Высокоскоростной наземный транспорт
Высокоскоростно́й назе́мный тра́нспорт (ВСНТ), железнодорожный транспорт, обеспечивающий движение поездов со скоростью свыше 200 км/ч. Осуществляется либо традиционным подвижным составом, передвигающимся по рельсовому пути, либо левитирующим транспортом (бесконтактным способом) – по специальному путепроводу с применением для создания тяги и торможения линейного электродвигателя. Для рельсового транспорта (система колесо – рельс) используется модернизированная путевая решётка (усиленная существующая или укладываемая вновь). Прокладка пути осуществляется по поверхности земли, реже по возведённому путепроводу. Для левитирующего транспорта строят эстакады, на которых создают путевую структуру со станциями и ограждениями. Бесконтактное подвешивание транспортного средства и его перемещение над путепроводом, получившее название магнитный подвес, осуществляется в результате взаимодействия между магнитным полем, создаваемым на ходовой части транспортного средства (вагона, поезда), и бегущим магнитным полем в развёрнутой обмотке линейного двигателя (в специальной путевой структуре). В такой системе отсутствуют вращающиеся части и механические передачи, что обеспечивает высокую надёжность, простоту обслуживания, повышает ресурс работы. Достоинства таких систем – возможность максимальной автоматизации движения и высокая степень безопасности; общий кпд не уступает кпд рельсового транспорта, однако стоимость их создания значительно выше. Левитирующий транспорт – наиболее прогрессивный и экологически чистый, а также самый бесшумный.
История развития ВСНТ связана со стремлением обеспечить минимальное время в пути, максимальные рабочие скорости, увеличить пропускную способность магистралей и повысить комфортабельность для пассажиров. Первый скоростной рекорд на железной дороге установлен в 1903 г. в Германии, когда локомотив с электрической тягой развил скорость 210 км/ч, а в 1905 г. в США паровоз развил скорость 204 км/ч. В конце 1970-х гг. на испытаниях в разных странах высокие скорости показали локомотивы с авиационными турбинами – до 300 км/ч в США и 249 км/ч в России, с дизельной тягой – 230 км/ч в Великобритании (1973). Наилучшие результаты получены на локомотивах с электрической тягой: во Франции – 243 км/ч (1945), 331 км/ч (1955), 380 км/ч (1981), 482,4 км/ч (1989), 515,3 км/ч (1990); в Великобритании – 315 км/ч (1978). Высокоскоростное движение успешно развивалось в Японии, где первая скоростная магистраль была построена в 1964 г.; в 1970-х гг. началось создание общенациональной сети «Синкансен», на которой эксплуатационная скорость поездов к концу 1990-х гг. была доведена до 260–300 км/ч. Рекордная скорость на японских линиях достигнута в 1999 г. поездом с магнитным подвесом – 552 км/ч; в феврале 2006 г. прошёл испытания поезд с магнитным подвесом нового поколения, развивший скорость 450–550 км/ч, предназначенный для проектируемых линий.