Менеджмент
Ме́неджмент (англ. management, от manage – руководить, управлять), деятельность, связанная с воздействием на социально-экономические и технические системы для перевода их из данного состояния в заданное; в узком смысле менеджмент – тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которого характерны гибкость (адаптация) и рациональное использование ресурсов, достигаемые применением особых принципов, функций и методов. Наука о менеджменте сформировалась в конце 19 в. Этому предшествовал важный период обобщения соответствующих эмпирических и теоретических знаний. Так, А. Смит дал анализ разделения труда, характеристику обязанностей государства, а Р. Оуэн высказал идеи о гуманизации управления производством, признании необходимости обучения работников и улучшения условий труда.
Сформировались различные школы менеджмента. Школа научного управления, в лице прежде всего Ф. Тейлора, разработала методологические основы нормирования труда и стандартизации рабочих операций, подходы к подбору, расстановке и стимулированию труда рабочих. В рамках административной школы А. Файоль разделил весь процесс управления на основные функции и выделил принципы управления (разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация менеджеров одного уровня; стабильность персонала; инициатива). Представитель школы человеческих отношений Э. Мэйо предложил сконцентрировать основное внимание на работнике и его взаимоотношениях в группе; дальнейшее развитие этой школы в 1940–1960-х гг. было осуществлено учёными-бихевиористами, разработавшими собственную теорию мотивации.
Количественная школа рассматривает менеджмент как логический процесс, опирающийся на инженерные науки, математику и статистику, и предполагает использование моделей, методов и критериев оценки при принятии управленческих решений. В рамках ситуационного подхода формы, методы и стили менеджмента должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации. Процессный подход рассматривает менеджмент как выполнение задач, взаимосвязанных через коммуникацию и принятие решений.
Важнейшие принципы современного менеджмента: научная обоснованность; системность и комплексность; оптимальное сочетание централизации и децентрализации; целевая направленность развития; баланс единоначалия и коллегиальности. К основным функциям менеджмента относятся: прогнозирование, целеполагание, планирование, организация и координация деятельности, мотивирование персонала, контроль, учёт и анализ. Основные методы управления: общенаучные (системный и комплексный подходы, моделирование, экспериментирование, методы социологических исследований) и конкретные (методы управления функциональными подсистемами организации, выполнения функций управления, принятия управленческих решений). Выделяются также организационно-административные (прямые директивные указания), экономические (соответствующие рычаги) и социально-психологические (воздействие на личностные отношения и связи) методы управления.
Ключевая фигура менеджмента – менеджер (англ. manager – управляющий), руководитель, наделённый полномочиями в принятии решений по взаимодействию подчинённых ему работников организации. Основные функции менеджера: планирование, организация, распорядительство, координация, мотивация, контроль и коррекция действий нижестоящих работников.
Проектирование организации – это поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных. Оно соответствует её стратегии, определяет норму управляемости (максимально возможное количество подчинённых у одного руководителя), минимальное количество уровней иерархии, степень централизации (концентрации прав и полномочий на верхнем уровне руководства) и децентрализации (делегирования ответственности и прав на нижние уровни управления). Структура управления организацией – упорядоченная совокупность функциональных блоков и уровней управления, взаимосвязанных между собой и обеспечивающих развитие организации. Внутриорганизационные связи могут быть горизонтальными (одноуровневые) и вертикальными (между несколькими уровнями управления). Организационные структуры подразделяются на механистические (жёсткие, бюрократические) и органические (адаптивные), меняющиеся в зависимости от ситуации.
Самой распространённой по продолжительности использования является линейно-функциональная структура, построенная в соответствии с видами работ, выполняемых отдельными подразделениями. Её модификация – дивизиональная структура – стала распространяться в 1960–1970-х гг. в условиях увеличения размеров организаций и диверсификации их деятельности. Здесь ключевыми фигурами становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Такой подход ускоряет реакцию организации на изменения внешней среды. Обладающие большой гибкостью проектные структуры формируются при модернизации производства и освоении новых изделий. На время проекта формируется команда специалистов под руководством менеджера, ответственного за его выполнение. По завершении проекта структура распадается, работники возвращаются на свои прежние должности. Матричная структура представляет собой организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей – непосредственному руководителю функциональной службы и руководителю проекта. Руководитель проекта взаимодействует с постоянными членами проектной группы и работниками функциональных отделов, подчиняющимися ему временно и по ограниченному кругу вопросов.
К менеджерам, получившим мировую известность, можно отнести Г. Форда (основатель массового производства недорогих автомобилей в США с использованием конвейерной сборки), Ли Якокку (1924–2019; президент корпорации Ford и компании Chrysler, в 1960-х гг. сыграл огромную роль в выводе из кризиса автомобильной промышленности США), братьев и сестру Бенеттон [Лучано (род. 1935), Жилберто (1941–2018), Джулиана (род. 1937) и Карло (1943–2018) Бенеттон, создатели империи по производству одежды и спортивных товаров Benetton], Б. Эпстайна (1934–1967, менеджер группы The Beatles, основатель новых форм шоу-бизнеса).