Приватизация
Приватиза́ция (от лат. privatus – частный), отчуждение в пользу частных субъектов экономики (безвозмездно или за плату) государственного или другого общественного имущества. Современное содержание термина «приватизация» как процесса, связанного с сокращением госсектора и макроэкономической политикой в странах со смешанной экономикой, а затем – с передачей в частную собственность государственных и муниципальных предприятий в странах с демонтируемой плановой экономикой сложилось в 1980–1990-е гг. Однако современная приватизация как глобальный процесс, охвативший свыше 100 государств, – лишь одна из исторических форм приватизации.
Исторический экскурс
Ещё в Древнем Риме на основе приватизации общественных земель (ager publicus) сенаторской знатью сформировались рабовладельческие латифундии.
Приватизация в форме секуляризации проходила в период Реформации в Европе.
Хозяйственное освоение территории США сопровождалось приватизацией земельных участков под хозяйства фермеров, достигшей кульминации после Гомстед-акта; миллионы акров земли были получены железнодорожными компаниями вокруг сооружаемых ими линий. В Японии правительство Мэйдзи создавало государственные «образцовые» предприятия с их последующей приватизацией.
Развёртывание приватизации в конце 20 в. поддерживалось идеологией неолиберализма, приняв особо значительные масштабы в постсоциалистических государствах. Ранее всего постсоциалистическая приватизация началась в Венгрии, но наиболее радикально была проведена в Польше, Чехии и России в соединении с курсом шоковой терапии.
Приватизация в РФ
Вследствие отступления государства с «командных высот» экономики к концу 12-й пятилетки в СССР развернулась «спонтанная», или «номенклатурная», приватизация, связанная с преобразованием руководящих полномочий директоров государственных предприятий в правомочия собственников. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» официально ввёл на территории России понятие «приватизации»; для ускорения процесса законом от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» был учреждён Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество). После распада СССР правительство Б. Н. Ельцина – Е. Т. Гайдара инспирировало массовую приватизацию в России, которой с ноября 1991 г. по ноябрь 1994 г. в качестве председателя в ранге министра Государственного комитета РСФСР (РФ с 26.12.1991) по управлению государственным имуществом руководил А. Б. Чубайс. Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 г. определены указами Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» и от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли». Правительственная риторика провозглашала целью приватизации создание значительного слоя «эффективных собственников»; на деле цель была иной – коренное изменение социально-экономической системы («смена строя») и создание конкурентной среды. Первый этап приватизации (1992–1994) включал распродажу мелких предприятий (с числом занятых до 200 человек) через аукционы (малая приватизация), акционирование средних и крупных государственных предприятий и раздачу всему населению ваучеров с правом последующего их обмена на акции приватизируемых предприятий. В основу ваучерной, или большой, приватизации было положено формально уравнительное распределение среди всех российских граждан активов государственных предприятий (согласно денежной оценке, исходя из балансовых данных 1984): каждому за 25 руб. был выдан, начиная с 1 августа 1992 г., безымянный приватизационный чек на 10 тыс. руб. Примерно 40 млн граждан обменяли ваучеры на акции своих предприятий; большинство населения, не зная, как поступить с ваучерами, просто продавало их (стоимость колебалась по рыночной цене в пределах от 4 тыс. до 29 тыс. руб.); 25 млн человек вложили ваучеры в создававшиеся начиная с октября 1992 г. акционерные чековые инвестиционные фонды, число которых к середине 1994 г. достигло 662. Всего в России в 1992 г. были приватизированы свыше 46,8 тыс. предприятий; в 1993 г. – около 42 тыс.; в 1994 г. – 24 тыс.; в 1995–1996 гг. – 14 тыс.; доля частного сектора достигла 65–67% в сферах бытового обслуживания и розничной торговли; 55–60% в сферах оптовой торговли, общепита, пищевой и лёгкой промышленности, промышленности стройматериалов. Приватизация происходила в крайне неблагоприятной для обеспечения правовой базы политической и экономической обстановке и сопровождалась всплеском преступности (включая финансовые пирамиды).
Кульминацией следующего этапа приватизации, развернувшегося в преддверии президентских выборов 1996 г., стали проведённые в ноябре – декабре 1995 г. залоговые аукционы – сделки Министерства финансов Российской Федерации с возникшими в 1-й половине 1990-х гг. крупнейшими коммерческими банками, которым Правительство Российской Федерации в обмен на кредиты передавало во временную собственность пакеты акций государственных предприятий, в случае невозврата кредитов переходившие (и в итоге перешедшие) в собственность банков. Благодаря залоговым аукционам верхушка российского банковского бизнеса приобрела крупнейшие предприятия в нефтегазовом комплексе, чёрной и цветной металлургии и три крупнейших пароходства. В итоге сформировались крупнокорпоративные (олигархические) структуры, породившие первых российских долларовых миллиардеров.
Приватизация 1990-х гг. не соответствовала представлениям большинства населения России о справедливости, что обусловило долговременный характер проблемы легитимности крупной частной собственности в стране.