Законодательство
Законода́тельство, термин, используемый в правовой доктрине в нескольких значениях: 1) в собственном смысле – система законов, действующих на территории конкретной страны; 2) в широком смысле – система нормативных правовых актов, действующих на территории конкретной страны, включающая не только законы, но и конституцию, международные и внутригосударственные публично-правовые договоры, судебные акты, имеющие нормативный характер, подзаконные акты; 3) в рамках отраслевой принадлежности системы законодательства – гражданское, уголовное, трудовое, семейное законодательство и т. п.; по масштабам территории действия соответствующих нормативных правовых актов – национальное, федеральное, региональное, реже – международное законодательство и т. д. В зарубежной правовой доктрине встречается также понимание законодательства как процесса принятия законов (Black's law dictionary. 2004. P. 918), т. е. данный термин отождествляется, помимо прочего, с законодательным процессом.
В России термин «законодательство» употребляется только в первых трёх значениях, обозначая весь массив формальных источников права, т. е. нормативных правовых актов, или их часть. Тем самым законодательство не отождествляется с законотворчеством, а признаётся его результатом или итогом других видов правотворчества.
Понятия законодательства и права, будучи тесно взаимосвязанными, вместе с тем различаются как форма и содержание: законодательство – это та форма, в которую в большинстве случаев облекается право, право – это содержание законодательства. Законодательство придаёт праву один из его важных признаков – формальную определённость, ставит его под защиту государства и способствует реализации такого признака права, как общеобязательность.
Право и законодательство, как сложные системы, различаются также по своей внутренней структуре. Структура законодательства включает в качестве элементов нормативные правовые акты, их части, разделы, главы и статьи. Право в качестве главных элементов включает отрасли, институты и нормы. Перечисленные элементы права и законодательства часто не совпадают (Марченко. 2019).
Прежде всего несовпадение имеет место на верхних уровнях системы права и законодательства. Например, любая отрасль права, как наиболее крупный элемент системы права, имеет в качестве формальных источников несколько или даже множество нормативных правовых актов как наиболее крупных элементов законодательства. Так, гражданское право, как отрасль российского права, включает в качестве источников Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ (части 1, 2, 3, 4), а также множество иных законов и подзаконных актов, тогда как один нормативный правовой акт может содержать институты различных отраслей права. Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» содержит нормы и институты как гражданского права (о взаимных правах и обязанностях производителей и потребителей), так и административного права [например, о государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей].
Кроме того, очень часто существует несовпадение и на низовых уровнях системы права и законодательства, а именно – несовпадение норм права и статей законодательства. С одной стороны, одна статья нормативного правового акта как элемента законодательства может включать несколько норм права, например, ст. 27 Конституции РФ содержит как минимум две взаимосвязанные правовые нормы: о свободе передвижения внутри РФ и пересечении государственной границы РФ. С другой стороны, одна норма права может содержаться в двух или нескольких статьях одного, двух или нескольких нормативных правовых актов. Например, норма о недопустимости ограничения ряда конституционных прав и свобод содержится в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, а также в целом ряде иных её статей, где упоминаются соответствующие права. Диспозиция правовой нормы о наказуемости захвата власти и присвоении властных полномочий содержится в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ, а санкция – в ст. 278 Уголовного кодекса РФ (УК РФ). Причина заключается в том, что среди норм права имеются отсылочные и бланкетные нормы (нередко – нормы скрытого бланкетного характера). Например, диспозиция правовой нормы об обязанности родителей заботиться о детях и их воспитании содержится в Конституции РФ (ч. 2 ст. 38), а санкции – в Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ст. 5.35.1) и в УК РФ (статьи 156, 157).
В правовой доктрине существует множество ограничительных (особых) значений термина «законодательство». Помимо упоминавшихся отраслевого и территориального значений выделяют, например, делегированное, чрезвычайное, рамочное, опережающее, первичное и вторичное законодательство.
Делегированное законодательство – совокупность актов исполнительной власти (реже – парламентских комитетов, региональных или местных органов публичной власти), принятых по вопросам компетенции парламента и по его уполномочиванию, имеющих силу закона (Конституционное право. 2001. С. 122). Делегирование осуществляется законом, предусматривающим срок принятия акта делегированного законодательства и предмет делегирования. Каждый акт делегированного законодательства утверждается парламентом. Институт делегированного законодательства предусматривается, например, действующими конституциями ФРГ, Франции, Испании, Португалии. Российской правовой системе институт делегированного законодательства незнаком (Алебастрова. 2012. С. 138–144). Его аналогом на федеральном уровне являются подзаконные акты Правительства РФ. Они принимаются «на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов…» (ст. 115 Конституции РФ), но в утверждении Федерального собрания РФ не нуждаются и имеют подзаконный характер.
Чрезвычайное (экстраординарное) законодательство охватывает нормативные правовые акты, действующие в условиях особых (экстраординарных) обстоятельств (военное вторжение, военное и чрезвычайное положение). Законы об особых режимах принимаются парламентом в обычных условиях. Чрезвычайное законодательство в условиях объявленных особых режимов принимается органами исполнительной власти. Например, в соответствии с Конституцией Испании (ст. 86) правительство в чрезвычайных и срочных случаях вправе издавать временные декрет-законы, которые немедленно после их издания передаются в Конгресс депутатов. Чрезвычайное законодательство не является делегированным, поскольку принимается на основе конституционных норм или общих норм закона об особом режиме.
Рамочное (базовое, скелетное) законодательство (закон-рамка) – это совокупность законов, устанавливающих лишь общие принципы правового регулирования в какой-либо сфере и предполагающих конкретизирующее законодательство, издаваемое парламентом того же уровня или региона либо правительством [Конституционное (государственное) право зарубежных стран. 2005. С. 543]. Рамочное законодательство предусмотрено, например, конституциями Франции, Италии, Испании. В СССР аналогом рамочного законодательства были Основы законодательства. В России конституционные основы рамочного законодательства образуют положения ст. 72 Конституции, относящие к совместному ведению РФ и субъектов Федерации установление общих принципов налогообложения, организации системы органов публичной власти. Однако на практике соответствующие федеральные законы регулируют не только общие принципы, но и множество деталей соответствующих общественных отношений. Поэтому отнесение данных федеральных законов к рамочным вряд ли обоснованно.
Опережающее законодательство – совокупность нормативных правовых актов, изданных по вопросам, входящим в полномочия парламента, иными субъектами, имеющими право первичного нормотворчества по тем же вопросам. Акт опережающего законодательства действует до вступления в силу закона парламента по соответствующему вопросу. После принятия такого закона акты опережающего законодательства действуют лишь в части, не противоречащей соответствующему закону парламента. Например, в России опережающее законодательство осуществляют Президент РФ (по вопросам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ) посредством издания указов, а также субъекты РФ (по вопросам совместного ведения РФ и субъектов Федерации) посредством принятия региональных законов. Названные акты действуют до принятия федерального закона, а после его принятия – лишь в части, не противоречащей данному федеральному закону.
Наконец, в правовой доктрине используются понятия первичного (базового) и вторичного (подчинённого) законодательства (Black's law dictionary. 2004. P. 918–919). Первичное (базовое) законодательство – результат правотворческой деятельности субъекта, регулирующего общественные отношения по собственному праву. Вторичное законодательство принимается по поручению данного субъекта, содержащемуся в акте первичного законодательства, иными субъектами – теми, которые по собственному праву не могут регулировать соответствующие отношения. В странах, где нет писаной конституции (например, Соединённое Королевство, Новая Зеландия, Израиль), первичное законодательство принимает парламент. Вторичное законодательство, в свою очередь, принимается иными органами по поручению парламента – по большей части исполнительными органами в форме делегированного законодательства. В странах, где существует писаная конституция, первичное законодательство образует её положения. Все прочие нормативные правовые акты должны иметь конституционные основания, образуя вторичное законодательство. Вместе с тем рамочное законодательство иногда трактуется как первичное. В то же время конкретизирующее его законодательство признаётся по отношению к нему вторичным.