать как линейное письмо А, более позднюю – как линейное письмо Б.
Табличек с линейным письмом А обнаружено несколько сотен, табличек с линейным письмом Б – несколько тысяч, причём таблички этого типа найдены не только на Крите, но и в Балканской Греции, в Пилосе и Микенах. Линейное письмо А до сих пор не разгадано, тогда как линейное письмо Б было дешифровано английскими лингвистами М. Вентрисом и Дж. Чедвиком (1952). Язык табличек линейного письма Б оказался древнейшим вариантом греческого языка. Принимая во внимание особенности линейного письма А и его судьбу, можно сделать вывод, что это линейное письмо было изобретением местного, автохтонного населения (т. н. этеокритян).
Созданные этим населением древние дворцы были разрушены пришельцами с севера, вероятно греческим племенем ионийцев, которые расселились по Криту и заимствовали элементы критской культуры, приспособив, в частности, критскую письменность к нуждам своего языка. Разрушение т. н. новых дворцов могло быть связано с новой волной греческих переселенцев, возможно племени ахейцев. Вероятно, ко времени установления греческого господства на Крите относится предание о кносском царе Миносе и его державе, колонизации критянами островов и побережья Эгейского моря и временем покорения ими Аттики.
Греческие племена не были исконным населением Балканского п-ова. Они появились здесь в начале 2-го тыс. до н. э. и постепенно продвигались с севера на юг. Наиболее крупными из этих племён были ионийцы и ахейцы. К середине 2-го тыс. до н. э. они практически заселили юг Балканского п-ова, истребив, ассимилировав или вытеснив древнейшие местные племена пеласгов, лелегов, карийцев и др. Примерно тогда же греки стали расселяться по островам Эгейского архипелага и основали свои первые поселения на малоазийском побережье. По образцу хронологии, разработанной А. Эвансом для древней культуры Крита, позднее была создана хронология для Балканской Греции. Древнейший период её истории был также разделён на три отрезка: раннеэлладский (2500–1900 до н. э.), среднеэлладский (1900–1550 до н. э.) и позднеэлладский (1550–1150 до н. э.) периоды.
Собственно греческая история начинается на рубеже раннеэлладского и среднеэлладского периодов, т. е. примерно в начале 2-го тыс. до н. э. В это время в стране появилось множество укреплённых поселений греков, причём некоторые из них выросли в крупные центры, которые по аналогии с критскими также называют дворцами. Но в отличие от критских дворцов древнейшие греческие центры (поскольку они возникали в условиях завоевания) были укреплёнными цитаделями с крупными постройками-дворцами в центре. Такие крепости обнаружены в разных областях греческого мира: Иолк в Фессалии, Орхомен и Фивы в Беотии, Афины в Аттике, Пилос, Микены и Тиринф в Пелопоннесе. Особенно хорошо изучены Пилос и Микены.
В Микенах раскопки вёл Г. Шлиман (с 1876). Здесь на микенском акрополе открыты древнейшие, т. н. шахтовые, гробницы, в некоторых из них обнаружены костяки и богатый инвентарь (золотые маски, передающие портретные черты покойных, много оружия из бронзы с золотой инкрустацией, ювелирные изделия и др.). У подножия акрополя найдены более поздние купольные гробницы, начало сооружения которых датируется соответственно: шахтовых – 1600 г. до н. э., купольных – 1500 г. до н. э., а возведение дворцов – 1400 г. до н. э. Эта греческая культура эпохи бронзы именуется микенской. Её формирование происходило под сильным влиянием более древней критской культуры, а расцвет относится к концу позднеэлладского периода.
Археологические исследования, письменные материалы, представленные большим числом глиняных табличек линейного письма Б, и, наконец, древние реминисценции в гомеровском эпосе дают возможность реконструировать социальный и политический строй микенских центров. Это были небольшие государства с достаточно развитой социальной и политической иерархией. На вершине социальной пирамиды – царь (ванака) и его военно-бюрократическое окружение (военачальник – лавагета, чиновники средней руки – тереты и басилевсы и др.), ниже – свободные общинники, владевшие наделами и обязанные служить в войске. Привилегированную часть этого среднего слоя составляли ремесленники, кузнецы и оружейники, жившие при дворце. В основании пирамиды – довольно многочисленные рабы, которые использовались в различных сферах производства и в качестве челяди. В структуре этих древних ахейских государств причудливо переплетаются элементы монархии и общинного быта. Последнее находит выражение во встречающихся на глиняных табличках упоминаниях о «дамосе» – народе, под которым надо понимать либо отдельную сельскую общину, либо всё свободное население. Отсюда колебания у современных исследователей в оценке микенской государственности: одни сопоставляют её с передневосточными государствами – Аккадом, Вавилоном, Ассирией и другими (в отечественной историографии – Я. А. Ленцман), другие – с позднейшей собственно античной государственностью (А. И. Тюменев, С. Я. Лурье); вопрос остаётся открытым.
К концу позднеэлладского периода относится и первое крупное событие греческой истории, достоверность которого не подлежит сомнению, – совместный поход греков в северо-западную часть Малой Азии против города Трои, или Илиона (т. н. Троянская война, 1193–1183 до н. э. по наиболее надёжной хронографической традиции). Вскоре после этого наступил закат крито-микенской цивилизации. Его причиной стало новое переселение индоевропейских племён с севера, затронувшее не только Балканский п-ов с примыкающими островами, но и Малую Азию, Ближний Восток и даже Египет. В египетских документах эти явившиеся с севера враждебные племена именуются народами моря.
В ходе этого переселения произошло также вторжение на Балканский п-ов новой волны греческих племён, которое по названию наиболее крупного племени – дорийцев – именуется дорийским переселением или завоеванием. Дорийцы разграбили и разрушили большую часть центров микенской Греции. Часть прежней ионийской и ахейской знати была истреблена, часть слилась с завоевателями, а часть переселилась за пределы Балканской Греции на восток, на побережье Малой Азии и даже на далёкий Кипр. Дорийцы и другие пришедшие с ними греческие племена стояли на более примитивной стадии развития, чем ранее расселившиеся на юге Балканского п-ова ионийцы и ахейцы. Дорийское завоевание вызвало падение культуры и привело, в частности, к забвению древней линейной письменности. Признаками упадка отмечена общественная жизнь даже в тех областях Эллады, которые непосредственно не были затронуты дорийским вторжением (например, Аттика).
«Тёмные века», или гомеровская эпоха (1150–800 до н. э.)
Принятое в историографии двойное наименование этого периода обусловлено как состоянием источников, так и отношением к ним современных учёных. Одни справедливо отмечают, что в исторической традиции греков почти не сохранилось упоминаний о сколько-нибудь значимых событиях этого времени, за исключением отдельных сообщений об основании новых поселений на малоазийском побережье. Отсюда принятое у части современных историков название этого периода – «тёмные века». При этом нередко внимание учёных сосредоточивается на не слишком богатых археологических находках, преимущественно керамике. Другие полагают, что для реконструкции социальной жизни греков в этот период можно привлечь данные гомеровского эпоса, вследствие чего появляется понятие гомеровской эпохи. Проблема гомеровского эпоса, т. е. происхождения и состава двух поэм – «Илиады» и «Одиссеи», относящихся к теме Троянской войны, – не простая. Споры ведутся относительно личности легендарного творца этих поэм Гомера, о жанре самих произведений и достоверности сообщаемых в них сведений. Всё же можно утверждать, что поэмы «Илиада» и «Одиссея» были созданы в 8 в. до н. э., т. е. на рубеже гомеровского и архаического времени, что их фабула относится к древнейшему предприятию микенских греков – Троянской войне, а значительная часть бытовых подробностей заимствована автором (или авторами) из более позднего времени, поэтому только с известной осторожностью можно воспользоваться этими данными для реконструкции социального строя греков эпохи «тёмных веков». В результате комбинирования данных гомеровского эпоса с данными археологии создаётся достаточно достоверная картина жизни и быта греков той эпохи – это было время застоя. После гибели микенских центров ведущей социальной ячейкой стала независимая сельская община, верхушку которой составляла родоплеменная знать. Знатные семьи владели лучшими и большими по площади участками земли (теменосами), тогда как простые общинники имели меньшие наделы (клеры). Знатные люди, возглавлявшие общину, именуются у Гомера басилеями. Это могли быть единоличные вожди или небольшие группы знатных лидеров. Все дела в общинах решала знать (аристократия), между тем как крестьянская масса была практически бесправна. Из этой массы постепенно выделялись более крепкие хозяева, «мужи многоклерные», и бедняки, потерявшие свои наделы, – «мужи бесклерные», вынужденные поддерживать своё существование трудом батрака. Ещё ниже этих батраков – фетов – стояли нищие и, наконец, рабы. Упоминания о нищих и рабах достаточно часты у Гомера, что свидетельствует о далеко зашедшем процессе имущественной и социальной дифференциации.
Период застоя был относительно недолгим. Население в массе своей осталось прежним, сохранившим как основные технологические навыки (возделывания почвы, обработки дерева и металла, изготовления керамических изделий), так и культурные традиции (религиозные представления и мифологические сказания). Сохранилась значительная часть древней знати (в Аттике, Малой Азии), которая была носителем обретённых ранее интеллектуальных ценностей. Гибель дворцовых центров обернулась, с одной стороны, культурным регрессом, с другой – стала предпосылкой нового развития, поскольку сельские общины избавились от тягостной опеки древних монархий и порождённых ими бюрократий. Наконец, появилась важная технологическая новация – знакомство греков с пришедшей с востока (из Малой Азии) техникой обработки железа.
Уже в 10 в. до н. э. греки широко стали использовать железо, которое вытеснило бронзу и придало импульс технологическому и экономическому прогрессу. Хотя основным видом занятий оставалось земледелие, формировались как особые отрасли ремесло и торговля. Обмен, который первоначально носил натуральный характер, начал производиться посредством меновых единиц, которыми служили крупный рогатый скот, отдельные ремесленные изделия (треножники, котлы, металлические брусья) и даже предшественники монеты – небольшие желудеобразные слиточки золота, т. н. таланты и полуталанты. Из массы деревенских посёлков начали выделяться более крупные (обычно в приморской области, рядом с естественной гаванью), которые становились первыми городами в новом социологическом смысле, т. е. как центры ремесла и торговли. Такие протогорода археологически прослеживаются на малоазийском побережье и близлежащих островах (Смирна, Хиос), а у Гомера примерами таких ранних городов служат: в «Илиаде» (в песне ХХIII) – безымянный город, где земледелец или пастух может приобрести железо для изготовления необходимых орудий труда; в «Одиссее» (VI–VIII) – город сказочных мореходов феаков, располагающий гаванями и арсеналами с корабельными принадлежностями. К концу этого периода стремительно развиваются торговые отношения между формирующимися у греков новыми городами, с одной стороны, и древними передневосточными центрами (городами Лидии, Сирии, Финикии) – с другой. Восточная культура оказала сильное воздействие на греков. На рубеже 10–9 вв. до н. э. греки заимствовали у финикийцев (вероятно, на Кипре) алфавитное письмо и приспособили его к нуждам своего языка. Процесс усвоения новой письменности был столь стремителен, что уже через столетие оказалось возможным составить письменную версию гомеровских поэм. Существует точка зрения, определяющая распространение алфавитного письма у греков и запись гомеровских поэм более поздним временем.
Архаическая эпоха (800–500 до н. э.)
На рубеже 9–8 вв. до н. э. в Греции ускорился экономический и социальный прогресс, важнейшим проявлением которого стало окончательное становление города как центра ремесла и торговли. В особенности бурно развивались города Ионии, области на западном побережье Малой Азии, где активно происходило взаимодействие греческой и передневосточной цивилизаций. Воздействие восточной культуры ощущалось как в материальной, так и в духовной сфере: формирование города сопровождалось у греков развитием новых архитектурных форм, новациями в изобразительном искусстве, науке и философии, и повсюду свою роль сыграло плодотворное взаимодействие культур.
Экономический прогресс нашёл своё выражение в более конкретных формах – в совершенствовании ремёсел, опиравшихся на новую технологическую базу (железо), в развитии внутренней и межгородской торговли, что привело к успехам в мореплавании и кораблестроении (изобретение якоря, специализация типов кораблей, военных и торговых, и т. п.), наконец, в выработке точных мер объёма и веса и в изобретении (также, впрочем, не без восточного влияния) чеканной монеты. Согласно античной традиции, первыми стали чеканить монету правители Лидии (в Малой Азии), от них в 7 в. до н. э. чеканку монеты заимствовали их соседи – греки в Ионии, а оттуда эта практика распространилась и на другие экономически развитые центры Греции (Эгина, Коринф, Афины).
Однако экономический прогресс на первых порах обернулся социальными метаморфозами и трудностями для широких слоёв населения. Торговля и деньги разъедали традиционное земледельческое хозяйство, приводили к сильнейшей имущественной дифференциации. Основываясь на тексте поэмы Гесиода «Труды и дни» (рубеж 8–7 вв. до н. э.), можно сделать вывод, что в греческой деревне стремительно шёл процесс размежевания: выделялись сильные хозяйства, но многие разорялись и нищали. Крестьянство страдало от растущего малоземелья, от долгов и долговой кабалы. Всё это оборачивалось обострением социальных отношений в каждой общине. Протестное движение крестьянства смыкалось с выступлениями городского населения, как правило утратившего связь с древними родоплеменными структурами и потому стоявшего вне политической жизни. Народ (демос) выступал против политического засилья родовой знати, требуя радикальных экономических и политических реформ. Результатом этого общественного брожения стало широкое демократическое движение, нередко именуемое в литературе «архаической революцией». Основными моментами этого движения на ранней и поздней стадиях были законодательные реформы. На ранней стадии они нередко проводились особыми социальными посредниками – эсимнетами, которых община наделяла чрезвычайными полномочиями. Таковы были Эпимен в Милете (в Ионии) и Питтак в Митилене (на о. Лесбос), а также, по существу, все ранние законодатели – Залевк в Локрах Эпизефирских (Южная Италия), Харонд в Катане (Сицилия), Драконт и Солон в Афинах. Первые реформы состояли в составлении письменных законов, упорядочении судопроизводства, установлении гарантий личной свободы и в этой связи облегчении положения должников, наконец, в реорганизации политического строя, целью которой было если не полное устранение из политической жизни родовой знати, то, по крайней мере, ограничение её роли и передача важнейших полномочий институтам рождающейся демократии – народному собранию, государственному совету и народному суду.
Важными сопутствующими явлениями были колонизация и тирания. Во многих общинах избыточное аграрное население более или менее организованно выселялось в заморские колонии. На развитие колонизационного процесса также влияли интересы торговли и ремесла, заинтересованность ведущих городских кругов в налаживании торгового обмена с периферийными народами. Ещё одной причиной служили политические распри, в особенности недовольство младших аристократических семей или отдельных знатных отпрысков своим положением и желание поправить его участием в заморской авантюре. Основание греками колоний в 8–6 вв. до н. э. приобрело такой размах, что затронуло все регионы Средиземноморья и Причерноморья. Греческие колонии были выведены: на западе – в Южную Италию (Кумы, Регий, Сибарис, Кротон, Тарент) и Сицилию (Сиракузы) и даже ещё дальше – в Южную Галлию, в устье реки Родан (ныне Рона; Массалия); на юге – в северо-восточную Африку (Кирена); на северо-востоке – в зону проливов (Халкедон, Византий) и на всё побережье Чёрного моря (Истрия, Ольвия, Херсонес Таврический, Пантикапей, Фанагория, Диоскуриада, Синопа, Гераклея Понтийская). В силу такого размаха, а также ввиду важных последствий для жизни греческой метрополии этот процесс получил название Великой греческой колонизации.
Когда же недовольные своим положением отказывались покидать родину и ситуация обострялась, возникали условия для выступления сильной личности, честолюбивого демагога, который увлекал массу недовольных различными обещаниями и при их поддержке захватывал власть. Так появилась раннегреческая тирания (само слово, очевидно, было заимствовано греками у восточных соседей, из Лидии или Фригии, для обозначения нетрадиционной монархической власти). Тиранические режимы известны во многих городах Балканской Греции: в Коринфе – правление Кипсела и его потомков, в Сикионе – Орфагора и его преемников, в Мегарах – Феагена, в Афинах – Писистрата и его сыновей. На греческом Востоке оставили след в традиции правления Фрасибула в Милете и Поликрата на Самосе, на греческом Западе, в Сицилии, – жестокая тирания Фалариса в Акраганте и правление в Геле и Сиракузах последовательно сменявших друг друга братьев Дейноменидов – Гелона, Гиерона I и Фрасибула. Тираны, как правило, были выходцами из аристократической среды, но, преодолевая сопротивление прочей знати, обрушивались на неё с репрессиями. Их политика приводила к уменьшению слоя древней аристократии, к падению её политической роли. В этом заключалось историческое значение раннегреческой тирании: по-своему она подготавливала будущее торжество демократии, хотя окончательное утверждение последней было обусловлено предварительным устранением самой тирании.
Заключительным моментом этого достаточно длительного процесса явились реформы, в результате которых обрёл окончательную форму новый тип социально-политической организации – гражданская городская община, город-государство, полис. Само слово «полис» семантически аналогично русскому «город». Оно может последовательно обозначать примитивное городище, служившее убежищем для племени, более развитый протогород и город как центр ремесла и торговли, общину населяющих его граждан и, наконец, образованное этой общиной государство. Особенностями полиса были: во-первых, корпоративное единство уроженцев данной области – свободных граждан, чёткое правовое разграничение между ними и чужеземцами – неполноправными переселенцами или вовсе бесправными, но всё более умножавшимися в числе рабами; во-вторых, элементарное, обусловленное самим ландшафтом единство города и примыкающей сельской округи, связанных взаимовыгодным обменом продуктов и обеспечивающих автаркичное, самодовлеющее существование общины; в-третьих, политическая независимость такого организма, присущее ему качество самостоятельного государства; в-четвёртых, характерная для граждан идеологическая общность, закреплявшая их противостояние остальному населению (гражданский патриотизм, любовь к отеческой земле, почитание домашнего очага и могил предков, культивируемое гражданами в своей среде равенство перед законом [исономия] и равное право на политическую активность, на выступление [исегория]). Совокупность этих качеств придавала греческому полису исключительную жизнеспособность и устойчивость, так что он мог продолжать существовать даже после утраты политической независимости, в качестве автономной единицы большого территориального государства – эллинистической монархии или Римской державы. Исторически различаются два типа полиса – демократический и олигархический. Классической моделью первого были Афины, второго – Спарта. Различие в процессе их формирования изначально определялось ситуацией, связанной с дорийским завоеванием. В Аттике, которую дорийцы обошли стороной, процесс образования государства носил имманентный характер, тогда как в Спарте большую роль сыграло именно завоевание. После временного упадка и децентрализации древнего политического сообщества в Аттике возобновилось поступательное политическое развитие, опорой для которого стало возникновение близ древней цитадели нового города – Афин. Начавшееся объединение аттических земель отражено в традиции как древний синойкизм – сселение части населения, в первую очередь знатных семейств, в один центр и возникновение общеаттических органов власти. Часть античного предания (Фукидид, Аристотель, Плутарх) связывала этот синойкизм с инициативной ролью легендарного аттического героя и царя Тесея. Однако общая мифологическая и хронографическая традиция относит Тесея ещё к микенскому времени (чаще всего к 13 в. до н. э.), вследствие чего связь этого героя с позднейшим синойкизмом должна быть отвергнута. Одновременно с развитием города шло образование первоначальных сословий – земледельцев (геоморов), ремесленников (демиургов) и знати (евпатридов). Разложение сельских общин, обеднение крестьянства, страдавшего от долгов и малоземелья, привело в Афинах, как и повсюду в Греции в архаический период, к обострению социальной обстановки и началу демократического движения. Его провозвестниками стали распря в среде самой аристократии (т. н. смута Килона, около 630 до н. э.) и первый опыт письменного законодательства – законы архонта Драконта (621 до н. э.). Главными этапами формирования афинского демократического полиса стали реформы Солона (594–593 до н. э.), тирания Писистрата и его сыновей (560–510 до н. э.) и реформы Клисфена (508 до н. э.). Основная масса народа – коренное население Аттики – отстояло свою свободу и сформировало гражданский коллектив, чётко отграниченный от чужеземцев – переселенцев (метеков) и рабов.
Иная картина наблюдается в Спарте. Завоевание дорийцами Лаконики привело к порабощению местного ахейского населения, что было закреплено первоначальной законодательной реформой, связанной с именем Ликурга. Традиция приписывает этому легендарному законодателю, жизнь которого относят ко времени рубежа 9–8 вв. до н. э., всеобъемлющее преобразование социального и политического строя Спарты: наделение землёй господствующего сословия спартиатов и лично свободного, но неполноправного слоя периэков; прикрепление местного земледельческого населения к наделам спартиатов, учреждение для последних своего рода мужских товариществ – сисситий; наконец, оформление системы управления в следующем составе: народное собрание (апелла), совет старейшин (герусия), два царя, исполнявших функции верховных жрецов и военачальников, и контрольный комитет из пяти эфоров. Продолжение дорийцами Лаконики завоевательной политики привело в 8–7 вв. до н. э. к подчинению ими соседней Мессении, земля которой была поделена между спартиатами, а население прикреплено к их наделам. Таким образом, в Спарте завершилось формирование особого варианта полисной, корпоративной структуры: гражданскими правами пользовались только потомки дорийцев-завоевателей, спартиаты; за ними закреплялись в наследственное пользование участки земли с прикреплённым к ним земледельческим населением, полукрепостными-полурабами илотами. Привилегированный статус спартиатов подчёркивался тем, что они не должны были заниматься ни земледелием, ни ремёслами – их единственным занятием было военное дело. Коренное отличие спартанского полиса от Афин заключалось в том, что в Спарте гражданская корпорация включала в себя только дорийцев-завоевателей, между тем как основная, гораздо большая по числу масса местного населения, занятая производительным трудом, была низведена на положение подневольного (илоты) или зависимого (периэки) слоя и осталась вне этой корпорации. Отсюда особая жёсткость корпоративного строя в Спарте; по существу гражданское общество здесь являло собой военный лагерь, всегда готовый к подавлению любого демократического движения, и в первую очередь восстаний илотов. Отсюда же целенаправленная внешняя политика Спарты, ориентированная на создание дружественного блока государств, одинаково заинтересованных в сохранении консервативных социально-политических традиций. К концу 6 в. эта цель была достигнута посредством организации Пелопоннесского союза.
Классическая эпоха (500–336 до н. э.)
Формирование греческих городов-государств в основных чертах завершается к исходу 6 в. до н. э., и сразу же эти новообразовавшиеся государства подверглись тяжёлому испытанию. Ещё в середине 6 в. до н. э. на восточных рубежах греческого мира появилась враждебная сила – персидская держава, государство Ахеменидов. Его цари не только подчинили себе страны Переднего Востока и Египет, но и начали наступление на греческие города. При Кире II были подчинены города на побережье Малой Азии (546 до н. э.), при Камбизе II персы покорили о. Самос (522 до н. э.), а Дарий I начал наступление на Балканскую Грецию. Затеянный им скифский поход (около 512 до н. э.) хотя и не достиг своей прямой цели – разгрома племенного союза причерноморских скифов, но имел следствием утверждение персов в зоне черноморских проливов и подчинение Фракии и Македонии. Этой ситуацией воспользовались древние торговые конкуренты греков – финикийцы, чьи суда стали бороздить воды Эгейского моря.
Ограничения торговой активности, с одной стороны, и политический гнёт, в особенности вследствие насаждения персами зависимых от них тиранических режимов, – с другой, вызвали возмущение ионийских греков [Ионийское восстание, 500–494 до н. э. (по другим данным, 499–493 до н. э.)]. Это событие открыло длительную полосу греко-персидских войн (500–449 до н. э.). Растянувшиеся на полстолетия, эти войны подтвердили жизнеспособность новой греческой цивилизации и обеспечили ей всемирно-исторический успех. В борьбе с персами мир греческих общин продемонстрировал высокую степень политической организации (подтверждение тому – создание общеэллинского союза в 481 до н. э.) и выдвинул целую плеяду выдающихся военно-политических лидеров, в числе которых были афиняне Мильтиад, Фемистокл, Аристид, Кимон и спартанцы Леонид и Павсаний. В особенности велика была роль Афин, которые сначала вместе со Спартой руководили отражением чужеземного нашествия, а затем единолично возглавили наступление греков на азиатские владения персов. В итоге победоносное отражение греками вторжений персов на Балканский п-ов (победы при Марафоне в 490 до н. э., при Саламине в 480 до н. э., при Платеях и Микале в 479 до н. э.) обеспечило не только самим грекам, но и последующим европейским государствам возможность свободного самостоятельного развития, хотя и проложило разграничительную черту между Азией и Европой, что на многие века негативно сказалось на процессе взаимодействия и сближения цивилизаций Востока и Запада.
Победа в греко-персидских войнах имела важные последствия для развития греческих полисов как в сфере социально-экономической, так и в политическом отношении. Благодаря успешным войнам выросла экономика греческих городов, которая теперь окончательно перешла на античный путь развития за счёт массового использования обращённых в рабство чужеземцев. Наводнение городов военнопленными рабами привело к внедрению рабского труда во все сферы социальной жизни: в добывающую промышленность (в рудниках и каменоломнях), в различные ремёсла, где к концу 5 в. до н. э. возник особый тип большой мастерской, использовавшей труд рабов, – эргастерий, даже в сферу кредита, финансовых операций, где, наряду с собственно финансистами, ростовщиками-трапезитами, появились их доверенные агенты из числа рабов. В домах богатых людей возросло число челяди, тоже рабов (служанок, поваров, флейтисток и др.). Даже в государственной жизни широко использовался труд рабов (в качестве канцеляристов, а в Афинах также и полицейских). Такими полицейскими были закупленные афинским правительством в Причерноморье (около 476 до н. э.) 300 рабов-скифов (позднее их число было доведено до 1000). Они жили в особых казармах, носили традиционную одежду (пёстрые шаровары, кафтан, башлык) и сохраняли привычное вооружение (лук и небольшой меч), а их главной обязанностью было поддержание порядка в общественных местах, для чего их снабжали дополнительным орудием – бичом. Именно рабство стало тем фундаментом, на котором выросло здание античного гражданского общества. Благодаря рабству значительная часть свободных людей в греческих городах получила возможность жить, не обременяя себя физическим, производительным трудом, а наличие материально обеспеченного досуга стало основанием для развития высокой гуманитарной культуры, для пышного расцвета творческой деятельности художников, писателей, учёных. Отличительным признаком свободного человека, гражданина стало, по определению Аристотеля, наличие достаточного досуга (схолэ). Показательно, что слово «схолэ» стало также обозначением таких явлений культурной жизни, как учёная беседа, лекция наставника-философа, научный трактат, наконец, само помещение, где люди предавались интеллектуальным занятиям. В Новое время через латинское посредство (schola) это слово стало обозначением главного образовательного учреждения – школы.
С успехами в войнах с персами было связано и другое важное явление в жизни древнегреческого общества – развитие демократии в передовых в экономическом отношении полисах. Особенно велико было значение успехов демократии в Афинах. Здесь сложился характерный для демократии политический строй, опирающийся на понятие народного суверенитета и соответствующие институты – народное собрание, государственный совет (Совет 500) и народный суд (гелиэя). Для граждан обеспечивалось не только политическое равноправие, но и реальная возможность участия в общественной и политической жизни. Это достигалось широкой социальной политикой, включавшей в себя оплату должностей, выдачу денег из т. н. зрелищного фонда – теорикона для посещения театральных представлений, организацию строительных работ, вывод избытка аграрного населения в военно-земледельческой колонии (клерухии), наконец, привлечение богатых граждан к несению повинностей в пользу народа (литургии). Большую роль в организации и осуществлении этой социальной программы сыграл лидер афинской демократии Перикл, деятельность которого приходится на 460–429 гг. до н. э. При нём окончательно оформились не только собственно демократия в Афинах, но и её важное внешнеполитическое объединение – Делосский союз (позднее Афинский морской союз), возникший в 478/477 г. до н. э. как объединение морских полисов, заинтересованных в победоносном завершении войн с персами. Усилиями его лидера – Афин – этот союз скоро превратился в Афинскую державу, ставшую важным источником материального благосостояния Афинского государства и орудием афинской внешней политики, нацеленной на достижение гегемонии в Элладе.
Афинские претензии на политическое лидерство в Греции вызвали, однако, противодействие со стороны другого сильного государства – Спарты. Последняя с тревогой следила за усилением Афин, опасаясь роста демократических тенденций в опекаемых ею городах Пелопоннеса. К Спарте стали обращаться за помощью те греческие общины, которые опасались посягательств Афин на их независимость. В микрокосме греческих полисов произошло размежевание: если развитые морские полисы (главным образом ионийские) тяготели к Афинам и до поры до времени оставались в орбите их влияния, то более консервативные общины (дорийцев и эолийцев) симпатизировали олигархическому строю Спарты и ожидали от неё защиты. Политический раскол дополнялся экономическим соперничеством между Афинами и торговыми центрами Пелопоннесского союза – Коринфом и Мегарами, а также идеологическим противостоянием афинской демократии и спартанской олигархии. Результатом этого соперничества стала межгреческая Пелопоннесская война (431–404 до н. э.), явившаяся не только столкновением двух ведущих полисов Эллады – Афин и Спарты, не только противоборством двух блоков государств – Афинского и Пелопоннесского, но и конфликтом двух разных исторических тенденций – торгово-демократической и аграрно-консервативной. В этом конфликте победа осталась за второй: Пелопоннесский союз не только сумел измотать Афины, слишком понадеявшиеся на свою финансовую и морскую мощь, но и привёл их к полному военному разгрому. Поражением окончилось вторжение афинян в Сицилию (415–413 до н. э.), что обернулось для них огромными, практически невосполнимыми потерями, а 10 лет спустя афинский флот был окончательно разгромлен спартанцами при Эгоспотамах (в Геллеспонте, 405 до н. э.). Одна из главных причин поражения Афин – непрочность созданного ими державного единства, Афинского морского союза, который развалился вскоре после неудачи в Сицилии. Сказались также неровность и непоследовательность афинского руководства войной. На заключительном этапе талантливому, но непоследовательному военно-политическому лидеру афинян Алкивиаду с успехом противостоял наделённый твёрдой волей спартанский флотоводец Лисандр, победитель при Эгоспотамах. Большую роль при этом сыграло вмешательство Персии в греческие дела. В конце войны персы финансировали строительство спартанского флота, благодаря чему спартанцы добились решающего перевеса. По миру, заключённому в 404 г. до н. э., Афины должны были согласиться на практически полное разоружение и отказаться от претензий на какое бы то ни было лидерство в греческом мире.
Победа Спарты в Пелопоннесской войне не создала никакой принципиально новой политической системы в Греции. Для множества морских полисов, входивших в Афинский морской союз, торжество Спарты означало только смену гегемона (вместо Афин – Спарта). Истощённые войной греческие города вступили в полосу длительного и острого социально-политического кризиса. Он был подготовлен исподволь предыдущим экономическим развитием: рост крупного рабовладельческого хозяйства приводил к разорению мелких свободных производителей, крестьян и ремесленников. Длительная Пелопоннесская война усугубила этот процесс, стимулировав спекуляцию, рост крупных состояний, с одной стороны, и разорение мелких хозяйств – с другой. Имущественная дифференциация содействовала социальному расколу, так что, по словам Платона, в каждом греческом полисе образовались два противостоящих друг другу лагеря – бедных и богатых, готовых истребить друг друга. Кризис социальный углублялся кризисом политическим. Обнищавшая масса граждан требовала вспомоществования от полисного государства, а естественный в таких условиях переход от народного ополчения к наёмной армии предъявлял дополнительные требования к государственной казне. Да и сам переход к использованию наёмных отрядов был чреват опасностью для полисного государства ввиду очевидной нелояльности наёмников. Упадок финансового и военного ведомства сопровождался упадком суверенных органов власти: народное собрание и суды становились ареной сведения социальных счётов, а вместо принципиальных политических лидеров трибуну в народном собрании заняли ораторы-демагоги. К этому добавился ещё и кризис традиционной полисной идеологии. Знамением времени стала массовая аполитичность, т. е. равнодушие граждан к судьбам своего государства-полиса. В среде простого народа развивалось увлечение утопическими мечтаниями о мире всеобщего равенства и достатка (эти настроения нашли яркое отражение в пьесах афинского комедиографа Аристофана «Законодательницы» и «Богатство»), тогда как полисная элита мечтала о сильном единоличном правителе, способном положить конец внутренним смутам и объединить страну ради завоевательной кампании на Востоке (выразителем этих идей стало творчество крупнейшего афинского ритора-публициста Исократа).
Эти монархические и панэллинские устремления поддерживались также нездоровой внешнеполитической ситуацией. В конце 5 в. до н. э. на смену афино-спартанскому дуализму пришла единоличная гегемония Спарты, однако консервативное, полностью военизированное спартанское государство было не в состоянии заменить Афины в роли лидера торговых городов, тем более стать таким лидером для всей Эллады. Морские полисы, испокон веков тяготевшие к демократии, а также ряд континентальных общин, в том числе и пелопоннесские города, начали тяготиться спартанским диктатом и в конце концов выступили против Спарты (т. н. Коринфская война, 395–387 до н. э.). Гегемония Спарты была уничтожена, но обозначилась новая проблема для греков – растущее вмешательство Персии. Поддерживавшая Спарту в Пелопоннесской войне, Персия затем оказалась в лагере её греческих недругов. Когда воюющие в Греции стороны измотали друг друга, персидский царь Артаксеркс II властно вмешался в межгреческий конфликт и продиктовал условия т. н. Анталкидова (или царского) мира, завершившего Коринфскую войну, а затем снова стал поддерживать уже обессиленную Спарту в качестве противовеса другим греческим государствам, в первую очередь беотийским Фивам и Афинам. Эти два полиса также заявляли претензии на первенство в Элладе. Возглавившие Беотийский союз Фивы нанесли ряд поражений Спарте (особенно сильное – при Левктрах в 371 до н. э.) и содействовали разрушению Пелопоннесского союза и ограничению спартанского государства территорией Лаконики. Однако, когда к Спарте присоединились Афины, Беотийский союз настолько ослабел в борьбе с противниками, что после битвы при Мантинее в 362 г. до н. э. сошёл с исторической сцены как ведущая держава. Точно так же неудачей закончилась и попытка Афин вновь занять положение греческого лидера. Им удалось восстановить в 378 г. до н. э. свой морской союз, но когда они вновь попытались перейти к державной политике, союзники подняли восстание (Союзническая война, 357–355 до н. э.). Второй Афинский союз практически распался, и это подвело черту под гегемонистскими притязаниями Афин. К 350-м гг. до н. э. греческий мир находился в состоянии политического хаоса, чем и воспользовалась сложившаяся на севере этого мира новая держава – Македония.
Историческое развитие древней Македонии отличалось своеобразием. Расположенная вдали от культурных центров Эллады, она долго сохраняла традиции патриархального быта. Сохранялась царская власть, тем более что страна подвергалась вторжениям соседних воинственных варваров – фракийцев и иллирийцев, отражение которых требовало консолидированных усилий всего народа. Многочисленное земледельческое население страны было естественной основой для сильного ополчения. Последнее не только составляло военную силу государства, но и являлось суверенным органом власти: утверждало нового царя, исполняло роль верховного суда по делам об измене. Постепенно Македония сближалась с эллинским миром. Особенно значительную роль в этом плане сыграло правление царей Александра I (около 498 – около 454 до н. э.), Архелая (413–399 до н. э.) и Филиппа II (359–336 до н. э.).
С именем последнего связан ряд важных преобразований и реформ: окончательное формирование сильной постоянной армии, введение в монетное дело системы биметаллизма (т. е. чеканки наряду с обычной серебряной ещё и золотой монеты) и завершение централизации страны, что нашло выражение в обуздании своеволия знатных кланов. Филипп II вывел Македонское государство в ряд первых эллинских держав, более того, добился для Македонии господства в Элладе. Он увеличил македонские владения, захватив Амфиполь в устье реки Стримон (357 до н. э.) и аннексировав Халкидику (348 до н. э.), присоединил к Македонии в форме личной унии Фессалию (352 до н. э.), разгромил Фокиду и добился председательства (346 до н. э.) в важном религиозно-политическом объединении греков – Дельфийской амфиктионии. Он распространил свою власть по фракийскому побережью вплоть до проливов и, наконец, нанёс поражение коалиции свободных греческих городов во главе с Афинами и Фивами (при Херонее, 338 до н. э.).
Завершающим моментом политической деятельности Филиппа II стало проведение конгресса представителей греческих городов в Коринфе (338/337 до н. э.). На этом конгрессе по инициативе Филиппа были приняты важные решения, оформившие создание новой политической системы – греко-македонского державного объединения. На первой сессии конгресса осенью 338 г. до н. э. объявлялось об установлении гражданского и общеэллинского мира, о создании военного союза между греками и македонским царём, учреждался союзный совет – синедрион, а македонский царь провозглашался гегемоном союза. На второй сессии весной 337 г. до н. э. было принято решение о войне с Персией и назначении Филиппа II командующим с чрезвычайными полномочиями (стратегом-автократором) на время будущей войны.
Эти решения были поддержаны частью греческого общества (землевладельческой знатью, крупным купечеством, отдельными представителями интеллектуальной элиты), но в целом вся система была навязана греческому миру более сильной стороной – македонской монархией. Отсюда недолговечность этой системы, существовавшей только пока длилось правление Филиппа II и его сына Александра. Так или иначе, Филипп готовился начать войну с Персией, и лишь преждевременная смерть (он пал жертвой придворного заговора) помешала ему самому осуществить своё намерение.
Эпоха эллинизма (336–30 до н. э.)
Война с Персией была начата сыном Филиппа II Александром III (Александром Македонским). Правление Александра (336–323 до н. э.) открыло новую историческую эпоху, которую вслед за немецким историком И. Г. Дройзеном именуют временем эллинизма. Это был период грандиозного расширения греческого политического господства и культурного влияния на страны классического Востока, но вместе с тем и время более общего, более или менее продуктивного взаимодействия западного и восточного цивилизационных начал.
Правление Александра ознаменовалось прежде всего грандиозным завоевательным предприятием – Восточным походом, в ходе которого греко-македонцы разгромили Персию и покорили все страны Переднего Востока от Малой Азии, Финикии и Египта до восточных пределов Ирана и западных областей Индии. Сложившееся в результате завоевания государство было ярким примером мировой державы в истории человечества, поскольку власть Александра распространялась на большей части территории известного к тому времени «населённого мира» – ойкумены: сознательно утверждалась абсолютная власть монарха с важным идеологическим обрамлением – апофеозом царя; подавлялась всякая оппозиция македонцев и греков, приверженных к древним патриархальным или гражданским традициям; прилагались особенные усилия к тому, чтобы наладить взаимодействие с персидской знатью и даже осуществить симбиоз македонцев и персов. С этой целью по окончании похода (324 до н. э.) в Сузах была сыграна грандиозная свадьба, когда, по указанию царя, в один день 10 тыс. греко-македонских воинов взяли себе в жёны девушек из персидских семей. Вместе с тем непрерывно основывались на завоёванных землях новые греческие города (Александрий и др.), которые, как показала практика, одни только могли стать опорой македонской монархии.
После преждевременной смерти Александра разгорелась борьба (323–281 до н. э.) за наследство между его полководцами, за которыми закрепилось название диадохи («преемники»). Одни из них, как Пердикка и Антигон, пытались сохранить единство империи и претендовали на власть во всём государстве. Другие, оказавшиеся более реалистичными, делали ставку на создание для себя новых государств в рамках вполне определённых, реально защитимых территорий. Так возникли государства Птолемеев в Египте, Селевкидов в Сирии и Месопотамии, Митридатидов – Понтийское царство (на севере Малой Азии), Атталидов в Пергаме (в западной части Малой Азии), Антигонидов в Македонии. Новые государства отличались рядом характерных признаков: большая территория, пестрота этнического состава населения (в восточных, собственно эллинистических, государствах), царская власть и наёмное греко-македонское войско как важнейший инструмент этой власти, много греческих городов, составлявших опору греко-македонского господства на завоёванных землях. В 3 в. до н. э. эти новые эллинистические государства достигли большой степени процветания, чем во многом были обязаны взвешенной политике своих правителей, т. н. эпигонов (буквально – рождённых после).
Иной была ситуация в греческой метрополии, в старинных центрах греческого мира. Там продолжали действовать разрушительные тенденции, вызванные к жизни кризисом полиса. Бо́льшая часть городов Балканской Греции всё больше клонилась к упадку, причём Афины и Спарта не составляли исключения. И хотя в Спарте усилиями царей-реформаторов Агиса IV (244–241 до н. э.) и Клеомена III (235–222 до н. э.) были сделаны попытки предотвратить дальнейший кризис гражданского общества, реформы, затеянные ими с целью возрождения древних гражданских устоев, натолкнулись на сопротивление крупных землевладельцев. Цари-реформаторы погибли. Таким образом, предпринятые в 3 в. до н. э. попытки возродить в Спарте древний полисный строй окончились неудачей. Правда, в эллинистический период известное значение приобрели новые федеративные образования – Ахейский союз и Этолийский союз. Однако они истощили свои силы в междоусобной борьбе, а также соперничеством с македонскими царями из-за гегемонии в Элладе. Характерной чертой времени стал упадок греческих городов, которые страдали от внутренних смут и непрерывных вторжений армий эллинистических царей.
Так или иначе, после сравнительно недолгого периода расцвета для эллинистических государств наступила трудная пора. Причиной было прежде всего изменение внешнеполитической ситуации. На границах эллинистического мира выросли два мощных и опасных соседа – Парфия на востоке и Рим на западе. Но большую опасность для эллинизма представляла именно Парфия, наследница древнеперсидской державы, стремившаяся к полному вытеснению греков с востока и искоренению их культурных традиций. В этих условиях естественным было обращение греков к Риму, близкому им и в социально-политическом, и в культурном отношении. Опираясь на это расположение, по крайней мере, части греческого общества и в то же время не отказываясь от применения силы, Римское государство повело наступление на греческий мир, подчиняя территорию за территорией. Первой подверглась разгрому Македония, которая сначала лишилась независимости (168 до н. э.), а затем была превращена в римскую провинцию (148 до н. э.). Тогда же был установлен римский протекторат над остальной Балканской Грецией. После разгрома римлянами Ахейского союза и разрушения Коринфа значительная часть Древней Греции была превращена в римскую провинцию Ахайя (146 до н. э.). Затем последовали аннексия Пергама (133–129 до н. э.), присоединение Вифинии и Понта [74–64 до н. э. (по другим данным, 63 до н. э.)], разгром державы Селевкидов и подчинение её главного ядра – Сирии (64 до н. э.) и, наконец, аннексия Египта (30 до н. э.).
На этом завершается история независимой Древней Греции. Греческий народ продолжил своё существование, но уже не самостоятельно, а в рамках великой средиземноморской державы – Римской империи, где греческие города, несмотря на их подчинённое положение, оставались важным компонентом социальной и культурной жизни. Обретение греками вновь политической независимости связано с распадом Римской империи и возникновением в её восточной части нового государства – Византии.
Образование
Представление об идеальном образце поведения существует уже у героев поэм Гомера, которого Платон называл первым воспитателем эллинов. Из поэм Гомера и мифологических преданий известно, что мальчиков учили метанию копья, бегу, верховой езде, охоте, игре на лире и кифаре. Достойно держать себя не только на совете и в бою, но и во время спортивных состязаний, и на пиру требует честь героя, а его доблесть позволяет поддерживать достоинство.
Основной метод воспитания – подражание образцам, в том числе и мифологическим; сами гомеровские герои впоследствии становятся образцами для благородного юноши-аристократа. В греческом полисе воспитание рассматривалось как одна из основных функций государства; здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (главным образом мальчиков) свободных граждан полиса. Основным воспитательным институтом в полисах 7–6 вв. до н. э. была система религиозных празднеств, требовавших предварительного обучения «мусическим искусствам»: танцу, музыке, риторике. Другим основным элементом воспитания становилась военная подготовка, принявшая гипертрофированные формы в Спарте (т. н. спартанское воспитание). Главным направлением спартанской системы было нравственное воспитание, целью которого считалось полное подчинение личности интересам социальной группы. Важнейшей отличительной чертой являлась жёсткая регламентация со стороны государства разных сторон жизни, в том числе воспитания и образования детей. В период кризиса афинской демократии некоторые мыслители (Платон, Ксенофонт) усматривали в этом положительные стороны, заслуживающие подражания. Государственное обучение мальчиков, находившееся в ведении государственного чиновника педонома, начиналось с 8 лет и состояло из 3 циклов: двух циклов по 4 года – от 8 до 11 лет (мальчики) и от 11 до 15 лет (подростки) и 5-летней «эфебии» – от 16 до 20 лет («ирены», или «эйрены», – спартанское имя эфебов).
Интеллектуальное воспитание спартиатов было сведено к минимуму (начатки чтения и письма) и предоставлено частным учителям. В музыке ценили её способность организовать и мобилизовать воинов. Свидетельством военизации воспитательной программы в Спарте служат песни Тиртея (2-я половина 7 в.), призывавшего пренебрегать любой славой (в том числе и спортивной), кроме воинской.
На характер физической подготовки влияла программа общегреческих (Олимпийские игры, Истмийские игры и др.) и местных спортивных состязаний. На Пифийских играх в честь Аполлона соревновались также флейтисты и кифаристы, устраивались состязания в мудрости. Популярность общегреческих и местных спортивных состязаний свидетельствовала о необыкновенном развитии у греков агонального (соревновательного) духа, который проявлялся также в интеллектуальной сфере. К концу 6 в. греки стали постепенно культивировать интеллектуальные достоинства, хотя физические качества продолжали сохранять преимущественное значение.
К 5 в. до н. э. основным элементом воспитания юношей стало обучение красноречию. Важное значение имело формирование письменной традиции в литературе: чтение и заучивание наизусть гомеровских поэм стали основой школьного образования. Одновременно формировались научные знания. В пифагорейской философской школе (около 532, в Кротоне), носившей также характер политической организации и религиозной общины, изучались космология, арифметика, геометрия, астрономия и гармония. В конце 6 в. в Кротоне и Кирене были основаны медицинские школы. Большим влиянием пользовалась медицинская школа о. Кос (к ней принадлежал Гиппократ).
Демократизация и интеллектуализация полисной жизни отразились на греческой культуре и образовании. В их развитии с конца 6 в. ведущую роль стала играть Аттика во главе с Афинами. Система афинского воспитания предусматривала сочетание умственного (мусического) и физического (гимнастического) воспитания. С 7-летнего возраста мальчики, сопровождаемые рабами-педагогами, посещали одновременно палестру (где приобщались к физической культуре), музыкальную и грамматическую школы, которые, как правило, были частными.
Уже в середине 5 в. т. н. софисты пытались сформулировать основные идеи эллинской педагогической мысли. Культивировалось понятие «пайдейа» (всесторонняя развитость, образованность и культура), идеал «калокагатии» (физическое и нравственное совершенство). Софисты установили набор наук и искусств, которые должны были обеспечить свободным юношам успех на гражданском поприще. Прежде всего обучали диалектике (искусству ведения беседы, которое часто сводилось к эристике, искусству спора) и риторике, требовавшим, в свою очередь, знания мифологии, истории, законодательства. Несмотря на то что в Античности не было чёткой системы начального, среднего и высшего образования, можно сказать, что с софистов начинается становление высшего образования: появились соответствующие программы, учебные пособия, но ещё отсутствовали постоянные институции. Релятивизм софистов (например, утверждение о возможности доказать и правильность, и неправильность любого положения в зависимости от обстоятельств) разрушал устои традиционного благочестия и построенного на нём воспитания. Относительность нравственных норм, проповедовавшихся софистами, вызвала возражения уже со стороны Сократа, который противопоставил практицизму софистической школы представление о самостоятельном значении добродетели, объективности нравственных норм.
К 4 в. до н. э. демократический полис и сама полисная система вступили в эпоху упадка. Однако именно в это время создавались философские школы – учениками Сократа Евклидом (в Мегаре), Федоном (в Элиде), Антисфеном и Платоном (в Афинах). Около 390 г. открыл риторскую школу Исократ, который ограничил компетенцию софистической «науки»: нравственности, добродетели нельзя научить, как учат искусству счёта или спора. Софисты младшего поколения уже не играли ведущей роли в развитии педагогической мысли Греции. Важнейшая роль в истории античной педагогики принадлежит критиковавшему софистов Платону, впервые прочно связавшему политическую и педагогическую деятельность и указавшему на онтологический смысл образования, и Аристотелю, продолжившему начатую софистами работу по развитию методов школьного образования.
Наряду с Афинской Академией и Ликеем в Афинах в конце 4 в. возникли философские школы Эпикура («Сад») и стоиков, что превратило Афины в центр воспитания, своеобразную «педагогическую провинцию» эллинистического мира, идеал которой вдохновлял мыслителей и педагогов Западной Европы эпохи Возрождения и Просвещения. В эпоху эллинизма шло развитие естественно-научных взглядов; создавались новые научные и культурные центры: в Александрии в начале 3 в. был организован Александрийский мусейон с Александрийской библиотекой, зверинцем и ботаническим садом. Другим научным центром был Пергам; крупные библиотеки существовали в Апамее, Антиохе, Сиракузах. Знаменитым центром риторики был о. Родос.
Появились научные разработки и учебные пособия по всем областям знания. До нас дошёл учебник александрийской традиции – грамматика Дионисия Фракийца. В начале 3 в. Евклид создал «Начала». Характер начального образования в эпоху эллинизма практически не изменился. В возрасте 7–14 лет мальчики посещали под руководством «педагога» школу кифариста, палестру, школу грамматиста, где изучали алфавит, учились писать слоги и затем переписывали связные тексты из Гомера или трагиков; учились читать (вслух) по выборкам из Гомера, иногда адаптированным, по басням Эзопа, а также назидательным антологиям из лириков; велось обучение счёту (четыре арифметических действия, дроби, денежные единицы, меры веса и длины). Применялись телесные наказания.
Круг занятий на более высокой ступени – в грамматической школе – уже определялся новым характером эллинистической образованности. Под руководством грамматика, обычно в помещении гимнасия, читали «авторов», прежде всего Гомера, Гесиода, позднее Аполлония Родосского; лириков Алкмана, Алкея, Сапфо и др. (по выбору учителя); трагиков – Эсхила, Софокла, Еврипида, а из комедиографов – Менандра. В меньшем объёме изучалась проза – Геродот, Ксенофонт и др. Из ораторов особое внимание уделялось Демосфену. Чтение и толкование «авторов» сопровождались упражнением в сочинительстве, причём были отработаны школьные жанры этих упражнений – прогимнасмы (предварительные упражнения). Обучение красноречию было специальной задачей риторской школы, традиции которой ещё в 4 в. до н. э. поддерживали Гимерий, Фемистий и Либаний. Языческие философские школы также сохранялись и после римского завоевания. При римском императоре Марке Аврелии они стали получать государственную поддержку, хотя в основном оставались частными и в таком виде просуществовали вплоть до 529 г. н. э., когда император Юстиниан запретил язычникам преподавание.
Мифология и религия
В основе периодизации древнегреческой культуры лежит принятая периодизация истории Древней Греции. Однако временны́е рамки последнего периода развития древнегреческой культуры (прежде всего философии и литературы) по причине типологической общности культурных традиций в эллинистическую (336–30 до н. э.) и последующую после завоевания Римом эпохи расширяются (до конца 5 в. н. э.).
Представление древних греков о своих богах менялось на протяжении тысячелетнего развития, постепенно складываясь в систему устойчивых преданий – мифов, и выражалось в религиозных обрядах (священных ритуалах, жертвоприношениях, молитвах и храмовых празднествах, мистериях). Политеистическая греческая религия восходит к глубинам тысячелетий, когда не возникло ещё разделения на мифологию и религию, вместе с мифологией она прошла периоды доклассический (или архаический) и классический. Однако в отличие от живого мифомышления, исчезнувшего в начале 1-го тыс. до н. э., религия существовала в своих основных формах, с некоторыми модификациями, до конца периода языческой Античности, хотя и не имела строгой системы культа, но скорее следовала традиции.
Греческие боги являют собой обобщённое представление древнего человека – члена родовой общины о жизненных процессах и явлениях, происходящих и бесконечно повторяющихся в окружающем его мире: образ богини земледелия Деметры обобщает всё разнообразие явлений, связанных с посевом зерна, прорастанием злаков, их возделыванием и собиранием; образ Гефеста – божественного кузнеца – воплощает в себе кузнечное мастерство земных людей с наивысшей степенью творчества; Артемида есть обобщённый образ охотничьего искусства; богиня Афина – сама мудрость, пронизывающая весь мир. Стремление древнего человека дать одно имя тысячам разнообразных процессов жизни, собрать их воедино, закрепить их в определённом слове свидетельствует о большой силе обобщающего мышления первобытного грека. Недаром «миф» по-гречески означает «слово», и боги, о которых повествует мифология, непременно являются тем или иным обобщением, поскольку с ними как с чем-то общим всегда соотносится определённая область действительности как совокупность бесконечного множества разнообразных явлений.
С развитием и становлением родового общества меняется мир греческих богов. В древнейшую, архаическую эпоху вся окружающая человека природа представляется как некое живое и одушевлённое физическое тело, которое направлено главным образом на функции питания, роста и размножения. А так как ближе всего первобытному сознанию земля, живая и одушевлённая, рождающая всё из себя, то мифология и религия этого периода называется хтонической (греч. χθών – земля). Земля – это всеобщая мать, источник всех живых существ, людей, демонов и богов; она глава рода, мать, кормилица и воспитательница, поэтому древнейшие боги, т. н. доолимпийские (Олимп – гора на севере Греции, где, по преданию, обитали боги), все рождены Землёй – Геей, которая породила из себя даже Небо – Уран. В этот период, уходящий в глубь тысячелетий, весь мир и вся природа одушевлены и, следовательно, наделены особой магической силой, которая пронизывает каждую вещь, каждый камень, каждое дерево, каждое существо, входящее в живое тело Матери-Земли. Т. к. одушевлённый сверхъестественной силой предмет именуется фетишем и фетиш этот мыслится как живой и имеющий душу (лат. anima – душа), то и религиозно-мифическое мышление этого времени называется фетишистско-анимистическим. Древнейшей божественной силой наделены, по представлениям древних, камни, растения, животные и сам человек. И эта всеобщая божественность и магия, разлитая по всему миру, позволяет одним явлениям переходить в другие, одному существу перевоплощаться в другое: поэтому у греков такое множество древних преданий об оборотнях и превращениях (метаморфозах) богов.
Древние боги почитались в виде камня (Зевс), полена (богиня Латона), двух соединённых перекладинами брёвен (братья Диоскуры). Божество являлось в виде птицы, мудрой совы или не менее мудрой змеи (Афина). Виноградная лоза и плющ были фетишами, носившими имя Диониса. Образ Зевса на Крите был неотделим от образа быка. Эпитет Геры «волоокая» указывает на её древнее отождествление с коровой (известен культ Геры-коровы в г. Аргос). Он, как и эпитет Афины «совоокая», – рудимент зооморфного прошлого богини. Артемида почиталась как медведица в Бравроне, а культ Аполлона Ликейского был связан с представлением о его волчьем обличье.
Древние боги и демоны, как правило, ужасны, страшны и лишены гармонии и порядка. Они так же чудовищны, как и мир, который повёрнут к первобытному человеку своей таинственной, загадочной и жуткой стороной. Гесиод в поэме «Теогония» подробно рассказывает о порождениях Земли и Неба – титанах, киклопах и сторуких; о рождении стоглавого Тифона и целого сонма чудовищ – Ехидны, собаки Орфа, Кербера, Лернейской гидры, Химеры, Сфинкса, Немейского льва; есть демоны, которые соединяют в себе человеческие и животные черты (миксантропические), т. к. человек ещё мыслит себя на одном уровне со всем животным миром: кентавры – человеко-кони; сирены – птицы-женщины; Ехидна – дева со змеиным хвостом; или такое женское существо, как сфинкс с туловищем льва (греч. σφίγς – душительница). Весь этот чудовищный (тератоморфный, греч. τέρας – чудовище) мир доводит до совершенства своё безобразие, и ужас его соединён с губительной красотой: «прекрасноликая» Ехидна завлекает в свою пещеру путников и губит их; девы-птицы Сирены очаровывают пением мореплавателей, но красота этого пения губительна, расплатой за восхищение им является смерть.
Архаические доолимпийские боги, в которых воплощены все стихии мира, губительны, мстительны и злы. Но с укреплением патриархальной общины (2-е тыс. до н. э.) наступает эпоха т. н. олимпийской классической религии и мифологии, когда сама жизнь человека преобразуется, укрепляется экономически и социально. Боги классического периода (его расцвет приходится на эпоху крито-микенской культуры) воплощают в себе силу и величие древних вождей и правителей – басилевсов. Герой, вождь и глава рода, его защитник и охранитель, берёт на себя функции устройства и упорядочения жизни. Упорядочение мира и утверждение закономерных основ жизни, осуждение хаоса и стихийности, установление мировой гармонии разума характерны для обитателей божественного мира.
Боги во главе с Зевсом очистили мир от ужасных чудовищ и титанов. Гесиод в самых возвышенных и патетических тонах рисует битву олимпийцев и титанов, детей и отцов («Теогония», 666–735); Зевс сокрушает своими молниями и громами стоглавого Тифона (там же, 820–880), боги-олимпийцы вместе с героем Гераклом побеждают гигантов («Гигантомахия» римского поэта 5 в. н. э. Клавдиана). Боги низвергают титанов в мрачный Тартар и делят между собой мир. Зевсу – верховному божеству – достаётся владычество над землёй и небом; его братьям Посейдону и Аиду – морские просторы и царство мёртвых в глубине земли. Боги, уничтожая чудовищ, сами обретают облик прекрасных, мощных антропоморфных существ.
Они становятся помощниками и защитниками людей. Более того, они вступают в брак со смертными женщинами и рождают героев (Геракл, Тесей, Персей, Беллерофонт), которые осуществляют замысел олимпийцев на земле, очищают её от чудовищ (например, Геракл совершил 12 подвигов и даже вступил в единоборство со смертью). Каждое божество получает твёрдо установленные функции, поддерживая мировой порядок и гармонию. В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» дана широкая картина мира богов и героев: Зевс – верховный владыка, «отец людей и богов»; Гера – его супруга, покровительница брака и семейных устоев; Деметра – богиня плодородия и организованного земледелия; Афина Паллада – богиня честной и справедливой войны (в противовес богу Аресу с его упоением кровью и битвами); Афродита – богиня красоты и любви и т. д. Некоторые боги, например Гефест, становятся благодетелями человеческого рода благодаря своему мастерству, Аполлон же – не только бог, стрелы которого несут смерть, но также целитель и врачеватель людей, прорицатель и охранитель социальных устоев жизни.
Мирные функции богов расширяются, и Афина оказывается не только воительницей, но также мудрой устроительницей человеческих отношений, покровительницей ремёсел наряду с Гефестом и даже помощницей Прометея. Высшим проявлением т. н. олимпийской классической мифологии является миф о рождении Афины из головы Зевса, чем доказывается главенствующая роль мужского начала и умаление древних материнских прав.
Греческие боги и демоны, качественно изменившись с развитием общества, становятся покровителями и устроителями городов-государств (полисов), обретая вместе с тем местные и общегреческие святилища, храмы и празднества. Славились оракулы Аполлона в Дельфах, Кларосе и Дидимах, святилища Зевса в Олимпии и Додоне, бога-врачевателя Асклепия в Эпидавре, Посейдона на мысе Сунии. Афине был посвящён Парфенон, а богине Нике (Победе) – храм на Акрополе.
Храмы имели свои священные участки, землю, хозяйства и знаменитые общегреческие святилища (например, Делос, Дельфы), владели богатой казной, которую иногда использовали, руководствуясь политическими интересами. Храм не считался непосредственным жилищем божества. Там обычно находилось его священное изображение, происходили жертвоприношения, обряды посвящения, очищения от скверны. В храме человек вступал в личное общение с божеством, и его молитва усиливалась присутствием и молитвой жреца, хотя твёрдо установленной касты жрецов не существовало и в родовом обществе эти функции мог выполнять глава рода или басилевс.
Важную роль обретало слово, обращённое к божеству, оно несло в себе особую энергию и, постоянно усложняясь и разрастаясь, превращалось в призывные, просительные или благодарственные гимны, в которых перечислялись функции божества, все его священные имена и воспроизводилась его священная история. Постепенно создавались целые сборники этих песнопений, имеющих сакральное значение (например, орфические гимны), а также часто литературных (т. н. гомеровские гимны) и философских (гимны неоплатоника 5 в. н. э. Прокла).
Таким образом, олимпийская религия и мифология, бывшая основой патриархальных отношений, стала в дальнейшем идеологической основой жизни греческого полиса.
В 6–5 вв. до н. э. развитие науки и философии в Греции подорвало наивную веру в богов и способствовало попыткам представить божество в его высшей, духовной, а не в телесной и материальной сущности, которой были свойственны все недостатки и пороки человека (философские воззрения Гераклита, Анаксагора, Платона). Философы-неоплатоники (3–5 вв. н. э.) создали стройную монотеистическую религиозную систему (вера в единого бога, чаще всего представляемого в виде Солнца), противопоставляя её христианству.
Мифология, утеряв значение веры, стала со времени классической Греции играть вспомогательную роль, воплощаясь в литературе и искусстве. Начиная с эпохи Возрождения греческая мифология оказала огромное влияние на развитие мировой литературы и искусства. Религия же в собственном смысле просуществовала до конца Античности (5 в. н. э.), постепенно теряя свою значимость и ограничиваясь областью примитивных языческих суеверий, которые уничтожались широко распространяющимся в Римской империи христианством.
Рекомендуемые статьи
Древняя Греция. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура