«Линия Доджа – Шоупа»
«Ли́ния До́джа – Шо́упа», важнейшая составная часть «обратного курса», который правительство США стало проводить в отношении оккупированной Японии с 1949 г. Реформы в рамках программы экономической стабилизации обеспечили быстрое восстановление экономики Японии и создали предпосылки для японского «экономического чуда».
Послевоенная ситуация в Японии
После завершения Второй мировой войны 1939–1945 гг. на Дальнем Востоке и подписания акта о капитуляции 2 сентября 1945 г. Япония была оккупирована войсками США. Верховная власть в стране перешла к оккупационной администрации во главе с генералом Д. Макартуром. Старый административный аппарат в основном сохранился, но он был полностью подконтролен военным властям. В руках оккупационных властей оказались внешняя торговля и финансы, внешнеполитические функции, контроль над полицией и юридическими органами.
Из-за прекращения импорта сырья, топлива и продовольствия, остановки военного производства, саботажа монополий, опасавшихся демонтажа предприятий в счёт репараций, экономика Японии оказалась в состоянии глубокого кризиса. В конце 1945 – начале 1946 гг. уровень промышленного производства составлял 14 %, а реальная заработная плата рабочих – 13 % от довоенного уровня. Количество безработных достигло 10 млн человек, причём ситуация в области занятости ухудшалась вследствие репатриации японцев из бывших колоний и оккупированных территорий. В стране нарастал продовольственный кризис. В последующие несколько лет ситуация в экономике улучшалась крайне медленно. Так, в 1948 г. объём промышленного производства в Японии был вдвое меньше, чем в 1937 г., в то время как в Западной Германии и Италии он оказался практически равен довоенному уровню (Кузнецов. 1988. С. 294, 295, 301). Угрожающие размеры приняла инфляция. Индекс оптовых цен по сравнению с 1936 г. в апреле 1946 г. вырос в 15, а в марте 1949 – в 197 раз (История Японии. 1998. С. 513).
Первоначально в задачи оккупационных властей не входило восстановление японской экономики. В их интересах было максимальное ослабление серьезного конкурента. Однако, опасаясь разрастания социальных конфликтов, забастовочного движения и усиления влияния коммунистических и демократических сил, США с сентября 1945 г. были вынуждены оказывать Японии экономическую помощь из фондов ГАРИОА («Правительственные ассигнования для оказания помощи на оккупированных территориях») и ЭРОА («Экономическое восстановление оккупированных территорий»). В рамках этой программы до 1951 г. включительно США поставили Японии товаров (главным образом пшеницы) на сумму около 2 млрд долл. (История Японии ... 1998. С. 530). В 1946–1948 гг., в самые трудные для Японии послевоенные годы, на долю американской помощи приходилось 38,2 % японского бюджета (284 млрд иен из 643 млрд иен) (Дружинин. 2003. С.158).
«Обратный курс»
В марте – апреле 1948 г. Японию посетила американская миссия Дрейпера – Джонстона [заместитель министра обороны США У. Дрейпер (1894–1974) и банкир Перси Джонстон (1881–1957)], которая разработала «Программу экономической стабилизации» и «Программу привлечения иностранных капиталов». В своём докладе миссия рекомендовала существенно сократить число предприятий, подлежавших демонтажу в счёт уплаты репараций, помочь Японии быстро восстановить военную промышленность, оснастив её новейшим американским оборудованием, отказаться от идеи демилитаризации Японии, а также сократить изъятия в счёт репараций с 1,6 млрд до 660 млн иен (Мозебах. 2018. С. 37–38).
В конце 1948 г. оккупационная политика США в отношении Японии претерпела изменения. Их общая направленность состояла в превращении страны в надёжную военную и экономическую базу США, роль которой первоначально отводилась Китаю. Эта политика, получившая в японской историографии название «обратного курса», была обусловлена обострением конфронтации между СССР и США на международной арене, победами коммунистов Китая в гражданской войне, резким усилением антикоммунистических и антисоветских тенденций в глобальной политике США. Обедневшая и разорённая Япония, живущая на средства американских налогоплательщиков, не отвечала стратегическим интересам США. По замыслу американских правящих кругов, Япония должна была стать передовой промышленной страной, защищённой от коммунистического проникновения, витриной Pax Americana и опорой в реализации на Дальнем Востоке глобальной внешнеполитической стратегии США. Соединённые Штаты отказались от ранее достигнутых соглашений с союзными державами и стали на путь восстановления в стране позиций монополий и возрождения военной мощи Японии.
В историографии встречается и другая интерпретация термина «обратный курс». В первые послевоенные годы США поддерживали японские профсоюзы реформистского толка и другие умеренно-консервативные силы, рассматривая их как элементы демократизации страны, а с началом «холодной войны» перешли к их сдерживанию, ограничению в правах вплоть до репрессий.
В ноябре 1948 г. штабом Д. Макартура были опубликованы «три принципа рационализации»: запрет на повышение заработной платы, отмена дотаций предприятиям, обязанность предприятий решать свои проблемы собственными силами. Эти меры были конкретизированы в форме «девяти принципов экономической стабилизации», обнародованных в совместном заявлении штаба главнокомандующего оккупационными войсками в Японии, госдепартамента и Министерства армии США (обеспечение сбалансированности государственного бюджета, увеличение налоговых поступлений, субсидирование лишь тех предприятий, которые способствуют экономическому возрождению, стабилизация заработной платы, регулирование цен, усиление контроля над внешней торговлей и валютными операциями и передача его японской стороне, увеличение производства местных видов сырья и товаров и др.) (Дружинин. 2003. С. 167; История Японии. 1998. С. 528, 529).
Реализовать «Программу экономической стабилизации» должно было новое правительство во главе с Ёсидой Сигэру, пришедшее к власти осенью 1948 г. Перед ним стояла и серьёзная политическая задача – ослабить влияние Коммунистической партии Японии, которая, несмотря на ожесточённую антикоммунистическую кампанию, успешно выступила на выборах в январе 1949 г. Непосредственное руководство имплементацией этой программы осуществлял Дж. Додж (1890–1964) – американский банкир, специальный посланник президента Г. Трумэна, советник Верховного главнокомандующего Союзными державами генерала Д. Макартура. Он прибыл в Японию в феврале 1949 г.
Японский вариант «шоковой терапии»
«Линия Доджа» («План Доджа», «Линия Доджа – Шоупа») была объявлена 7 марта 1949 г. и стала японским вариантом «шоковой терапии» (История Японии. 2015. С. 459). Она предусматривала либерализацию цен, жёсткий контроль Банка Японии над эмиссией и расходами бюджета, замораживание заработной платы на ряде крупных предприятий, прекращение субсидирования убыточных предприятий. В проекте государственного бюджета Японии на 1949 г., разработанном Доджем, были предусмотрены значительный рост доходов и уменьшение расходов. Укрепление финансов Японии предлагалось обеспечить за счёт увеличения налогов (на 62 %), отказа от безвозмездного государственного субсидирования цен и от государственной поддержки восстановления важнейших производств. Вместо средств бюджета на цели послевоенной реконверсии предполагалось использовать банковские кредиты. Этот проект был одобрен японским парламентом.
Были внесены изменения в систему американской экономической помощи Японии. Её объём уменьшался, но одновременно расширялись возможности частного предпринимательства в результате отмены ряда ограничений для внешней торговли и реализации мер по сдерживанию инфляции. С 1949 г. средства, поступавшие от продажи в Японии американских товаров, поставлявшихся в качестве помощи, аккумулировались на специальном счёте «эквивалентного фонда» и предназначались для долгосрочного кредитования крупных японских компаний.
В апреле 1949 г. был установлен обменный курс 360 иен за один доллар США. Следствием этого стало удорожание импортируемого сырья и снижение цен на продукцию, поставляемую на экспорт. Ускорилось вовлечение японской экономики в орбиту американского рынка. Жёсткая привязка иены к доллару просуществовала до середины 1980-х гг. и оказалась оправданной, так как давала экспортно-ориентированным компаниям возможность сосредоточиться на снижении затрат и на повышении конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Кроме установления единого валютного курса Додж настоял на закрытии «Банка финансирования реконструкции», который наращивал задолженность и был источником инфляционного давления (Дружинин. 2003. С. 171). В целях повышения устойчивости денежно-кредитной системы коммерческим банкам запретили эмиссию и размещение ценных бумаг нефинансовых корпораций и трастовые операции.
Все предприятия и банки получили возможность проводить операции на внешнем рынке, однако государство осуществляло строгий контроль за валютой в соответствии с законом 1949 г. Сделки с иностранной валютой могли осуществляться только с разрешения Министерства финансов и через уполномоченные банки. В 1950 г. был принят закон об иностранных инвестициях, по которому приоритет отдавался импорту современной техники и передовых технологий. Принимались меры по уменьшению пассивного сальдо торгового баланса за счёт наращивания японского экспорта, в том числе таких товаров, которых не хватало в самой Японии.
Составной частью «линии Доджа» стала налоговая реформа 1949 г., разработанная группой из семи американских экспертов во главе с К. Шоупом (1902–2000). Её важнейшими задачами стало введение прогрессивного подоходного налога на личные доходы, понижение максимальной ставки налога на прибыль до 35 %, переоценка основного капитала и упорядочение амортизационных отчислений, создание выведенных из-под налогообложения резервных фондов корпораций для компенсации безнадёжных долгов и потерь от колебаний цен и валютных курсов.
Результаты и последствия
Осуществление «линии Доджа – Шоупа» позволило в течение одного года стабилизировать японскую экономику. Результатом этой политики стали либерализация цен на большинство товаров, финансовая стабилизация, практическое прекращение необеспеченной денежной эмиссии, подавление инфляции. В 1949 финансовом году доходы государственного бюджета впервые за послевоенное время превысили расходы на 8,7 % (Дружинин. 2003. С. 172). Условия для ускоренного накопления капитала и повышения темпов экономического роста стали более благоприятными. С сентября 1949 г. кабинет Ёсиды Сигэру стал проводить курс на «рационализацию промышленности», позволивший заметно сблизить мировые и внутренние цены на японскую продукцию.
В то же время обратной стороной такой стабилизации были восстановление позиций монополий во всех сферах экономики и усиление влияния финансово-банковских групп, занявших место прежних дзайбацу. В мае 1949 г. США отказались от передачи производственного оборудования японских фирм в счёт репараций Китаю, Филиппинам, Индонезии и Великобритании. В интересах крупного японского капитала было смягчено антимонопольное законодательство. Отказ от государственного субсидирования цен привёл к их росту и банкротству малых и средних предприятий. Попытки предпринимателей снизить затраты и рационализировать производство сопровождались интенсификацией труда, сокращениями персонала и снижением заработной платы. В соответствии с планом упорядочения административного аппарата и реорганизации предприятий, разработанным правительством Ёсиды Сигэру по рекомендации Доджа, в 1949 г. было уволено более 0,5 млн трудящихся. Рестрикционная финансовая политика правительства и падение реальных доходов населения привели к сокращению платёжеспособного спроса на сельскохозяйственную продукцию и к ухудшению положения фермеров.
Экономическая стабилизация Японии в период «обратного курса» сопровождалась широким наступлением на демократические права населения, репрессивными мерами в отношении членов Коммунистической партии Японии, других демократических организаций и профсоюзных активистов («чистка красных»), реабилитацией военных преступников. Серьёзным ударом по рабочему движению было принятие в 1948 г. закона, по которому работникам государственных предприятий запрещалось участвовать в забастовках. В 1949 г. были внесены изменения в законодательство о профсоюзах, существенно ограничившие их возможности по защите прав рабочих. Оккупационные власти и правительственные круги Японии пытались предотвратить политизацию профсоюзов, привить профсоюзному движению «деловой унионизм американского типа» и исключить из законодательства о профсоюзах правовые нормы (в том числе практику заключения коллективных договоров), мешавшие подъёму экономики (История Японии. 1998. С. 533). В 1950 г. был создан Генеральный совет профсоюзов Японии (Сохё), деятельность которого власти пытались направить в антикоммунистическое русло. В апреле 1949 г. в соответствии с указом правительства начальник юридического управления кабинета министров получил право распускать политические организации. В нарушение конституции шла ремилитаризация страны. С создания в августе 1950 г. Полицейского резервного корпуса началось возрождение армии.
В период Корейской войны 1950–1953 гг. Япония выполняла для США роль «непотопляемого авианосца» и оказывала производственно-техническую и политическую поддержку США. Через Японию американские войска перебрасывались в Корею. США отказались от изъятия японского промышленного оборудования в счёт репараций, а сохранившиеся производственные мощности были использованы для выполнения американских военных заказов. Были сняты ограничения в области промышленности и торговли, введённые по окончании 2-й мировой войны. На «американских спецзаказах» в 1950–1953 гг. Япония заработала 2,5 млрд долл. и значительно уменьшила свой внешнеторговый дефицит. В 1949–1951 гг. объём промышленного производства увеличился более чем в 1,5 раза и превысил довоенный уровень. По сравнению с периодом 1945–1949 гг. внешнеторговый оборот Японии вырос почти в 10 раз (Кузнецов. 1988. С. 305, 306). В 1950 г. экспорт Японии превысил импорт на 38 млн долл. (Новоприезжий. 2020. С. 57). Экономика Японии пережила военно-инфляционный бум и стала развиваться высокими темпами, предвосхищавшими «японское экономическое чудо» середины 1950-х – начала 1970-х гг.