Инфраструктура (в экономике)
Инфраструкту́ра (от лат. infra – ниже, под и structura – строение, расположение), в экономике – совокупность объектов и сооружений, а также взаимосвязанных отраслей, предприятий и видов их деятельности, обеспечивающих функционирование производства и товарооборота и условия жизнедеятельности населения.
Происхождение и значение термина
В русском и английском языках слово «инфраструктура» заимствовано из французского. Первоначальное значение термина полностью соответствовало его этимологии: в конце 20 в. во французском языке слово «инфраструктура» использовалось в машиностроении и инженерии для обозначения основания дороги, железнодорожного полотна, фундамента здания, а также подготовительных строительных работ по возведению основания – обустройству насыпи, туннелей, виадуков и мостов, предшествующих укладке железнодорожного полотна («Infrastructure»; Moreau. 1898). Кроме узкоспециализированного технического определения французское слово «инфраструктура» употреблялось в качестве синонима к слову «базис» для определения экономической структуры общества в марксистской теории (Sorel. 1899).
В Оксфордском словаре первое упоминание термина датируется 1927 г. В 1920-х гг. за словом «инфраструктура» было закреплено исключительно военное определение: под инфраструктурой понимался комплекс постоянных сооружений, необходимых для военных целей («Infrastructure»). Широкое распространение в английском языке слово получило во 2-й половине 20 в., по окончании Второй мировой войны, что было связано с наступлением нового этапа политических отношений между государствами – глобального геополитического, военного, экономического, технологического и идеологического противостояния между капиталистическим и социалистическим блоками стран, получившего название «холодная война».
В 1950–1960-х гг. произошёл переход термина из военной сферы в гражданско-политическую и общественную. С инфраструктурой стали связывать не только военные, но и общественные (социальные) потребности, прежде всего в развивающихся странах: государственные службы, объекты здравоохранения, образования, энергетики и промышленности, а также транспорт (Bowles. 1964). В свою очередь, термин, который был введён в экономическую науку в конце 1940-х гг. западными экономистами Х. Зингером (1910–2006) и П. Розенштейном-Роданом (1905–1985), используется для описания совокупности отраслей и основных объектов (систем и услуг), имеющихся в экономике (Толкунова. 2009; Бахтин. 2020). Они способствуют нормальному функционированию материального производства, необходимому для бесперебойной работы отдельной организации (микроуровень), региона (мезоуровень) или страны в целом (макроуровень). К инфраструктуре относится не только система общественных сооружений (объектов гражданского и военного строительства), но и ресурсы, обеспечивающие её деятельность.
В русском языке слово «инфраструктура» также получило распространение во 2-й половине 20 в. В 1940-х гг. сформировался экономический термин «инфраструктура» для обозначения комплекса отраслей хозяйства, включая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетику, здравоохранение, образование, науку, обеспечивающих производственные процессы и условия жизнедеятельности общества. В советской экономической науке предполагалось разделение на производственную (материальную) и непроизводственную (социальную) инфраструктуру. Широкое распространение термин получил благодаря появлению в конце 1960-х гг. исследований проблем развития инфраструктуры в развивающихся странах.
История развития подходов к изучению инфраструктуры
В 1960–1975 гг. начинаются исследования инфраструктуры отечественными учёными (Хоменко. 2010). В это время доминирует отраслевой подход к определению инфраструктуры. Отечественными исследователями инфраструктура трактуется как база для хозяйственной деятельности в регионе (И. М. Маергойз), формируются критерии отнесения отраслей к инфраструктурному комплексу, выявляется роль инфраструктуры в процессе воспроизводства (В. А. Жамин, С. А. Хейнман, Б. Н. Хомелянский). Значительное внимание в отечественных экономических исследованиях уделяется вопросам социальной и экономической инфраструктуры (Ж. Т. Тощенко, Г. С. Галстян, С. А. Дебабов), географическим аспектам эффективного размещения производственной инфраструктуры и промышленности (И. М. Маергойз) (Никитская. 2016).
В экономических исследованиях 1960–1990 гг. значительно возрос интерес к изучению инфраструктуры вследствие актуализации её роли в экономическом развитии, т. к. инфраструктура начинает рассматриваться как один из его ключевых факторов. Термин «инфраструктура» стал трактоваться как инвестиции государства в развитие производственных, рыночных и социальных объектов. Зингер (Общественный накладной капитал; Singer. 1964) определял инвестиции в инфраструктурные объекты как увеличение общественного накладного капитала (англ. social overhead capital). Розенштейн-Родан связывал инвестиции в инфраструктурные объекты с обеспечением условий окружающей среды, располагающих к развитию частного предпринимательства (Rosenstein-Rodan. 1961; Самуэльсон. 1992). Позднее появились множественные подходы к исследованию инфраструктуры (Пыхов. 2016): концепция накладных расходов (П. Самуэльсон, Д. Кларк), институциональная концепция (Р. Йохимсон), концепция экономического роста (У. Ростоу, Р. Нурксе, У. А. Льюис), маркетинговая концепция (Ф. Котлер).
Инвестиции в инфраструктуру связывают (Aschauer. 1990) с различными аспектами качества жизни (здоровье, безопасность, досуг и экономические возможности). Тогда же Ж. Штолером были сформулированы следующие характеристики инфраструктуры как экономической категории (Муравьева. 2014):
1) технические – неделимость инфраструктурных объектов и долгий срок службы;
2) экономические – инвестиционный характер, большие внешние экономические эффекты, значительные затраты постоянного капитала, высокий риск инвестиций, неприменимость принципа исключения в пользовании инфраструктурными объектами (доступность для широкого круга лиц), готовность общества взять на себя финансирование;
3) институциональные – дефицитность инфраструктурных объектов, централизованный контроль, отсутствие рыночных цен, активное законодательное регулирование развития инфраструктуры.
В период 1976–1989 гг. в отечественной экономической науке (В. Н. Лившиц, Н. А. Нестеров, И. Ф. Чернявский и др.) особое внимание уделяется изучению проблемы эффективного развития и функционирования инфраструктурного комплекса страны, а также статистическим исследованиям инфраструктуры на основе общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ныне – общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства). С 1990-х гг. формируются новые походы к классификации инфраструктуры, её составу и структурным блокам. В исследованиях применяются понятия рыночной инфраструктуры, инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности (А. И. Баскин, Т. Ю. Киселева и др.). С 2000-х гг. формируется комплекс теоретико-методологического обеспечения исследований инфраструктуры, применяются различные методологические подходы (системный, отраслевой, факторный и др.) к определению инфраструктуры рыночного хозяйства и их сочетания (А. П. Гарнов, С. Б. Карноухов, О. Г. Алёшина, О. В. Гладких и др.). С 2010-х гг. в отечественной экономической науке актуальны вопросы инновационной и цифровой инфраструктуры, а также региональные исследования инфраструктуры (Н. В. Забелина, Г. П. Полякова, А. А. Грабар и др.) (Хоменко. 2010; Скрипкина. 2021).
Виды инфраструктуры
В советской экономической литературе инфраструктура часто подразделялась на две категории: производственную (связанную с обеспечением работы материального производства) и социальную (предоставление услуг населению). К производственной инфраструктуре принято относить объекты для обеспечения функционирования грузового транспорта, автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты, трубопроводы, инженерную инфраструктуру (связь, электро-, газо- и водоснабжение), складское хозяйство, производственное строительстве и др. К социальной –объекты для обеспечения функционирования общественного пассажирского транспорта, объекты торговли и здравоохранения, пожарной охраны и охраны правопорядка, а также образования, спортивные сооружения, туристические объекты и др. В крупных городах и регионах обеспеченность населения социальной инфраструктурой обычно оказывается ниже, чем на менее населённых территориях, что может выражаться в таких показателях, как плотность больничных коек на душу населения, количество работников в органах охраны общественного порядка, число социальных объектов на душу населения и т. д.
Многие из приведённых сфер инфраструктуры служат как производственным, так и социальным нуждам, поэтому в постсоветское время такая классификация носит скорее условный характер. Кроме того, существует ряд дополнительных сфер инфраструктуры.
Информационная инфраструктура
Информационная инфраструктура – глобальная сеть организаций, людей, политик, процессов, оборудования и технологий, организованных в скоординированную систему, направленную на создание, обработку, распространение, организацию, хранение и поиск информации и знаний. Основная цель такой сети – распространение знаний для общества. Отличительная особенность информационной инфраструктуры – акцент на том, что основной её частью являются люди. Другая важная особенность – наличие социально-политических, организационных и технологических факторов, тесно связанных друг с другом и взаимодействующих не только в рамках национальных границ и культур, но и за их пределами. Частью информационной системы является цифровая инфраструктура – комплекс технологий, технических средств и технологических продуктов, работающих на цифровой основе, обеспечивающих вычислительные, телекоммуникационные и сетевые мощности. Цифровая инфраструктура включает центры сбора, обработки, преобразования, хранения и передачи информации, информационно-телекоммуникационные технологии, программное обеспечение, системы связи, электронную коммерцию, электронные услуги и другие процессы, организованные посредством информационно-компьютерных средств в условиях виртуальных взаимодействий между субъектами (Хайруллина. 2021; Лукина. 2021). Цифровая инфраструктура и инфраструктура данных неразрывно связаны с сетью Интернет. Необходимость защиты цифровых данных привела к развитию инфраструктуры технологической независимости.
Военная инфраструктура
Военная инфраструктура – комплекс сооружений и объектов, обеспечивающий развёртывание вооружённых сил, ведение боевых действий и оперативную подготовку войск. Объекты военной инфраструктуры делятся на две категории: стационарные и нестационарные. К стационарным объектам относятся места дислокации войск, пункты управления, военные базы, системы противовоздушной обороны и узлы связи, военно-учебные заведения, полигоны и др. К нестационарным – подвижные пункты управления и объекты связи, временно оборудуемые взлётно-посадочные полосы, пункты базирования военно-морских сил и др. См. статью Военная инфраструктура.
Рыночная инфраструктура
Рыночная инфраструктура – система организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке (таких как банки, биржи, страховые компании, аудиторские, консалтинговые, информационно-маркетинговые фирмы и др.).
Инновационная инфраструктура
Инновационная инфраструктура – комплекс институтов и организаций, способствующих созданию необходимых условий реализации инновационной деятельности. К ней также могут относиться государственные учреждения, образовательные и научные учреждения, коммерческие предприятия, промышленные и индустриальные парки и др. (Андреева. 2020).
Критическая инфраструктура
Критическая инфраструктура – объекты инфраструктуры, необходимые для жизнеобеспечения общества и функционирования экономики. Как правило, к такой инфраструктуре принято относить электроэнергетику, водоснабжение и другие коммуникации, нефтедобычу, телекоммуникации, здравоохранение, транспорт и охрану правопорядка (деятельность полиции и армии) (Иванова. 2014). В России данный термин также используется в основном для описания объектов национальной безопасности и информационных систем, обеспечивающих их стабильную и эффективную работу.
Роль инфраструктуры в экономике
С 1980-х гг. проблемам инфраструктурного развития в мире уделяли внимание такие международные организации, как Группа Всемирного банка и ООН. Повышение доступности инфраструктуры стало ассоциироваться с экономическим развитием. Создание и поддержание инфраструктуры на высоком уровне развития описываются исследователями как предпосылки долгосрочного экономического роста (Infrastructure; World Development Report, 1980). По результатам метаанализа экономических исследований, опубликованных в 1989–2007 гг., ⅔ из этих работ подтвердили положительную связь между развитием инфраструктуры и экономическим развитием (Sustainable Development. 2016). Инфраструктура также играет ключевую роль в снижении бедности и нищеты. Ограниченный доступ к инфраструктуре и нехватка базовой инфраструктуры ведут к проблеме социально-экономического неравенства в обществе. Под инфраструктурными ограничениями понимают отсутствие или недостаточное развитие инфраструктуры. Инфраструктурные ограничения сдерживают рост национальной экономики и равномерное пространственное развитие территорий (Жук. 2015). Модернизация и развитие устойчивой, надёжной инфраструктуры заявлены международным сообществом в качестве цели устойчивого развития ООН до 2030 г. (Создание стойкой инфраструктуры).
Частота использования слова «инфраструктура» в последние десятилетия растёт. В Оксфордском словаре указано, что на него приходится 20 упоминаний на миллион слов в современном английском письменном языке. Слово становится гораздо более употребительным, чем было в 20 в. Отчасти это связано с появлением новых видов инфраструктуры.
В постиндустриальной экономике, для которой характерно информационное общество, или общество знаний, понятие инфраструктуры получило новое значение – не только материальное (физическая инфраструктура), но и нематериальное, образное («Infrastructure»). Для экономической системы 21 в., в которой ключевая роль отводится нематериальным активам, таким как технологии и научные разработки, программное обеспечение, бренды и другие объекты интеллектуальной собственности, необходима не только разнообразная физическая, но и нематериальная инфраструктура, включающая правила, стандарты, нормы и институты (Рябова. 2020; Haskel. 2018).
Технологический прогресс привёл к цифровизации инфраструктуры и развитию информационной инфраструктуры (ИТ-инфраструктуры). Одним из катализаторов цифровизации инфраструктуры стала пандемия COVID-19 (Общество и пандемия. 2020).
Формы и механизмы финансирования инфраструктуры
Реализация инфраструктурных проектов, как правило, требует долгосрочного финансирования. Исторически инвестиции в инфраструктуру рассматривались как сфера деятельности государства, что обусловлено значительной капиталоёмкостью. Роль частного сектора в инфраструктурных инвестициях стала повышаться с 1970-х гг. в США (Noll. 2000), в России – с 1990-х гг. Значительная доля частных инвестиций в инфраструктуру осуществляется в рамках государственно-частного партнёрства (ГЧП). Государственно-частное партнёрство – долгосрочное обязательство (контракт), заключённое между государством и частными структурами, на предоставление государственного актива или услуги, в котором частная сторона участвует в проектировании, финансировании, строительстве, реконструкции и/или последующей эксплуатации и техническом обслуживании объекта инфраструктуры, несёт управленческую ответственность и риски, а также получает от государства гарантии возврата вложенных инвестиций (What are Public Private Partnerships?.. 2022). С экономической точки зрения целью государственно-частного партнёрства является привлечение частных инвестиций в развитие общественной инфраструктуры, а также повышение эффективности управления объектами инфраструктуры, находящимися в государственной и муниципальной собственности. Объектами соглашений ГЧП являются объекты транспортной, энергетической, телекоммуникационной, жилищно-коммунальной, социальной и других видов инфраструктуры.
Наиболее распространённым механизмом государственно-частного партнёрства являются концессионные соглашения, или концессии. Концессия основана на принципах взаимного распределения рисков, софинансирования капитальных и операционных затрат. По концессионному соглашению частная сторона (концессионер) обязуется создать объект концессионного соглашения (в данном контексте – инфраструктурный объект), право собственности на который принадлежит государству (концеденту), а также осуществлять деятельность с эксплуатацией объекта, в то время как концедент обязуется предоставить концессионеру права на владение и пользование объектом на срок, установленный концессионным соглашением. Прототип нынешнего государственно-частного партнёрства в виде концессионного соглашения существовал в Российской империи в 1830–1910 гг. и получил развитие в связи с масштабным строительством железных дорог, промышленных предприятий и заводов, а также линий связи. Инфраструктурные проекты в области обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, торговли с привлечением частного иностранного капитала в рамках концессий реализовывались в СССР (Практика применения ... 2015). В Российской Федерации на принципах государственно-частного партнёрства возводится коммунальная, инженерная и транспортная инфраструктура. По данным Национального центра ГЧП, в 2023 г. объём инвестиций в инфраструктурные проекты, заключённые в форме соглашений о государственно-частном партнёрстве и концессионных соглашений, составляет более 5 трлн руб., из которых частных средств – 3,7 трлн руб. Бо́льшая часть инфраструктурных проектов государственно-частного партнёрства реализуется на муниципальном и городском уровнях: 2978 проектов, или 85 % от общего объёма рынка (КП: Государственно-частное партнерство ... 2023).
Существуют различные формы и механизмы финансирования строительства инфраструктуры: инфраструктурные бюджетные кредиты (Троянский.2023), инфраструктурные облигации, инвестиционные контракты (контракты жизненного цикла), субсидии и гранты для финансирования капитальных затрат, отложенные налоговые платежи и инвестиционные платформы.