Внешнеторговая сделка
Внешнеторго́вая сде́лка, двух- или многосторонняя сделка, совершаемая в рамках внешнеэкономической деятельности, в которой хотя бы одна из сторон является иностранным гражданином или юридическим лицом.
Внешнеторговая сделка – это разновидность коммерческой внешнеэкономической деятельности, содержанием которой являются операции по экспорту, импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также товарообмену (бартеру) в целях извлечения доходов (прибыли). При этом импорт – это перемещение товаров в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права через таможенную границу РФ на территорию РФ, экспорт – с территории РФ. Под внешнеторговой сделкой, связанной с услугами, понимается оказание в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ).
Правом осуществлять внешнеторговую деятельность и заключать внешнеторговые сделки обладают любые российские и иностранные лица (как физические, так и юридические), однако это право может быть ограничено международными договорами РФ, национальным законодательством (например, запрещается осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения).
Для участия во внешнеэкономической деятельности регистрация (постановка на учёт) в качестве участника такой деятельности и получение лицензии не требуется.
Такие понятия, как «внешнеэкономические отношения», «внешнеторговая деятельность», вошли в широкий оборот и тесно связаны с развитием международных экономических связей между государствами.
Внешнеторговая политика является составной частью внешнеэкономической политики РФ. Её цель – создание благоприятных условий для российских экспортёров, импортёров, производителей и потребителей товаров и услуг. Внешнеторговые сделки способствуют укреплению мира, сотрудничества и солидарности между государствами, развивают экономическую интеграцию, расширяют торгово-экономические связи между народами, обеспечивают гармоничное развитие и сближение стран-участников, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию, а также устойчивый рост деловой активности, направлены на экономический прогресс, повышение уровня и качества жизни и др.
Выражая стремление к мировому сотрудничеству, в 1990 г. СССР присоединился к Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11 апреля 1980, СССР присоединился к Конвенции постановлением Верховного Совета СССР от 23 мая 1990 № 1511-I; Конвенция вступила в силу для СССР 1 сентября 1991).
В 2010 г. Россия присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция); Россией подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, учреждающее партнёрство между Российской Федерацией и Европейским сообществом и их государствами-членами (заключено на о. Корфу 24 июня 1994). 29 мая 2014 г. в Астане был подписан договор о создании международного интеграционного экономического объединения – Евразийский экономический союз, который создан на базе Таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации и Единого экономического пространства (ЕЭП). С 22 августа 2012 г. Россия – член Всемирной торговой организации (Протокол от 16 декабря 2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994). Присоединяясь к международным договорам, Россия принимает на себя обязательство привести национальное законодательство в соответствие нормам международного права.
РФ предпринимает разные меры для развития международных экономических отношений, а также меры, направленные на содействие развитию внешнеторговой деятельности, к которым, в частности, относятся: кредитование участников внешнеторговой деятельности; установление систем гарантий и страхования экспортных кредитов. Правительство РФ содействует организации и проведению торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций; осуществляет мероприятия (в том числе рекламные кампании), направленные на продвижение российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировых рынках. В иностранных государствах в соответствии с международными договорами размещаются дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, создаются торговые представительства. Государство обеспечивает контроль внешнеторговой деятельности, обеспечивает защиту информации, составляющую государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну.
Правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (Закон № 164-ФЗ), иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Закон № 164-ФЗ, закрепляя полномочия РФ и субъектов РФ в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, принят в целях обеспечения благоприятных условий внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов РФ. Нормы указанного закона применяются также к иным непосредственно связанным с внешнеторговой деятельностью отношениям.
Среди методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности Закон № 164-ФЗ выделяет: таможенно-тарифное регулирование; нетарифное регулирование; запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговых отношений. Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются (ст. 12).
Среди разновидностей внешнеторговых сделок выделяют договоры (контракты) купли-продажи товаров, договоры подряда, комиссии и ряд других договоров (контрактов). Одной из разновидностей внешнеторговых сделок является внешнеторговая бартерная сделка, которая является двусторонней сделкой по обмену товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью. Также к внешнеторговым бартерным сделкам относят сделки, которые наряду с указанным обменом предусматривают использование при её осуществлении денежных и/или иных платёжных инструментов. Особенности осуществления внешнеторговых бартерных сделок закреплены в ст. 45 Закона № 164-ФЗ. Такие сделки могут осуществляться только если обмен происходит равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также если предусмотрена обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью (ст. 44).
Поскольку сделка – это договор, то для его заключения (помимо воли сторон) необходимо проявить активные действия, направленные на то, чтобы вызвать интерес участников внешнеэкономических отношений. Как правило, договор заключается посредством выставления оферты одной из сторон и её принятием другой стороной (акцепт). Акцепт может быть принят посредством исполнения действий, направленных на реализацию условий договора.
При подготовке и заключении внешнеторговой сделки (контракта) необходимо верно определить её правовую природу, в том числе с учётом сложившейся судебной практики в российских и зарубежных судах, максимально полно включать в данный контракт условия, которые впоследствии могут быть оценены судом как существенные для такого вида сделок, а также включать раздел о порядке разрешения споров между сторонами и применимое право. В соответствии со ст. 1210 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), заключая внешнеторговые сделки, стороны по соглашению между собой могут выбрать право той страны, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть достигнуто и прямо выражено в договоре или определённо (недвусмысленно) вытекать из условий договора. В соответствии с правилами, установленными в ст. 1211 ГК РФ, при отсутствии соглашения сторон о праве, подлежащем применению к условиям сделки, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Решающее значение имеет место жительства гражданина, основное место деятельности стороны сделки, т. е. лица, которое осуществляет исполнение по договору. К внешнеторговым сделкам, содержащим элементы различных договоров, также применяется право страны, с которой этот договор, рассматриваемый в целом, наиболее тесно связан, если из закона, условий или существа этого договора либо совокупности обстоятельств дела не вытекает, что применимое право подлежит определению для таких элементов этого договора отдельно (п. 10 ст. 1211 ГК РФ).
Если в договоре (контракте) использованы принятые в международном обороте торговые термины, при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев, обозначаемых соответствующими торговыми терминами.
Договор (контракт) считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Существенными для внешнеторговой сделки являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе, международном договоре или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ). Изменение и расторжение внешнеторговой сделки возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, законами или договором. Заявление о расторжении договора имеет силу лишь в том случае, если оно сделано другой стороной посредством извещения [ст. 26 Конвенции Организации Объединённых Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980)].