Демонополизация
Демонополиза́ция, процесс реструктуризации отдельных отраслевых рынков и экономики страны в целом с целью формирования конкурентной среды; механизм антимонопольного регулирования экономики.
Демонополизация является частью антимонопольного регулирования, родоначальником которого считаются США: первый антимонопольный закон (закон Шермана) был принят в 1890 г. В США решения о ликвидации монополий принимались для пресечения хищнического по отношению к конкурентам поведения крупных американских компаний. Например, в 1911–1912 гг. они привели ко временному роспуску нефтяной компании Standard Oil, табачной American Tobacco и пороховой DuPont. Первые две компании имели рыночную долю по 90 %. Именно действие антимонопольных органов способствовало тому, что другие крупные компании, учитывая опыт этих трёх, в последующем отказались от наиболее грубых способов вытеснения своих конкурентов.
На протяжении послевоенного периода под влиянием процессов глобализации и необходимости усиления своей национальной конкурентоспособности Япония и западноевропейские страны стимулировали кооперацию национальных предприятий, формирование и укрепление национального сектора крупного бизнеса при одновременном проведении политики поддержки малого и среднего бизнеса. Начиная с 1980-х гг. в странах Западной Европы осуществлялась структурная перестройка крупного капитала. Произошли слияния и поглощения компаний.
Один из главных инструментов демонополизации на этапе перехода от плановой к рыночной экономике – приватизация государственных предприятий. В то же время формальное изменение форм собственности автоматически не влечёт реального изменения отношений собственности. Демонополизация сама по себе не создаёт эффективный конкурентный рынок и конкурентный механизм. Хозяйская мотивация, предпринимательская инициатива, экономические интересы не возникают одновременно с изменением формы собственности. Необходимо учитывать и объективный характер процесса монополизации экономики как основанного на развитии кооперации и имеющего свои позитивные и негативные черты.
Демонополизация отраслевых рынков базируется на разделении существующих видов деятельности на естественно-монопольные, временно-монопольные и конкурентные.
Временно-монопольные и конкурентные виды деятельности должны быть открыты для конкуренции – с целью повышения качества продукции, ответственности и эффективности функционирования хозяйствующих субъектов. При этом даже в этих секторах государственное регулирование, в связи с необходимостью гарантировать равные условия всем хозяйствующим субъектам и обеспечить соблюдение принципов социального равенства, не может быть полностью заменено рыночными механизмами регулирования.
Суть современного антимонопольного законодательства США, конкурентной политики Европейского союза, стран Азии, Латинской Америки, Восточной Европы заключается в предупреждении и пресечении антиконкурентных (ограничительных) соглашений, устранении злоупотреблений доминирующим положением на рынке, контроле экономической концентрации. В России действует Федеральный закон «О защите конкуренции» (2006).