Японское «экономическое чудо»
Япо́нское «экономи́ческое чу́до», феномен высоких темпов экономического роста Японии во 2-й половине 1950-х – начале 1970-х гг. За период 1958–1973 гг. валовой национальный продукт (ВНП) Японии вырос в 6,5 раза, а объём промышленного производства – более чем в 10 раз. Среднегодовые темпы экономического роста Японии составляли в 1956–1960 гг. 9,8 %, в 1961–1965 гг. 9,6 %, а в 1966–1970 гг. 12,3 % и намного превышали этот показатель для США (соответственно 2,2; 4,7; 3,2 %), Великобритании (2,6; 3,4; 2,3 %), Франции (4,8; 5,1; 5,4 %) и ФРГ (6,4; 4,8; 4,6 %). Результатом бурного экономического развития стал выход страны в 1968 г. на 2-е место в капиталистическом мире (после США) по уровню ВНП и объёму промышленного производства (Белов. 2017. С. 77; Бок Зи Коу. 2002. С. 127; История Японии. 2018. С. 499; Танака. 2022. С. 316; 11).
Предпосылки японского «экономического чуда»
«Экономическое чудо» стало возможным благодаря широкому использованию методов регулирования, называемых в современной литературе административным руководством (История Японии. 2018. С. 500, 501). Со времени революции Мэйдзи (1868–1889) экономическое развитие Японии было подчинено национальным задачам и целям, которые формулировало государство. Японский бизнес был тесно связан с государством и следовал его рекомендациям.
Эта тенденция сохранялась и после Второй мировой войны 1939–1945 гг. Несмотря на то что на экономические реформы в послевоенной Японии сильное влияние оказала англо-американская экономическая модель, объём и структура производства, распределение капиталовложений по отраслям определялись не столько рынком, сколько правительством. Оно определяло приоритетные отрасли промышленности, помогало в их развитии, предоставляя корпоративному сектору крупные заказы, участвуя в финансировании и обеспечивая защиту национальных производителей от иностранной конкуренции. Через Банк развития, Экспортно-импортный банк и другие государственные финансовые институты осуществлялось инвестирование в приоритетные секторы экономики за счёт средств бюджета, страховых накоплений, пенсионных фондов и частных сбережений. При этом широко использовалось налоговое стимулирование и административно-правовое регулирование экономических отношений.
Важнейшей предпосылкой японского «экономического чуда» были успешные социально-экономические реформы, проводившиеся американской оккупационной администрацией во главе с Главнокомандующим союзными оккупационными войсками (SCAP) Д. Макартуром и правительством Японии в 1945–1955 гг. Демонополизация и демилитаризация экономики, аграрная реформа (1946–1950), реформы в рамках «линии Доджа – Шоупа» (1949–1950), низкие военные расходы, высокая норма накопления, наличие рабочей силы с высоким уровнем образования, изменения в трудовом законодательстве, относительно стабильная политическая ситуация (у власти находилась одна Либерально-демократическая партия) создали условия для ускоренного экономического развития Японии. В годы войн в Корее 1950–1953 гг. и во Вьетнаме 1960–1975 гг. Япония получала большие доходы от выполнения американских военных заказов. Противостояние СССР и США создавало благоприятную международную обстановку для расширения экономической, политической и военной помощи Японии со стороны Соединённых Штатов.
Немалый вклад во впечатляющие успехи японской экономики в послевоенный период внесли Мацусита Коносукэ (1894–1989) – основатель фирмы Matsushita Denki (производство бытовой техники и электронных товаров под торговыми марками Panasonic, Technics, National), Морита Акио (1921–1999) – создатель компании Tokyo Tsushin Kogyo, с 1958 г. Sony Group Corporation (производство транзисторных радиоприёмников, магнитофонов и другой домашней и профессиональной электроники), Окита Сабуро – главный разработчик знаменитого плана удвоения национального дохода Японии за 10 лет, Тоёда Киитиро (1894–1952) – основатель автомобильной компании Toyota Motor Corporation, Хонда Соитиро (1906–1991) – создатель компании Honda Motor Corporation (производство автомобилей, мотоциклов и силового оборудования) и другие талантливые предприниматели, менеджеры, инженеры и экономисты. Экономическому успеху способствовали такие национальные особенности японцев, как уважение к государству, трудолюбие, законопослушность, склонность к сбережению, высокоразвитая способность к коллективному взаимодействию, стремление совершенствовать свои навыки, улучшать технологию производства и процессы управления (концепция «кайдзен»), готовность работников, связанных с фирмой системой пожизненного найма, передавать свой производственный опыт другим.
Период рекордного роста японской экономики
Промышленное производство в Японии достигло довоенного уровня в 1955 г. (Мозебах. 2018. С. 41; Молодяков. 2007. С. 297; Белов. 2017. С. 77). Большую роль в восстановлении японской промышленности сыграли инвестиции из созданного в 1949 г. «Эквивалентного фонда», преобразованного в 1952 г. в «Специальный счёт для промышленных инвестиций». Средства от продажи американских товаров, поступавшие в этот фонд, консолидировались с капиталами банков и использовались для кредитования долгосрочных проектов. Во 2-й половине 1950-х – начале 1970-х гг. сокращалась доля добывающей промышленности в общем объёме промышленного производства (главным образом за счёт снижения угледобычи) и создавались новые производства в машиностроении и других отраслях обрабатывающей промышленности, продукция которых отличалась высокой долей добавленной стоимости. Большие масштабы приобрела скупка японскими компаниями патентов, ноу-хау, новых технологий. Важное значение придавалось обновлению производственной базы. Это позволило японским фирмам к середине 1950-х гг. выйти на мировой рынок с высококонкурентной продукцией.
К этому периоду относится начало формирования кэйрэцу – горизонтально или вертикально интегрированных финансово-промышленных групп, в которых операционно независимые компании владеют небольшой долей акций других компаний-участников и связаны партнёрскими и координационными отношениями. К 1951 г. консолидировалась группа Sumitomo, к 1954 г. – Mitsubishi, к 1961 г. – Mitsui. Обладая серьёзными конкурентными преимуществами (независимость от внешнего финансирования, мобилизация финансовых ресурсов посредством мощного банка, входящего в группу, диверсифицированность структуры, возможность широкого развития субподрядных отношений с распределением риска между подрядчиками и заказчиками и др.), кэйрэцу стали господствующей формой предпринимательских объединений в Японии и важным фактором обеспечения устойчивости японского бизнеса в период «экономического чуда» и в последующие десятилетия.
Довоенный уровень сельскохозяйственного производства в Японии был достигнут в начале 1950-х гг. (Мозебах. 2018. С. 40; Белов. 2017. С. 77). Этому способствовала успешная аграрная реформа, следствием которой стал рост товарности сельского хозяйства и спроса на сельскохозяйственную технику, семена, удобрения, племенной скот. С 1955 г. наблюдался постоянный рост продукции сельского хозяйства благодаря внедрению высокоурожайных сортов культур, использованию новых технологий и увеличению производства малогабаритной техники (Мозебах. 2018. С. 40). В 1961 г. был принят Основной сельскохозяйственный закон, который гарантировал поддержку национального аграрного сектора со стороны государства. Она обеспечивалась установлением высоких импортных пошлин на продовольствие иностранных производителей и закупками у национальных аграриев некоторых видов продукции по фиксированным ценам. Несмотря на усиление оттока сельского населения в города во 2-й половине 1950-х гг., состояние японского сельского хозяйства было сравнительно благополучным благодаря росту урожайности и позволяло сосредоточить усилия на развитии промышленности, транспорта и других секторов экономики.
В декабре 1960 г. премьер-министр Японии Икэда Хаято, считающийся главным архитектором японского «экономического чуда», представил «План удвоения доходов», задачей которого было преодоление отставания Японии от ведущих западных стран. Среднегодовой темп роста японской экономики в 1961–1970 гг. должен был составить 7,2 % (фактически 10 %) (Мозебах. 2018. С. 43). Для достижения этой цели предполагалось использовать увеличение инвестиций в целевые отрасли экономики, налоговые льготы для промышленных предприятий, а также меры по стимулированию экспорта. План был успешно выполнен, и Япония стала одной из ведущих промышленно развитых держав мира и классическим примером догоняющего развития на основе экспортно ориентированной модели экономики. С именем Икэды связано учреждение в 1961 г. Фонда экономического сотрудничества с зарубежными странами, который сыграл важную роль в экспансии японского капитала в страны Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока и Африки.
В конце 1960-х гг. началось активное государственное прямое субсидирование и налоговое стимулирование расходов частного сектора на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Увеличению производства высокотехнологичной наукоёмкой продукции (микросхем, мощных компьютеров и др.) способствовало создание смешанных частно-государственных консорциумов исследовательского и производственного профиля. Вплоть до 1964 г. государство контролировало внешнеторговые операции. Особенно внимательно правительство следило за структурой импорта и инвестиций из-за рубежа. Государство допускало исключения из антимонопольного законодательства и разрешало формирование экспортных и внутренних картелей (соглашения о разделе рынков и ценах), если в этом усматривалась экономическая целесообразность. В то же время, хотя стимулирование конкуренции не входило в приоритеты японского правительства, оно допускало весьма жёсткую конкуренцию на некоторых рынках (мотоциклы, автомобили, электроника) (Ellington L. Learning from the Japanese Economy). Таким образом, в Японии в период «экономического чуда» обнаруживаются все основные элементы восточноазиатской модели (активная роль государства, ориентация на экспорт, высокая норма накопления) (Белов. 2017. С. 79; История Японии. 2018. С. 500).
В 1960–1970-х гг. развивались такие материалоёмкие отрасли, как металлургия, нефтепереработка и нефтехимия, использовавшие дешёвое импортное сырьё. Значительный мультипликационный эффект давало строительство автомагистралей, объектов городской инфраструктуры, стадионов, железных дорог, тоннелей, портовых сооружений, судов. Фактором роста национальной экономики было проведение в Японии крупных международных мероприятий: летней Олимпиады в Токио (1964), выставки Expo '70 в Осаке и др. В 1964 г. была открыта первая линия высокоскоростной сети железных дорог «Синкансэн», которая уже через три года стала рентабельной. Большое внимание уделялось развитию приборостроения, радиоэлектроники, атомной промышленности, производству пластмасс и химических волокон. Японские товары, отличавшиеся высоким качеством и более дешёвые, чем товары конкурентов, быстро завоёвывали мировой рынок. В 1965 г. начался т. н. бум Идзанаги (по имени божества из японской мифологии) (1965–1970), во время которого среднегодовой реальный рост экономики составлял 11,5 %. В конце 1960-х гг. Япония имела положительное сальдо торгового баланса и смогла начать экспорт капитала (Мозебах. 2018. С. 41). В основном он вкладывался в страны Азиатского региона. В то же время национальные производители, работавшие в новых отраслях, получали льготные кредиты и были защищены высокими ввозными пошлинами. Высокие темпы экономического роста и массовое производство товаров на экспорт обеспечили возможность быстрого роста уровня жизни городского и сельского населения Японии.
В 1970 г. Япония занимала 2-е место в мире по расходам на науку и 1-е место по заявкам на патенты (Мозебах. 2018. С. 42). В 1971 г. правительство представило доклад с обоснованием необходимости перехода от энергоёмкой промышленности к наукоёмкой. В стране успешно развивалось точное машиностроение, приносившее японским фирмам большую прибыль: производились автоматические станки с программным управлением, ЭВМ, оптические приборы, роботы-манипуляторы, отличавшиеся высоким уровнем качества.
Ускоренный экономический рост в этот период сопровождался ухудшением состояния окружающей среды. Другой проблемой было нарастание различий в региональном развитии, особенно заметных между районами побережья Тихого океана, где было много промышленных предприятий, работавших на экспорт, и депрессивными зонами на побережье Японского моря, а также сельскими районами. В 1972 г. премьер-министр Японии Танака Какуэй выдвинул «План развития японского архипелага», предусматривавший масштабное строительство объектов транспортно-коммуникационной, торгово-распределительной и социальной инфраструктуры в отсталых периферийных районах Японии (острова Хоккайдо, Кюсю, побережье о. Хонсю, о. Сикоку). Хотя не все цели этого плана были достигнуты, территориальные различия в распределении экономического потенциала уменьшились, а качество жизни в труднодоступных и отдалённых районах страны стало значительно выше.
В период выполнения плана Танаки весомым фактором политической жизни Японии стал феномен «перераспределительной политики». Через налогово-финансовую сферу государство направляло часть сверхприбылей экспортных компаний на строительство инфраструктурных объектов. Бизнес, получая от государства значительные бюджетные средства, в ответ предоставлял чиновникам солидные пожертвования. Получили распространение т. н. железные треугольники, олицетворявшие собой «сращивание» бизнеса, высших чиновников и политиков, основой которого были взаимные интересы, связанные с распределением бюджетных средств. Очень скоро в японской прессе стали появляться материалы с разоблачением финансовых злоупотреблений представителей высших сфер власти (в том числе самого Танаки) и предпринимательских кругов.
Япония после «экономического чуда»
Японское «экономическое чудо» закончилось с началом мирового энергетического кризиса 1973–1975 гг. (Кузнецов. 1988. С. 326, 327; Мозебах. 2018. С. 37). В начале 1970-х гг. Япония была лидером по потреблению нефти, 80 % которой покупалось в арабских странах, однако в войне с коалицией арабских государств в октябре 1973 г. поддержала Израиль и была причислена ими к числу «недружественных стран». Первый (1973) и второй (1979) «нефтяные шоки», выражавшиеся в многократном росте цен на нефть, стали стимулом для перевода энергетики и промышленного производства Японии с нефти на другие носители (уголь, природный газ), развития ядерной энергетики, разработки и реализации национальных программ повышения экономической устойчивости. Негативное влияние на японскую экономику оказал и «шок Никсона» (1971) – односторонняя отмена США прямой международной конвертируемости доллара в золото и повышение импортных пошлин (назван по имени президента США Р. Никсона). В 1973 г. Япония отказалась от фиксированного курса иены и была вынуждена её ревальвировать. В середине 1970-х гг. стал очевидным структурный дисбаланс японской экономики, поскольку в стране не было значительных энергетических ресурсов для металлургии и химической промышленности. Обострялись проблемы, связанные со старением населения Японии, ростом стоимости японской рабочей силы, ухудшением состояния окружающей среды, отставанием в развитии производственной и социальной инфраструктуры.
В начале 1980-х гг. кризис государственных финансов (значительный рост государственного долга), неэффективность государственного сектора экономики, рост расходов на чиновничий аппарат и чрезмерное вмешательство государства в дела частных компаний, сковывавшее их инициативу, заставили правительство пойти на проведение административно-финансовой реформы, инициатором и вдохновителем которой был Накасонэ Ясухиро, возглавлявший в 1982–1987 гг. правительство Японии. В основе реформы лежали идеи в духе неоконсервативной волны, наиболее отчётливо проявившейся в тот период в экономической политике Р. Рейгана в США и М. Тэтчер в Великобритании, а одним из компонентов была приватизация государственного сектора (в том числе железных дорог, телеграфно-телефонной корпорации, табачной и соляной монополии).
В современных публикациях представлена и другая точка зрения, согласно которой конец японского «экономического чуда» относится к середине 1980-х гг. В сентябре 1985 г. в Нью-Йорке «Большой семёркой» промышленно развитых стран было подписано соглашение «Плаза» (Plaza Accord), ориентированное на снижение котировок переоценённого доллара. Одной из целей этого соглашения было уменьшение внешнеторгового профицита Японии, результатом чего стала ревальвация иены (её курс по отношению к доллару вырос с 250 в 1984 до 125 в 1987) и потери для экспортных компаний, которые последние были вынуждены возмещать за счёт финансовых спекуляций. Вскоре были подписаны соглашение Бейкера – Миядзавы (декабрь 1986) и Луврское соглашение (февраль 1987), по которым Япония путём перестройки своей валютной и налоговой политики должна была обеспечить повышение внутреннего спроса и снизить положительное сальдо внешнеторгового баланса. Ревальвация иены, частичная либерализация внешней торговли и сферы финансов, а также снижение процентных ставок привели к потере конкурентных преимуществ Японии в мировой торговле и снижению темпов роста её экономики с 8 до 2 % (Ашмаров. 2018. С. 127, 128; Белов. 2017. С. 81, 82; Энгдаль. 2010).
Однако реализация названных соглашений не позволила существенно продвинуться в решении проблемы дисбаланса во внешнеторговых отношениях США и Японии. С одной стороны, снижения выручки японских компаний от продажи товаров на американском рынке не произошло, т. к. американские потребители продолжали покупать высококачественные японские автомобили и телевизоры, несмотря на увеличение их стоимости. С другой стороны, надежды на то, что японцы благодаря низким ставкам по кредитам (в 1985–1987 процентная ставка Банка Японии составляла около 2,5 %) будут покупать больше американских товаров, не оправдались. Вместо этого дешёвые деньги стали использоваться в доходных операциях на растущем токийском фондовом рынке, на котором скоро образовался финансовый «пузырь». Возникла ситуация, когда недвижимость Токио в долларах США стоила больше, чем вся недвижимость Соединённых Штатов, а номинальная стоимость акций, зарегистрированных на Токийской фондовой бирже, составляла 42 % от стоимости всех акций в мире (Энгдаль. 2010). Попытки японских властей плавно скорректировать финансовый рынок оказались безуспешными, и падение токийского рынка акций приняло характер панической распродажи.
Экономический бум 1986–1990 гг. сменился продолжительной депрессией 1991–1994 гг. В этот период принимались различные меры по охлаждению экономики, включая повышение процентных ставок, запрет использования средств банков в спекулятивных сделках, увеличение государственных расходов. В 1995–2009 гг. экономическое развитие Японии было неустойчивым: периоды краткосрочных подъёмов чередовались со спадами, темпы экономического роста были низкими, а в 2008–2009 гг. наступил мировой экономический кризис.
Высокий курс иены был дестимулирующим фактором для инвестиций в производственный сектор Японии. Поэтому значительные средства японские компании в 1985–1990 гг. инвестировали за рубежом. Наиболее агрессивно они вели себя на иностранных рынках недвижимости, особенно в США. В то же время ими было открыто за рубежом большое количество высокотехнологичных производств.
Озабоченность политического руководства Японии вызывало ухудшение демографической ситуации. В 1974 г. коэффициент рождаемости оказался меньше 2,1 – уровня, необходимого для простого воспроизводства, в 1989 г. он упал до 1,57. Реакцией на эту серьёзную ситуацию стало принятие в 1991 г. законодательства о введении оплачиваемых отпусков по родам и уходу за ребёнком (История Японии. 2018. С. 516).
Обострение проблем японской экономики в конце 1980-х – начале 1990-х гг. происходило на фоне падения интереса Соединённых Штатов к Японии как стратегическому партнёру в их геополитическом противостоянии с Советским Союзом и Китаем в период «холодной войны». Между США и Японией шли торговые войны (в 1960-х гг. – «текстильная», в 1970-х гг. – «автомобильная»). По принятому в США Сводному закону о внешней торговле и конкурентоспособности (1988) Япония была отнесена к странам с «враждебными» торговыми практиками. США перестали мириться с тем, что в Японии в период «экономического чуда» далеко не все элементы экономической политики соответствовали американской модели капитализма. В конце 1980-х гг., когда активизировались деструктивные процессы в СССР и социалистических странах Восточной Европы, США могли себе позволить проводить в отношении Японии более жёсткую экономическую политику. Япония, которую сторонники модели Акамацу Канамэ (1896–1974) («парадигмы летящих гусей» – экспортно ориентированного развития азиатских стран с Японией во главе) продолжали рассматривать как ведущую державу технологического развития в Юго-Восточной Азии, к этому времени всё больше утрачивала роль «вожака стаи». В 2010 г. место 2-й экономики мира она уступила Китаю (Ашмаров. 2018. С. 129; Япония потеряла статус второй экономики мира. 2011). В 2011 г. обнаружился дефицит внешнеторгового баланса Японии (История Японии. 2018. С. 525).
Японское «экономическое чудо» в историографии
Феномен японского «экономического чуда», который в целом достаточно хорошо изучен, продолжает привлекать внимание исследователей. Современных аналитиков интересуют прежде всего те позитивные экономические практики, которые позволили стране с разрушенной экономикой в исторически короткие сроки стать одним из лидеров в области промышленного и научно-технического развития, инновационного потенциала, уровня и качества жизни. Авторы академических исследований анализируют уникальные аспекты японского менеджмента, японской бюрократии и японского менталитета. По-прежнему актуальным остаётся вопрос, как японцам, осуществившим модернизацию своей страны в условиях американской оккупации и при использовании многих элементов англосаксонской модели развития, удалось сохранить национальную самобытность.
В то же время в современных публикациях затрагиваются и новые аспекты данной проблемы. Так, важнейшими характеристиками японского «экономического чуда» называются не только высокие темпы экономического роста, масштабность технических, технологических и организационных изменений в экономике, но и быстрота перестроек структуры японской экономики, позволившая стране приблизиться к стадии постиндустриального общества. Обращается внимание и на уникальный японский феномен «справедливого роста» (shared growth): в периоды наиболее быстрого роста неравенство в распределении доходов в стране снижалось. Это противоречит гипотезе С. Кузнеца, согласно которой на начальных стадиях экономического роста неравенство доходов в обществе растёт и только потом, по мере роста благосостояния и активизации социальной политики, начинает снижаться. Это явление отображается графически в виде перевёрнутой U-образной кривой (Белов. 2017. С. 78). Дальнейшее изучение японского «экономического чуда» позволит получить более обоснованный ответ на вопрос о предпосылках и условиях, необходимых для ускорения экономического роста.