Импорт
И́мпорт (англ. import, от лат. importo – вносить, ввозить), ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на таможенную территорию страны из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Импорт противоположен по направлению экспорту – вывозу продукции за рубеж.
Общая информация
Импорт включает товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, иные объекты, ввозимые из-за границы на таможенную территорию государства или страны без обязательств их обратного вывоза; кроме того, в отражаемый статистикой объём импорта страны формально входит стоимость товаров для реэкспорта, когда ранее импортированные товары вывозятся за рубеж без переработки внутри страны.
Импорт товаров
В структуре товарного импорта обычно выделяют ввоз промышленного сырья и полуфабрикатов, продовольствия и сельскохозяйственного сырья, машин и оборудования, комплектующих, потребительских товаров и др. Как правило, страны импортируют те виды сырья, которые отсутствуют либо добыча которых невыгодна по сравнению со стоимостью импорта. Импорт полуфабрикатов также отчасти связан с природными условиями и наличием запасов соответствующего минерального или иного сырья, но зависит также от уровня развития собственной перерабатывающей промышленности, её конкурентоспособности. Импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья охватывает, как правило, те их виды, которые невозможно произвести в стране в силу её природных и климатических условий. Ввоз машин, оборудования, комплектующих, потребительских товаров, включая медикаменты, связан с тем, что национальная промышленность не производит данные виды продукции в достаточном количестве, в требуемом ассортименте и качестве.
С точки зрения национального производства импорт сырья оказывает стимулирующее влияние на развитие обрабатывающей промышленности, либо предоставляя отсутствующие в стране природные ресурсы, либо удешевляя существующие, но разрабатываемые с высокими издержками или реализуемые по монопольным ценам. Импорт готовой продукции, наоборот, может оказывать стимулирующее воздействие на собственное производство, создавая ему конкуренцию на внутреннем рынке.
Стоимостной объём мирового импорта товаров рос до 2018 г. включительно, когда он достиг максимума в 19,7 трлн долл. США. Однако в 2019–2020 гг. в связи с пандемией COVID-19 произошло его сокращение. В 2021 г. мировой импорт достиг 21,9 трлн долл. США (рис. 1).
Импорт услуг
В последнее десятилетие наблюдается постепенный рост глобального импорта услуг, за исключением 2020 г., когда в результате карантинных мероприятий и ограничений международного транспортного сообщения он снизился сразу на 20 % (рис. 2).
В структуре мирового импорта услуг, как и в составе российского импорта услуг, преобладают прочие деловые услуги, транспортные услуги и поездки. Однако, в отличие от глобальной структуры импорта услуг, в российском импорте услуг велика доля импорта услуг для государственных нужд, а общая доля IT-услуг, финансовых и страховых услуг ниже, чем в структуре импорта услуг всех стран