Графика
Гра́фика (лат. graphice – рисование, черчение; от греч. γραφιϰὴ τέχνη – искусство письма или рисования), вид изобразительного искусства, основанный на технике рисунка.
Разновидности и функции графики
Графика объединяет законченные рисунки, подготовительные художественные работы (набросок, штудия, эскиз), тиражные техники (гравюра). Вспомогательную (подготовительную) и замещающую (репродукционную) функции этому виду искусства позволяет выполнять дешевизна используемых в нём материалов (прежде всего бумаги как основы большинства графических произведений; до её изобретения были распространены более дорогие папирус, пергамен, шёлк). Особенности материалов (текстура, фактура), техник и технологий придают произведениям графики эстетическое своеобразие, отличающее её от живописи.
По способу исполнения и возможностям воспроизведения различается уникальная и печатная графика. К уникальной графике относятся рисунок (карандашом, кистью или пером; бистром, углём, сангиной, серебряным штифтом, соусом, тушью, сепией и др.), коллаж, аппликация, силуэт, фотомонтаж и др. Помимо рисунка, в графике применяются цвет, письмо кистью или его имитация (акварель, гуашь, тушь, пастель, олеография, цветная гравюра); произведение может достигать законченности, имитирующей живопись, что широко используется как в репродукции, так и в самоценных листах. Наряду с завершёнными композициями художественную ценность имеют наброски, зарисовки и штудии с натуры, эскизы, учебный академический рисунок. Печатная графика (различные виды гравюры и др.) позволяет тиражировать изображение, получая оттиски с доски, на которую нанесён рисунок; исключением является монотипия, которая позволяет сделать только один отпечаток.
По назначению различается станковая и прикладная графика. Станковая включает отдельные листы, предназначенные лишь для созерцания; они экспонируются в интерьере, собираются в альбом, увраж или папку и могут составлять серию или цикл. Станковая графика охватывает все жанры изобразительного искусства: сюжетно-тематическую (религиозную, мифологическую, аллегорическую, а также бытовой жанр) композицию, портрет, пейзаж, натюрморт, икону (бумажные иконки), интерьер. Наряду со станковой широко распространена прикладная графика: книжная и газетно-журнальная, плакат, промышленная. Оформление книги – основной вид прикладной графики. С рукописной книгой (кодекс, манускрипт, свиток) тесно связана история миниатюры и рисунка, с печатной книгой – развитие гравюры. Книжная графика включает иллюстрации, создание или выбор шрифта, размещение текста, общее оформление книги; к ней относится книга художника, а также оформление всевозможных атласов (географических, ботанических, анатомических), гербовников, буклетов; ей родственны лубок, журнальная и газетная графика, также дизайн электронных средств массовой информации и компьютерная графика. К промышленной графике относится художественное оформление средствами полиграфии различных предметов утилитарного характера (товарные, почтовые и денежные знаки, этикетка, упаковка, игральные карты и др.). Особый вид прикладной графики – плакат (постер) – сложился к 19 в. как вид торговой и театральной рекламы (см. Афиша), а также как средство политической агитации. Возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений реализуется в сериях плакатов, станковых листов, в иллюстрациях и комиксах. В плакате, газетной и журнальной графике широко используются карикатура, шарж.
К графике как виду искусства относятся эскизы театральных декораций и костюмов (см. Сценография), дизайнерские проекты одежды, также эстетически значимые произведения архитектурной графики и родственной ей технической графики (технический рисунок, чертёж и др.), научной иллюстрации (включая техническую иллюстрацию), картографии (см. Географические карты), топографии и т. д. Пограничный вид искусства – графическое (рисованное) анимационное кино (эскизы декораций и персонажей, отдельные рисованные кадры).
Восприятие произведений графики может быть как интимным, так и массовым, соответственно их размер варьируется от миниатюрного (экслибрис) до сопоставимого с архитектурой и скульптурой: рекламный плакат, суперграфика, отчасти стрит-арт; близкие к монументальному искусству сграффито, картоны, синопии.
Исторический очерк
Графика в мировом искусстве
История графики начинается в глубокой древности. Некоторые памятники первобытной культуры можно считать «протографикой» (изображения зверей, нанесённые цветной глиной на стене пещеры, процарапанные на кости или камне, и др.). В искусстве Древнего Египта к графике относятся изображения клеевыми красками на папирусемифологических сюжетов, сочетающиеся с идеографическим письмом (иллюстрированные папирусы «Книги мёртвых» эпохи Нового царства). О рисунках художников и архитекторов Древней Греции и Древнего Рима имеются свидетельства современников (Витрувий, Плиний Старший), хотя сами произведения не сохранились. До наших дней дошли иллюстрации в рукописных книгах поздней Античности («Энеида» Вергилия, 4 в., Апостольская библиотека, Ватикан, Vat.lat.3225; «Илиада» Гомера, 493–508, Библиотека Амброзиана, Милан, Cod. F. 205).
Живопись средневековых государств Восточной Азии (прежде всего Китая) по европейским критериям является скорее графикой (кисть, тушь на шёлке и бумаге). В Китае и особенно в Японии 17–19 вв. изобразительное искусство представлено различными школами и жанрами гравюры (преимущественно ксилографии). В исламских странах особое значение приобрели каллиграфия и орнамент, однако изобразительность сохранялась в иранской миниатюре 14–17 вв. и могольской миниатюре 16–18 вв.
Книжная миниатюра была основной разновидностью графики в искусстве Византии и средневековой Европы. В среде художников и архитекторов имели хождение рисованные «альбомы образцов» (сохранился альбом Виллара де Оннекура). Начало использования в Европе в 14 в. бумаги стало поворотным пунктом в истории этого вида искусства: она послужила материалом для гравюры и первопечатной книги, которая включала иллюстрации (инкунабулы и палеотипы). В западноевропейском искусстве 15–18 вв. значительного развития достигла гравюра; ряд художников специализировались в этой области (М. Шонгауэр, Уго да Карпи, Ж. Калло, Х. Сегерс), ей уделяли большое внимание крупнейшие живописцы (А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Гойя). Применение бумаги способствовало и развитию рисунка в 16–18 вв.; на бумаге рисовали сангиной, углём, серебряным штифтом, итальянским и свинцовым карандашом, бистром; кистью и пером делали эскизы, наброски, штудии с натуры. В эпоху Возрождения началось систематическое использование рисунка как подготовительного средства для создания произведений станкового (Леонардо да Винчи, Г. Гольбейн Младший) и монументального (Д. Гирландайо, Рафаэль, Микеланджело) искусства. Со 2-й половины 16 в. рисунок стал объектом коллекционирования (французский карандашный портрета эпохи Возрождения – Ж. Клуэ и Ф. Клуэ, П. и Э. Дюмустье), что впоследствии послужило поводом для создания в этой технике законченных произведений (Рембрандт, Д. Веласкес, Дж. Б. Тьеполо и др.).
В 17–19 вв. сюжетный диапазон графики расширился. К пейзажным изображениям обращались К. Лоррен, Н. Пуссен, Т. Гейнсборо и Дж. Констебл; архитектурные мотивы особенно привлекали венецианцев (рисунки пером и кистью Ф. Гварди, офорты А. Каналетто и Дж. Б. Пиранези). Сатирические сюжеты и карикатура, предназначенные для массового восприятия, тиражировались в печатной, книжной и журнальной графике (У. Хогарт, Т. Роулендсон, Ж. Гранвиль, О. Домье, В. Буш). Уникальная портретная графика достигла особой утончённости в линеарных рисунках Ж.-О.-Д. Энгра, продолжившего в 19 в. традицию французского карандашного портрета. Бытовой жанр, портрет и пейзаж получили новое дыхание в рисунках и гравюрах живописцев, близких барбизонской школе (К. Коро, Ж.-Ф. Милле), а также импрессионистов (пастели Э. Дега) и постимпрессионистов (рисунки В. Ван Гога). Во 2-й половине 19 в. сформировался плакат в современном понимании этого вида графики (афиши А. де Тулуз-Лотрека и А. Мухи).
В конце 19 – начале 20 вв. художниками модерна, затем авангарда (прежде всего экспрессионизма) были осознаны специфические выразительные возможности гравюры и литографии (Ф. Валлоттон, К. Кольвиц, Э. Нольде, Ф. Мазерель и др.). Новый художественный язык широко использовался в книжной (У. Моррис, О. Бёрдсли, Г. Фогелер, Й. Лада) и станковой (рисунки А. Матисса, П. Пикассо, С. Дали, П. Клее, А. Кубина, Э. Шиле, Г. Гросса) графике. На протяжении 20 в. развивалось рисованное анимационное кино. Пионеры введения в искусство компьютерной графики – Э. Уорхол и другие художники поп-арта, а также оп-арта. С конца 20 в. компьютерная графика широко применяется в анимации, рекламном плакате (Отль Айхер, С. Басс, М. Глейзер), оформлении книги (Х. Любалин, Э. Грейман, И. Чермаев, А. Фрутигер) и промышленном дизайне (П. Рэнд, М. Виньелли). Среди графических дизайнеров конца 20 в. – 2020-х гг.: А. Флетчер, П. Шер, Ч. Кидд, П. Сэвилл, Р. Яноф, С. Загмайстер, А. Моросс, Д. Карсон, М. Берут, Л. Лидэр, Дж. Уолш. Станковые произведения в этом виде искусства становились частью творчества Л. Буржуа, Г. Базелица, Х. Янссена, К. Смит и других художников.
Графика в искусстве России
В России графика появилась вместе с рукописными книгами (книжные миниатюры, инициалы и др.). В середине 16 в. на Руси началось книгопечатание; книги, выполненные ксилографическим способом, включали орнаментальные заставки и иллюстрации. С 17 в. в Русском государстве наряду с ксилографией распространилась резцовая гравюра, к 18 в. сложился особый жанр массовой графики – лубок. В начале 18 в. для исполнения графических работ приглашались западноевропейские мастера (А. Шхонебек, П. Пикарт), успешно работали в гравюре отечественные художники, выходцы из Оружейной палаты (А. Ф. Зубов, М. И. Махаев). В 1724 г. была учреждена Гравировальная палата петербургской Академии наук и художеств, где печатались иллюстрированные издания, по заданию академии выполнялись научно-документальные изображения. К многочисленным празднествам 18 в. создавались эскизы и подготовительные рисунки окказиональной архитектуры, а также гравюры с изображениями шествий, фейерверков, триумфальных арок, фонтанов и др.
В учреждённой в 1757 г. петербургской Академии художеств (АХ; с 1764 Императорская Академия художеств) ведущее значение приобрёл рисунок, положенный в основу обучения всем «художествам». Учебные штудии 2-й половины 18 – 1-й половины 19 вв. обладают высокой эстетической ценностью (рисунки А. П. Лосенко, П. И. Соколова, А. Е. Егорова). Графические композиции А. А. Иванова, К. П. Брюллова и А. О. Орловского по эстетической значимости сопоставимы с их живописными произведениями. Некоторые художники работали только в области графики (И. А. Ерменёв). Специалистов готовил гравировальный класс петербургской АХ (с 1757). Работая преимущественно в области репродукционной гравюры (Н. И. Уткин, Ф. И. Иордан), его выпускники создавали и оригинальные произведения (Е. П. Чемесов, Г. И. Скородумов).
В связи со строительством новых городов получила развитие пейзажная графика (М. М. Иванов, Ф. Я. Алексеев, В. С. Садовников). Фантастические архитектурные мотивы лежат в основе театральных графических эскизов П. Гонзаги. Широкое распространение в 18 – 1-й половине 19 вв. получили портретные рисунки и акварели (О. А. Кипренский, А. П. Брюллов, К. П. Брюллов, В. И. Гау, П. Ф. Соколов). В техниках акварели и гуаши нередко выполнялась и портретная миниатюра, развитие которой прекратилось лишь после изобретения фотографии.
Сатирическая графика Отечественной войны 1812 г. соединила традиции лубка и академическое искусство (И. И. Теребенёв, А. Г. Венецианов). Шарж, карикатура широко использовались в книжной иллюстрации (А. А. Агин, Е. Е. Бернардский). Значительной эстетической ценностью обладают рисунки писателей, выполненные на полях и отдельных листах рукописей, – грифонажи (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, А. М. Ремизов и др.). Изобретение литографии позволило приблизить печатную графику к рисунку, сделать массовым достоянием его эстетические возможности (И. С. Щедровский). Бытовой жанр представлен в графических произведениях П. А. Федотова, Т. Г. Шевченко. С развитием периодической печати сформировался жанр журнальной графики, которой свойствен преимущественно репортажный либо сатирический характер (В. Ф. Тимм, П. М. Шмельков).
Во 2-й половине 19 – начале 20 вв. значительные графические произведения создавали живописцы (рисунки и акварели И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова и М. А. Врубеля, рисунки и офорты И. И. Шишкина). Академический рисунок вновь приобрёл эстетическую ценность благодаря педагогической деятельности П. П. Чистякова. В начале 20 в. энтузиастом литографии был критик и художник С. С. Глаголь, привлёкший к этому виду печатной техники многих живописцев (в том числе А. М. Васнецова, Л. О. Пастернака). Графика как особый вид художественной деятельности культивировалась мастерами объединения «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере). Ученики Д. Н. Кардовского составили школу неоклассического направления в рисунке (Б. Д. Григорьев, Н. Э. Радлов, Д. А. Шмаринов, В. И. Шухаев, А. Е. Яковлев, Н. Н. Купреянов).
Романтические традиции начала 20 в. продолжали в сериях рисунков и акварелей М. К. Соколов, А. Г. Тышлер, А. В. Фонвизин. В конце 1910-х – 1920-х гг. большое значение приобрели агитационные виды графики, прежде всего сатирические композиции, карикатуры, тиражировавшиеся способом трафаретной печати, цветной литографии (В. В. Маяковский, В. Н. Дени, М. М. Черемных, Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов, Н. Е. Муратов, В. И. Курдов), и плакат с применением фотомонтажа (В. А. и Г. А. Стенберги, Г. Г. Клуцис, В. Б. Корецкий). Новый расцвет в 1-й половине 20 в. пережила гравюра (ксилографии А. П. Остроумовой-Лебедевой, А. И. Кравченко и П. А. Шиллинговского, линогравюра И. Н. Павлова, портретная литография Г. С. Верейского, резцовая гравюра Д. И. Митрохина, офорт И. И. Нивинского). Искусство силуэтного портрета возродила Е. С. Кругликова. Значительный вклад в развитие отечественной графики 20 в. сделан В. А. Фаворским – автором ксилографий, линогравюр, рисунков, книжных иллюстраций, создавшим также всеобъемлющую теорию графики и школу, включающую ряд выдающихся мастеров, работавших в этом виде искусства (А. Д. Гончаров, Ф. И. Константинов, М. И. Пиков и др.). С начала 1920-х гг. активно развивалось искусство оформления книги, в том числе иллюстрация детской книги (Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев, А. Ф. Пахомов, Н. А. Тырса), также станковая и журнальная графика (В. В. Лебедев, А. А. Дейнека, Н. И. Дормидонтов и др.). Диапазон выразительных возможностей графики расширили художники русского авангарда, прежде всего П. Н. Филонов и мастера его школы аналитического искусства, а также К. С. Малевич и художники его круга (В. М. Ермолаева, Эль Лисицкий). Методы конструктивизма успешно применялись в промышленной (эскизы мебели и одежды А. М. Родченко, В. Ф. Степановой) и архитектурной (В. А. Веснин, А. А. Веснин, Л. А. Веснин, И. И. Леонидов, Я. Г. Чернихов) графике.
Во 2-й половине 20 в. станковая графика стала тяготеть к «серийности», позволявшей всесторонне и глубоко раскрыть тему (И. В. Голицын, М. П. Митурич-Хлебников, В. Г. Старов, С. М. Харламов, Г. И. Захаров, Б. Ф. Французов, С. М. Никиреев). Рисунки живописцев 2-й половины 20 в. явились значительным вкладом в развитие графики (работы В. И. Иванова, В. Е. Попкова, Н. И. Андронова и др.). Графика стала одной из приоритетных форм творчества для художников-нонконформистов (И. И. Кабаков, Д. П. Плавинский, В. Б. Янкилевский, Ю. С. Злотников, А. Б. Геннадиев), мастеров, работавших в том числе в области книжной иллюстрации и графического дизайна (Д. Б. Лион, Ю. А. Нолев-Соболев, Ю. Соостер), фотоискусства (Ф. Инфантэ-Арана). Новые художественные возможности открыл синтез графики с киноискусством (Ю. А. Нолев-Соболев, С. А. Алимов), телевизионным дизайном (А. В. Одинцов), инсталляцией (О. А. Кудряшов). Значительный вклад был сделан в развитие жанра книги художника (М. С. Карасик, М. В. Погарский, В. В. Верхоланцев и др.). Среди отечественных художников-графиков конца 20 – 1-й четверти 21 вв.: П. В. Пепперштейн, В. Н. Наседкин, В. И. Башлыков, А. Д. Бисти, И. П. Маковеева, Г. С. Паштов, А. А. Харшак.