Таможенная пошлина
Тамо́женная по́шлина (англ. tariff, customs duty), один из инструментов государственной внешнеторговой политики, обязательный платёж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию или их вывозе с таможенной территории страны или таможенного союза стран.
По своему воздействию на цены товарных рынков, отечественных производителей, а также потребителей товаров отечественного и зарубежного происхождения, ввоз или вывоз которых ими облагается, таможенные пошлины эквивалентны косвенным налогам, однако, согласно российскому законодательству и официальным нормативным актам, к налогам не относятся. Таможенные пошлины могут использоваться в протекционистских (для защиты интересов отечественных производителей от иностранной конкуренции), фискальных (для обеспечения поступлений доходов в государственный бюджет) или иных целях.
Совокупность (свод) таможенных пошлин, сгруппированных по позициям товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, называется таможенным тарифом. В РФ с 2012 г. для товарного импорта применяются ставки таможенных пошлин, установленные в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС). В случае экспорта отечественных товаров ставки и порядок применения таможенных пошлин определяются Правительством РФ.
Классификация таможенных пошлин
По направленности внешнеторговой операции
Таможенные пошлины можно классифицировать по различным признакам. По направленности внешнеторговой операции с товарами, которые облагаются пошлиной, выделяются пошлины на импортируемые товары (ввозные, или импортные, пошлины) и на экспортируемые товары (вывозные, или экспортные, пошлины). В качестве отдельного вида пошлин можно выделить транзитные, которыми облагаются товары, следующие транзитом через таможенную территорию страны или таможенного союза. (При этом не следует путать транзитную пошлину с оплатой услуг транзита – покрытием издержек и получением прибыли у субъекта, предоставляющего такие услуги, либо со сборами для возмещения вреда, приносимого транзитным перемещением товаров.) В современной мировой экономике транзитные пошлины на регулярной основе не применяются, поскольку их введение противоречит одному из принципов Всемирной торговой организации (ВТО) – принципу свободы транзита, содержащемуся в ст. 5 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г.
По форме применяемых ставок
По форме применяемых ставок таможенных пошлин их подразделяют на адвалорные (от лат. ad valorem, буквально – сообразно цене, стоимости) – ставка пошлины устанавливается в процентах от таможенной стоимости товара; специфические – ставка определяется в фиксированной денежной сумме с натуральной (физической) единицы измерения товара (весовой, объёмной, счётной и др.); комбинированные – устанавливается определённая адвалорная ставка, но поступления по ней должны быть не менее твёрдой денежной суммы с единицы измерения товара, либо наоборот.
По стране происхождения ввозимых товаров
По странам происхождения ввозимых товаров и соответствующей этому признаку величине применяемых к ним ставок таможенных пошлин последние подразделяют на базовые (конвенционные, договорные), автономные и преференциальные.
Преференциальные пошлины ниже для товаров определённого ассортимента, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, причём схему данных тарифных льгот каждая страна или таможенный союз определяет добровольно и самостоятельно. Использование преференциальных пошлин соответствует положениям Общей (генеральной) системы преференций, предложенной в 1960-х гг. Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и одобренной Генеральной Ассамблеей ООН. В 1970-х гг. положения этого документа были интегрированы в ГАТТ посредством разрешающей оговорки, сначала действующей временно, затем – на постоянной основе.
В ЕАЭС применяется Перечень зарубежных стран – пользователей единой системы тарифных преференций, который включает 48 наименее развитых стран и 29 прочих развивающихся стран, а также Перечень товаров, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции (утверждены Советом ЕАЭС в 2021). Не все развивающиеся страны присутствуют в этом перечне. В частности, туда не включены страны с подушевым доходом выше среднего и с высоким доходом по классификации Всемирного банка, а также страны, достигшие доли в размере 1 % и выше в объёме мирового экспорта в течение 2 лет подряд (Положение об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций ЕАЭС). Льготные ставки импортных таможенных пошлин, применяемых в ЕАЭС для преференциальных товаров из развивающихся стран, не относимых к наименее развитым, составляют 75 % от базовых ставок ЕТТ ЕАЭС, а льготные ставки для преференциальных товаров из наименее развитых стран равны 0.
Под базовыми (конвенционными, договорными) таможенными пошлинами исторически понимали пошлины, зафиксированные в международных соглашениях (договорах). В современной практике международных торговых отношений они трактуются как пошлины, применяемые при ввозе товаров из тех зарубежных стран, с которыми данное государство или таможенный союз заключили соглашение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования (РНБ), обеспечивающего недискриминацию в торговле по признаку страны происхождения ввозимых товаров. Предоставление на взаимной основе РНБ в международной торговле – это один из принципов ВТО, закреплённый в ст. 1 ГАТТ, поэтому для конкретного государства или таможенного союза участие в ВТО автоматически означает, что они должны предоставлять РНБ странам – своим партнёрам по указанной организации. Данный принцип подтверждён также в документе ЮНКТАД, принятом в 1964 г. В случае если конкретная страна не входит в ВТО, предоставление РНБ во внешней торговле может быть закреплено в отдельных двусторонних или многосторонних торговых соглашениях.
Поскольку на страны – участницы ВТО приходится подавляющая часть международной товарной торговли, обычной ситуацией при ввозе товаров из-за рубежа считается ситуация применения в стране-импортёре именно базовых таможенных пошлин, кроме тех случаев, когда конкретная внешнеторговая операция подпадает под изъятие из принципа предоставления стране происхождения товара РНБ. Изъятиями из данного принципа признаются использование рассмотренных выше преференциальных пошлин для товаров определённого ассортимента из развивающихся и наименее развитых стран; беспошлинный или льготный ввоз товаров из стран – партнёров по зоне свободной торговли и таможенному союзу (согласно ст. 24 ГАТТ); а также тарифные льготы для приграничной торговли и некоторые другие случаи. Государства – участники ВТО могут в одностороннем порядке отзывать предоставление стране-партнёру РНБ в торговых отношениях, оправдывая такие действия соображениями защиты национальной безопасности.
Базовыми являются ставки ввозных таможенных пошлин, перечисленные в действующем в РФ Едином таможенном тарифе ЕАЭС и сгруппированные по позициям товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Автономные таможенные пошлины, в отличие от базовых, взимаются при ввозе товаров из государств, которым не предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле. За последние десятилетия, вплоть до 2020-х гг. применение таких пошлин было достаточно редкой практикой. Их ставки устанавливаются в соответствующем государстве или таможенном союзе – импортёре и по общему правилу превышают ставки базовых таможенных пошлин (например, в России ставки автономных пошлин увеличены в 2 раза по сравнению с базовыми).
Таможенные пошлины могут действовать на регулярной основе без временны́х ограничений или вводиться на определённый срок (например, сезонные пошлины).
Особые таможенные пошлины
Особую разновидность таможенных пошлин представляют специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, вводимые в целях защиты внутреннего рынка. Являясь по своей форме пошлинами, они в соглашениях и документах ВТО относятся к нетарифным мерам внешнеторговой политики и применяются в особых случаях, на установленный срок и после проведения специального расследования, организованного правительством государства или таможенного союза – импортёра. В частности, специальные защитные пошлины могут быть введены, если возросший импорт конкретного товара причиняет серьёзный ущерб (создаёт угрозу ущерба) целой отрасли отечественной экономики. Антидемпинговые пошлины могут быть использованы в случае, если будет доказан факт импорта товара по демпинговым ценам, а также причинение материального ущерба (создание угрозы ущерба) отрасли отечественной экономики. Компенсационные меры могут быть применены, если в страну или на территорию таможенного союза ввозится товар, для производства или транспортировки которого зарубежным государством или интеграционным образованием была предоставлена специфическая субсидия, и доказан материальный ущерб (создание угрозы ущерба) отечественной экономике.
В ЕАЭС порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к товарам, происходящим из третьих стран, определяется протоколом, являющимся приложением к Договору о Евразийском экономическом союзе.